Основой сюжета «Излома времени» стала книга Мадлен Л’Энгл — американской писательницы, имя которой за пределами родины не сказать чтобы очень уж известно. Тем не менее роман претерпевает уже вторую экранизацию — в 2003 году его уже переводили на язык телевидения, но не за такие, конечно, деньжищи. В новую версию акулы индустрии развлечений вбухали больше 100 миллионов долларов, чтобы как следует воплотить в визуальном смысле плоды воображения Л’Энгл, которые, надо заметить, созрели еще в 60-х годах прошлого века. Это, конечно, нетрудно почувствовать. И хотя создатели фильма едва ли собирались вступать с аудиторией в научный диспут, произведя на свет нечто вроде «Интерстеллара» для первоклассников, старомодность сюжета полностью замаскировать не удалось. Как и прискорбную вторичность персонажей. Взять хотя бы главную героиню, школьницу по имени Мег: мама — афроамериканка, очки, высокий IQ, психологическая травма и лишенные всяческого сочувствия одноклассники, которых в умственном развитии не особенно обогнали и учителя. И если у автора первоисточника не было такой возможности, то сценаристам не мешало бы прочитать хотя бы пару книжек Стивена Кинга, где речь идет о подростках. Они этого явно не делали, именно поэтому у происходящего в фильме так мало причинно-логических связей. То есть просто написать о человеке, что он странный — этого как бы совсем недостаточно.
У «не от мира сего девочки» есть «не от мира сего младший брат», который и вовсе умен не по летам. Вундеркиндам живется невесело: четыре года назад их отец объявил миру о научном открытии, позволяющем «силой мысли» прыгать и скакать в любую точку вселенной, был осмеян почтенной публикой и вскоре после этого бесследно исчез. Чтобы догадаться, что блудный папа в исполнении Криса Пайна жив, здоров и невредим, не нужно даже смотреть трейлеры — такой уж у «Излома времени» сюжет. Режиссер Ава ДюВерней, которую заранее заподозрили в том, что под видом фильма о подростках она подсунет зрителю гимн политкорректности, делать этого не стала. Ну, почти. Но зато в смысле долгого заваривания каши она запросто заткнет за пояс любого Вуди Аллена. Оператор так вдумчиво кружит вокруг актрисы Сторм Рейд, сыгравшей Мег, что очень скоро нам кажется странной не только она, но и сама идея пойти в кинотеатр на этот фильм. Пустяковый конфликт между двумя ученицами ДюВерней растягивает на добрых 15 минут, потом еще и устраивает героине животрепещущие диалоги со школьным психологом и грустной маменькой. Когда в кадре наконец появляется Риз Уизерспун, явно склонная валять дурочку до самых титров (а уж это она умеет), хочется ее немедленно обнять. К этому моменту от тоски, нагоняемой всеми причастными к созданию картины, слипаются глаза, а ноги норовят устремиться к выходу.
Самых терпеливых ждет некая перемена тональности. Оказывается, в бездонном космосе полным-полно обитаемых островов, жизнь на них подобна классическим фильмам Тима Бёртона, а отвратительное бесформенное зло грозит им неизбежной трансформацией в неприглядные руины. Вундеркиндовый отец, явно пытаясь произвести впечатление на американское правительство и утереть нос Илону Маску, запрыгнул так далеко, что обратно прискакать самостоятельно не может.
Познавательным «Излом времени» назвать не поворачивается язык. На поучительную лента тоже не тянет. Хотя фильм все же годится для того, чтобы заранее готовить детей к неидеальности мира.
Из параллельной реальности вываливаются то ли шекспировские ведьмы, то ли Мойры, то ли чеховские сестры. В общем традиционные три взрослые женщины, с одинаковой легкостью управляющиеся и с магией, и со своими дурацкими нарядами. Труд у них, как водится, разделен: вышеупомянутая Уизерспун отвечает за слабоумие и отвагу, Опра Уинфри — за мудрость и неприятную правду, Минди Кейлинг — за что-то с первого раза непонятное. Они становятся проводницами для троицы (да какая ж Мег без первой любви!) детишек в мире запредельных расстояний и смертельных опасностей. Все это сюжетное безумие громыхает, дымится и трясется, и с большим трудом умещается в сознании ни в чем не повинного зрителя. Но ДюВерней и этого мало, а вот денег у нее достаточно. Поэтому по маршруту Земля — космические Чигири — Земля приходится двигаться, созерцая череду безумных образов, никоим образом не перекликающихся с действием.
Сказки сказками, но, когда героиня Уизерспун внезапно превращается в нечто среднее между птицей Сирин и ковром-самолетом (с головой из какой-то капусты), поневоле задумываешься о том, какая часть бюджета была потрачена на запрещенные для свободного оборота вещества. Уравновесить это с постоянными разговорами о тессерактах (тессеракт — четырехмерный гиперкуб, куб в четырехмерном пространстве), особенностях пространства и законах физики не получается. Зато получается вспомнить о том, что лучшие детские писатели прекрасно обходились платяными шкафами и кроличьими норами, не трогая при этом норы кротовые. А у съемочной группы полные рукава вот таких козырей: то актер Зак Галифианакис в образе «Провидца» примется учить главную героиню жизни (как будто ей мало Уинфри), то актер Майкл Пенья, ворочая глазами, развалится на части. Если все это для детей младшего школьного возраста, то им остается только посочувствовать. Впрочем, взрослому зрителю не сильно-то легче. Он по инерции пытается воспринимать происходящее на экране как нечто цельное, а тем временем это оказывается большой ошибкой. «Излом времени» еще мог спасти актер Пайн, но у него здесь слишком мало пространства для маневра. Остается только в полной мере оценить профессиональное выкаблучивание Уизерспун и терпеть так называемую игру юных исполнителей, которым явно велели изображать попеременно крайнюю степень депрессии и необъяснимый восторг.
Не так много времени прошло с тех пор, как зритель испытал примерно те же ощущения, посмотрев кинопроизведение «Земля будущего», но набитые ее создателями шишки явно не пошли впрок коллегам по цеху. Фильм ДюВерней длится менее двух часов, но возникает вполне климатический эффект — когда по ощущениям температура воздуха гораздо ниже, нежели по термометру. Учитывая возрастной рейтинг, гарантирующий этой истории железобетонный хеппи-энд, дожидаться его, постоянно недоумевая, очень непросто. Познавательным «Излом времени» назвать не поворачивается язык. В конце концов, зритель пребывает даже в неведении насчет того, почему лента называется так, а не иначе. На поучительную она тоже не тянет — постулаты вроде «плохо без папки» и «ребята, давайте жить дружно» выдающимися не назовешь. Главная героиня, сбросив с плеч, казалось бы, краеугольный камень своей депрессии, не очень-то и веселеет. Пережитое в одной далекой галактике она вряд ли сможет приравнять к интересному, хоть и тревожному сну. Зачем и для кого все это было, решительно неясно. Хотя фильм годится для того, чтобы заранее готовить детей к неидеальности мира. Впрочем, мир с этой задачей всегда справляется гораздо лучше.
Афишу благовещенских кинотеатров можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии