Сегодня слово «информатизация» в медицине звучит так же часто, как когда‑то — «модернизация». Электронная регистратура в Приамурье работает с 2012 года во всех областных, районных и городских поликлиниках. Параллельно внедряется и электронная медицинская карта — не только в поликлинической сети, больницах и диспансерах, но и сельских амбулаториях. Однако есть проблемы. Не охваченными электронной системой медкарт пациентов остаются сельские участковые больницы, амбулатории и ФАПы, не оснащенные компьютерной техникой, где нет интернета или он нестабильный. Во многих населенных пунктах интернет есть, но он не широкополосный, проще говоря, постоянно тормозит. А кое-где в ФАПах нет даже телефонной связи.
— В этом году будет реализован проект Ростелекома — скоростным интернетом обеспечат в районах области 84 больницы, поликлиники и их структурные подразделения на территориально выделенных площадках, — озвучили в Амурском медицинском информационно-аналитическом центре. — Еще десять учреждений здравоохранения обеспечат устойчивым интернетом в 2019 году.
Первое медицинское учреждение в Амурской области, которое стало внедрять smart-технологии в сфере здравоохранения, — это областная детская клиническая больница. Здесь еще в 2005 году начали разрабатывать программное обеспечение для поэтапного ввода всей информационной системы клиники.
В электронном архиве легко найти любую историю болезни по фамилии пациента и за минуту посмотреть, какое лечение он получал.
А с 2007‑го стали вводить электронные истории болезни, которые зацикливают на себе все лечебно-диагностические корпуса и службы.
— У нас в принципе нет необходимости писать от руки рутинно какие‑то назначения пациентам, анализы, дневники и все остальное. Все это есть в электронном документообороте, — рассказал главный врач АОДКБ Руслан Белоус. — Все виды обследований, которые существуют в данный момент у пациента в онлайне, отражены в его истории болезни. Постепенно мы внедряли различные модули, и на сегодняшний день для всех клинических и параклинических подразделений (это лаборатория, рентгенологическое, физиотерапевтические и другие диагностические отделения) существует своя адаптированная электронная версия. Это настолько удобный системный продукт, что мы уже не представляем работу без него — ни медицинские сестры, ни врачи, ни административный персонал. Если ребенку требуется высокотехнологичная медицинская помощь в центральных клиниках, то родителям в любом случае выдаем бумажный вариант документов, заверенный нашими ведомственными штампами. Но параллельно в Москву, Санкт-Петербург или Новосибирск, где будет лечиться ребенок, направляем еще и электронный пакет документов. Это удобно.
560183
электронных медицинских карты насчитывалось в области в 2017 году, 425 тысяч — в 2016 году, 426 тысяч — в 2015-м
По словам главного врача детской клиники, от внедрения цифровых технологий и электронного документооборота плюсов много. И один из них — архивация документов. Любая история болезни хранится 25 лет в архиве и только потом будет уничтожаться. Но сегодня это уже не огромные тома, документы не такие объемные, к тому же они читабельные. Раньше, если требовалась история болезни или операционный журнал пятилетней давности, приходилось их искать и поднимать из архива. Сейчас легко найти любую историю болезни в электронном архиве по фамилии пациента и за минуту посмотреть, что у него было — какие операции, какое лечение. База данных накопилась уже за 11 лет.
— Мы создали собственный системный продукт и на практике доказали состоятельность своей электронной истории болезни, — подчеркивает Руслан Белоус. — Все остальные больницы работают с другой версией электронной истории болезни. Мы сравнивали — наш продукт оказался лучше. Он лицензирован, мы являемся правообладателями, можем его продавать и сами устанавливать. В этом отношении мы — пионеры среди лечебных учреждений области однозначно.
Преимуществ много
Электронные медкарты вряд ли изменят бесплатную медицину до неузнаваемости, но плюсы пациенты смогут ощутить. Среди учреждений амбулаторно-поликлинической сети одной из первых осваивать информационные технологии начала поликлиника № 4 в Благовещенске. За три года, как здесь ввели электронную запись к врачам, даже пенсионеры хорошо освоили терминал, который стоит в холле. Записываются сами без проблем.
— Уже в течение трех лет мы полностью разгрузили регистратуру. За талоном к врачу уже никто не обращается. И за картой медицинской тоже, — говорит главный врач поликлиники Наталья Дубоделова. — Накануне вечером мы делаем распечатку всех пациентов, кто записался на прием к врачам на следующий день. Подбираем амбулаторные карты и относим врачам. И пациент сразу идет на прием к доктору. Единственно, к регистратору могут подойти экстренно обратившиеся пациенты.
Благодаря внедрению информационных технологий лечиться амурчанам становится удобнее.
Все 95 врачей поликлиники обеспечены персональными компьютерами, а 40 тысяч пациентов — электронными картами. Их начали вводить здесь еще пять лет назад. Преимущества оценили и пациенты, и медики.
— Люди часто обращаются к врачам с запросами. Просят выдать копию амбулаторной карты или копию лабораторных анализов, чтобы показать специалисту медицинского центра. И доктору не составляет труда открыть базу данных и распечатать все на принтере. Иногда бывает, что страховые компании или фонд ОМС забирают амбулаторные карты на экспертизу. Но для пациента это никаких проблем не создает: ждать, когда карту вернут, не надо. У доктора есть вся информация. И это еще не все преимущества электронной карты, — констатирует главврач поликлиники. — В перспективе мы будем видеть электронные карты пациентов буквально всех лечебных учреждений, в том числе и частных медицинских центров. А с ноября прошлого года мы ввели новый сервис — выдаем электронные листы нетрудоспособности. Последние два месяца выдали 98 процентов электронных больничных листов. Подделать такой листок нетрудоспособности невозможно. Потому что запрос мы делаем через ФСС Российской Федерации — номер для оформления документа в своей поликлинике берем там.
Врач — рецепт — аптека
К информационным плюсам можно причислить еще электронную запись в областные медицинские учреждения пациентов этой поликлиники. К примеру, терапевт считает, что пациенту необходима консультация проктолога или другого специалиста, который есть только в областной больнице. Доктор может тут же зайти в электронную базу лечебного учреждения и записать пациента. У каждого врача своя электронная цифровая подпись, которой он заверяет назначения, больничные листы и рецепты. Все очень серьезно и очень удобно.
В перспективе врачи поликлиник будут видеть электронные карты пациентов даже частных медцентров.
Докторам внедрение информационных систем существенно облегчило работу. Не надо писать лишний раз назначения на анализы — лаборанты увидят все сами в электронной карте пациента.
— Сейчас мы отрабатываем еще одну программу — наша поликлиника будет связана с одной из ближайших аптек. Что это даст? Мы будем знать, какие препараты имеются в наличии, особенно для льготной категории пациентов, и какие есть аналоги. И когда больной человек придет в аптеку, не будет возникать таких ситуаций, что рецепт наш остался «на отсрочке». Доктора будут выписывать уже те препараты, которые имеются в аптеке. Как только отладим работу с одной аптекой, сразу закольцуем в информационную систему еще одну аптеку, — подытожила Наталья Дубоделова.
МНЕНИЕ
Андрей Субботин, министр здравоохранения Амурской области:
— Безусловно, для реального преобразования условий труда медицинских работников, уменьшения объемов бумажной работы необходимо активное внедрение в медицинских организациях информационных систем. Мы планируем к концу 2018 года подключить к Единой государственной информационной системе все больницы и поликлиники региона.
Как вы знаете, в области организована телемедицинская связь между медицинскими организациями. Сеть охватывает 27 медицинских организаций развитой системой видео-конференц-связи.
Формирование Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) имеет огромное значение. Это позволит внедрить перекрестный электронный документооборот и личный кабинет пациента, создать архив цифровых медицинских изображений. Так что, без преувеличения, информатизация предоставит нам возможность выйти на новый уровень эффективного управления здравоохранением, а значит — и качества оказания медицинской помощи.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии