Фото: Архив АПФото: Архив АП

ВЭБ может предоставить проектное финансирование для электростанции, а в качестве соинвестора привлечь крупнейший китайский госбанк China Development Bank (CDB), пишет РБК со ссылкой на свои источники. CDB — стратегический партнер ВЭБа, который уже профинансировал его проекты на 10 миллиардов долларов США и продолжает выделять деньги, в том числе на энергетические проекты, уточняет издание.

Мощность электростанции составит 4 ГВт, также предполагается построить ЛЭП в Китай и начать разработку Ерковецкого угольного разреза. Строительство ТЭС, линий электропередачи и шахт может обойтись компаниям в более чем в 10 миллиардов долларов, оценивает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Скляр.

Строительство Ерковецкой ТЭС для поставки электроэнергии в Китай обсуждалось с 2010 года. В 2015-м «Интер РАО» должна была закончить технико-экономическое обоснование проекта. Предполагалось, что «Интер РАО» и SGCC будут добывать 35 миллионов тонн угля в год на Ерковецком разрезе. Рядом с разрезом построят самую большую тепловую электростанцию в России мощностью 8 ГВт. Они также планировали провести в Китай 2 000 километров высоковольтной ЛЭП. В 2015-м весь проект оценивался в 15 миллиардов долларов.

Но в том же году темпы роста потребления электроэнергии в Китае резко снизились. Проект Ерковецкой ТЭС, ориентированный на экспорт, пришлось заморозить. В последние два года потребление в Китае растет, «Интер РАО» и китайские партнеры снова решили вернуться к проекту. С учетом интереса Внешэкономбанка шансы на строительство Ерковецкой ТЭС серьезно выросли, добавляет РБК.

Теперь планируемая мощность электростанции снижена вдвое (до 4 ГВт). Она позволит выработать примерно 20–30 миллиардов кВт/​ч в зависимости от загрузки. При этом ежегодный прирост потребления в Китае составляет около 400 миллиардов кВт/​ч, но пока страна импортирует всего 6 миллиардов, из них 3,3 — из России. В рамках проекта «Интер РАО» хотела бы заключить с китайскими потребителями долгосрочный контракт примерно на 25 лет. Теоретически проект может быть интересен китайской стороне. Сейчас цена на электроэнергию в Китае без учета затрат на транспорт на 20–40 процентов выше, чем в России, рассуждает Владимир Скляр.

С учетом избытка мощности на Дальнем Востоке Россия и сейчас может увеличить экспорт, но в последние несколько лет объем поставок энергии в Китай остается небольшим, замечает аналитик «ВТБ Капитала». Китай стремится сократить выработку угольных ТЭС внутри страны в рамках Парижского соглашения по климату, но импорт энергии Ерковецкой ТЭС кардинально эту проблему не решит, считает он.

Владимир Скляр говорит, что Пекин считает энергетику стратегической сферой и не готов ставить себя в зависимость от крупного зарубежного экспортера.

Возрастная категория материалов: 18+