Вобравший в себя всю жанровую банальщину сюжет, недорогие спецэффекты и привязка к истории, над которой можно только посмеяться: поклонники продюсера и режиссера упорно ищут в фильме положительные стороны, хотя удачные моменты из него нужно доставать пинцетом, настолько они несущественны. Тем более что над всем воцаряется стандартный национальный пафос, преодолеть который не удается даже самым циничным персонажам.
Задолго до премьеры Абрамс по традиции включил специальную установку, которая создает вокруг любого проекта туман таинственности — это его личная разработка, которая не простаивает зря. Сарафанное радио сделало остальную работу. В частности, «Оверлорд» тут же причислили к серии фильмов «Кловерфилд», к которой продюсер время от времени с удовольствием возвращается. Сыграло роль и название, хотя американскому зрителю уж точно должно быть известно, что так во время Второй мировой войны называлась операция по освобождению Франции силами государств-союзников – она еще с высадки в Нормандии началась. События, якобы предшествовавшие этой самой высадке, и описаны в фильме. И если вы настроились на то, что зомби начнут лезть из всех щелей, клацая челюстями и протягивая к жертвам уродливые руки, это зря.
Абрамс решил смешивать ингредиенты с почти издевательской медлительностью, чтобы кино выглядело чуть ли не экспериментальным. Для пущего эффекту на режиссерскую должность позвали Джулиуса Эйвери, который больше десяти лет назад снял короткометражку, вызвавшую одобрение Каннского жюри, и после этого уже загубил один полноценный мэйнстрим-проект («Молодая кровь») своим непопулярным подходом. В «Оверлорде» он пришелся кстати. Нужно было намекать на Тарантино и не забывать об атмосфере видеоигры.
Со сцены, которая годится исключительно для вступительного видеоролика для военного «шутера», «Оверлорд» и начинается. Солдаты летели, шутили и тревожились, потом шаблонный сержант произнес горделивую речь, заодно обозначив цель миссии, потом всё рухнуло и в живых остались только нужные персонажи. Зрителю не терпится перезарядить винтовку и начать отстреливать вооруженные силы Рейха, но вместо этого приходится сидеть и ждать, когда уже покажут замок Вольфенштейн. Бравым янки, отличающимся друг от друга примерно так же, как солдаты Урфина Джюса, необходимо вывести из строя антенну, которая мешает работе авиации. Через шесть часов начнется непосредственно высадка основных сил, и вся надежда на крошечный отряд, который даже на местности ориентируется не очень. К счастью, по окрестностям разгуливает молодая и прекрасная жительница французской деревни, которую так и норовят обидеть оккупанты. Мозгов у них, как водится, не наблюдается, и рядовые никак не могут запомнить в лицо женщину своего командира. Йохан Филип Асбек приложил все силы, чтобы создать самый стереотипизированный образ офицера СС в истории кино. Гнусный негодяй склоняет француженку к сожительству шантажом, ведь в этой деревушке творятся очень-странные-дела, население уводят в катакомбы, из которых оно уже не возвращается, а если возвращается, то лучше бы этого не делало.
Продемонстрировав зрителю краешек монстра, создатели картины не успокаиваются и продолжают лепить военную драму, добавляя в повестку дня вопросы дивной оригинальности. Можно ли подвешивать пленного на крюк и лупить кастетом, если он крайне неучтив с дамами? Нужно ли соблюдать субординацию, если хочется совершать романтические подвиги? На каком языке разговаривать друг с другом? Комфортно разместившись в самом логове оккупантов, герои фильма треплются на отвлеченные темы, успевая перерождаться в моральном смысле, но время идет, а проклятая антенна остается целехонька. Условно главному герою приходится на время отказаться от флирта с новой знакомой и отправиться в подземелья, где лишенные всего человеческого нацисты и лояльные им ученые терзают несчастных крестьян.
Тут Эйвери наконец закатывает рукава и принимается за экшен, подогревая его жуткими образами, а заодно рассказывает совсем уж заезженную историю про тайную речку, в которой течет сказочная мертвая вода. Используя чудовищного вида шприцы, нелюди в белых халатах вкалывают жидкость в обезумевших от страха подопытных, отчего они становятся неадекватными, зато могут выдержать автоматную очередь. На кой черт это надо немцам, у которых имеются проблемы поважнее, не объясняется. Все как в играх.
Если вы настроились на то, что зомби начнут лезть из всех щелей, клацая челюстями и протягивая к жертвам уродливые руки, это зря.
Все сводится к плохо продуманной «Обители зла» про то, что ужасное вещество не должно попасть ни в чьи руки. Патриотизм патриотизмом, но американские солдаты понимают, что какому бы государство ни достались чудодейственные шприцы, оно первым делом наладит работу подземных лабораторий и обязательно найдет тех, на ком проводить эксперименты. При этом режиссёр умудряется снять пару по-настоящему удачных сцен, которые особенно хороши потому, что «Оверлорд» в принципе лишен иронии по отношению к происходящему. Большую часть времени эта серьёзная мина раздражает, но иногда срабатывает на пользу. Впрочем, речь скорее об исключениях, потому что концовка фильма состоит сплошь из самопожертвований, отваги и отпора душителям всех пламенных идей.
Главный злодей, который с первых кадров напрашивается на инъекцию, добивается своего и начинает в духе комиксов нести потрясающую ахинею про истинное предназначение и сверхлюдей. Эйвери тут же собирает из подручного материала противоположность чудовищу, чтобы показать разницу между демократией и тоталитаризмом, а также позволить режимам как следует набить друг другу морды. Отметим старания Уайатта Рассела, который даже в подобных проектах стремится выглядеть не хуже знаменитого отца. Ну или хотя бы не менее знаменитой матери.
Поставив жирный крест на всех дьявольских потугах захватчиков, Эйвери оказывается в тупике. В игре нас бы просто отправили в следующую миссию, а тут надо какой-то прощальный реверанс изображать. Для этого используется еще один шаблон, потому как смысла вести им подсчет уже нет. Зачем снимали «Оверлорд», так и остается непонятным. На тему намеренного переписывания истории избыточно высказались «Бесславные ублюдки», а уж про войну и подозрительные шприцы написано и снято столько, что не перекричишь. С экранизациями игр у кинематографа и вовсе проблемы, на десяток совсем плохих приходится одна средней паршивости. Выдержать баланс жанров не удалось, и это неудивительно, делать что-то новое вообще никто не собирался с самого начала. В сухом остатке имеем крайне неубедительное кино с несколькими качественными боевыми сценами, а также нечто вроде задела для какого-нибудь телесериала, формат которого позволит и романтическую линию развить, и историю природного феномена рассказать, и монстрам больше пространства выдать. А пока все выглядит как демонстрация подсознательного страха Нового Света перед Старым. Мол, мы прилетели вам помочь, а вы вон чего друг с другом творите. Прекратите немедленно.
Афишу благовещенских кинотеатров смотрите ЗДЕСЬ.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии