Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Мама, папа и Даниэла

— Светлана Геннадьевна, примите наши искренние поздравления! Как назвали малышку?

— Даниэла. Имя доченьке подбирали долго. Папа у нас Денис, и для меня было важно, чтобы имя начиналось с буквы «Д» и абсолютно подходило к отчеству. Фамилия Любич, поэтому хотели, чтобы была и буква «Л». Но главное, что оно несет энергию — настойчивая, волевая. Это имя носят много знаменитых спортсменок. Пусть наша «вишенка» будет такой. Я рожала в Москве, под контролем своей подруги. Это выпускница нашей Амурской медицинской академии Наталья Ли. Мы вместе с ней когда‑то работали, вместе кандидатские диссертации защищали. Я ей полностью доверяю. И все прошло хорошо. Родила 8 октября, а 25‑го уже вышла на работу.

— Малышке еще не было 20 дней! Некоторые мамы боятся и на шаг отойти от ребеночка.

— Мне тоже хочется сидеть с ней рядом — любоваться, нюхать, гладить это долгожданное чудо. Но, я думаю, ей нашей любви хватает. Я не могу уйти в декрет и все оставить — у нас с пациентами совместные протоколы с Красноярском и Москвой, где одни из лучших клиник ЭКО в России. И с ними на таком уровне в Амурской области никто не работает. Меня ждут пациенты. Я стала мамой, и буду дальше помогать это делать другим женщинам. Поэтому веду прием три раза в неделю по два-два с половиной часа.

— Грудью кормите ребенка?

— Нет. Чистое грудное вскармливание для меня невозможно, а смешанное, на мой взгляд, тяжело и для мамы, и для ребеночка. Думаю, что женщинам, которые рожают после сорока, учитывая возрастные аспекты, это стоит делать обдуманно. Надо взвесить возможности своего здоровья.

Дорога к ЭКО

— Вы плотно занимаетесь ЭКО уже десять лет. Сколько деток появилось на свет из пробирки, не считали? Может, кому‑то крестной мамой стали?

— У меня уже есть две крестные дочери, которым я тоже помогла появиться на свет. Это дети моих подруг. Наверное, уже хватит. (Смеется.) Связь со многими пациентами, конечно, до сих пор сохраняется. Некоторые уже по третьему родили. Не обязательно с ЭКО, но с прегравидарной подготовкой. У меня есть пациентка, которая 9 лет сидела в декретных отпусках и наконец‑то в прошлом году вышла на работу. Первые годы я вела журнал, куда старательно записывала, кто из моих пациенток родил после ЭКО, как назвали ребеночка, какой у него вес… Потом перестала. Это очень сложно и отнимает много времени.

— Судя по вашему опыту, какие проблемы здоровья чаще всего становятся препоной для материнства?

— Я читаю лекции в медакадемии по теме «Вспомогательные репродуктивные технологии». В прошлом году делала анализ: среди моих пациентов, которые ездили на ЭКО, на первом месте оказался мужской фактор. Самое грустное, что мы в Благовещенске не имеем самых современных методов обследования мужчин. У нас такие пациенты застревают годами. Когда я вижу такие семейные пары, я всегда говорю: мужчине надо ехать обследоваться в Новосибирск, Москву или Санкт-Петербург, где в центрах ЭКО можно сделать необходимые анализы. Если говорить о женщинах, то на первом месте трубное бесплодие, возникающее, как правило, из‑за непроходимости маточных труб. Чаще всего это связано со спаечным процессом после оперативных вмешательств, проблем с кишечником, последствиями аборта и перенесенных воспалительных процессов.

«У меня здесь родители, которых я очень люблю. Уехать куда‑то далеко и страдать, что ты не можешь их видеть… И опять начинать все с нуля, кому‑то доказывать, какой ты профессионал. Если когда‑то мне и придется сдвинуться с места, то это будет не скоро», — ответила Светлана Зражевская-Любич на вопрос о том, не собирается ли она уехать из Благовещенска.

Но мы живем в замечательной стране, в которой возможно все в плане достижения беременности. Есть семьи, которые живут без детей, и у них все хорошо. Но я считаю, выбор должна делать сама женщина — нужен ей ребенок или нет. Не мужчина, который рядом с ней живет, а она сама. Сколько мы знаем примеров, где мужу сегодня ребенок не нужен, и он клянется в этом, а потом выясняется, что молодая подруга на стороне ему родила и он уходит.

Если женщина хочет иметь ребенка, то способы достичь желаемого есть. Сама она не может выносить дитя — для нее выносит плод суррогатная мать, если у нее нет яичников — ей дадут возможность использовать донорскую яйцеклетку, нет партнера — донорскую сперму. Вариантов много, и все они доступны и разрешены в России.

— Некоторые боятся суррогатного материнства и тем более не приемлют вариант с донорской яйцеклеткой.

— А почему вы решили, что у вас такой замечательный организм, ребенок родится абсолютно здоровым, и вы не боитесь наградить его какой‑то наследственностью? Ведь есть же пациенты с высоким риском рождения больного ребенка, которым не рекомендуется рожать самим. Или тогда нужно делать сложный и дорогостоящий генетический анализ. В таком случае предлагается здоровая донорская яйцеклетка. Почему бы и нет? Мамой‑то будет сама женщина. Для меня понятие «физиологическая мама» вполне приемлемо. И мне жалко тех женщин, которые этого пугаются и не понимают. Вот она сидит льет слезы: «Я хочу своего генетического ребенка». Но не можете вы стать биологической мамой, почему не можете этого понять?

Мужской тормоз

— У меня есть пациентки, которых очень сильно тормозят мужчины. Летом андролог отправил ко мне семейную пару, потому что у мужа глубокий фактор бесплодия. Лечение безуспешное, мы стали готовиться к ЭКО. А муж принял другую позицию: он решил, что дети от ЭКО какие‑то «недостаточно умные и не совсем здоровые». И свою 35‑летнюю жену мучает теперь. Говорит: «Никуда не поеду, не хочу. Я решил, что нам это не надо». Главное — «нам»! Конечно, жаль эту здоровую девушку, которая способна выносить и родить ребенка, но муж не разрешает.

Другой пациентке муж два года компостировал мозги — что у него какие‑то проблемы со здоровьем. У них практически не было половой жизни, а 30‑летняя женщина усердно ждала, когда же муж поправится. И что, думаете, случилось через два года? Ушел к другой и живет счастливо, родили ребенка. Но своей ложью он отнял у женщины два года — два репродуктивных года. Вот что печально. И как сложится ее судьба, еще неизвестно.

Женщина ограничена возрастом

— Какие еще причины мешают женщине забеременеть?

— Иногда приходит пациентка вся обследованная — в рамках того, что мы можем у нас в регионе сделать, у нее все нормально и муж фертилен, а долгожданных детей нет. В таком случае речь может идти о психологическом факторе. Тогда решаем, что они отпускают ситуацию, живут спокойно, едут на отдых, дальше планируем беременность. Но мы ограничиваемся временем — год или два, а потом в любом случае необходимо менять ситуацию, нужно что‑то делать: стимуляцию овуляции или использовать методы ВРТ.

— Почему всего год-два?

— Женщина ограничена в детородном периоде. У мужчины сперматозоиды сохраняют свою активность до конца жизни, теоретически сохраняется способность к оплодотворению. А у женщины резерв яйцеклеток ограничен. Девочка ведь рождается с определенным запасом яйцеклеток. И у каждой он разный. У кого‑то этого запаса и до 55 лет хватит, а у кого‑то он до 30 лет.

Если в старости мне нечем будет заняться, я начну писать о женских судьбах. Неосуществимая мечта иметь ребенка, бездетность — душевная боль, которую не все могут пережить. Кто‑то сдается и спивается, а кто‑то борется до конца. Есть очень упертые пары. Одна из моих пациенток сделала 15 попыток ЭКО, и она родила! А есть пациентка, которая без мужа для себя родила троих. Она выбрала такую позицию в жизни и счастлива. 

— Сколько лет самой возрастной пациентке, которой помогли стать мамой?

— Это была пациентка, которая родила в 46 лет. Причем беременность и роды у нее были первые.

— Почти как и ваш случай, тоже редчайший и счастливый. И что не менее удивительно: многие даже не подозревали о вашей беременности. Как удалось это скрыть при такой известности и публичности?

— Близкие, друзья оберегали меня от лишней информации и вопросов, предполагая, какой ажиотаж и обсуждение вызовет эта новость в городе. Те люди, которые знают, с каким трудом мне многое в жизни далось, в том числе и личное счастье, меня поймут. Поэтому о моей беременности практически до момента родов многие не знали.

— Если получится вдруг еще забеременеть, второго ребенка родите?

— Да!

Возрастная категория материалов: 18+