Джейсон Момоа подписался на роль бородатого мужика, который часами плавает под водой в штанах и ботинках, еще в 2014 году — и «Аквамен» стал третьим появлением его персонажа. Постановщик Джеймс Ван, который то на «Астралах» кучу денег заработает, то «Форсаж» оживит, по задумке должен был проделать нечто подобное и с первым в своей карьере супергеройским кино. И пошел по дорожке не просто проторенной, а еще и огороженной по краям высоким забором с колючей проволокой: знакомство родителей, появление необычного ребенка, условное детство, условное отрочество, условная юность, готовый на всё татуированный бородач. Все это Ван проскакивает с поистине кавалерийским напором, слегка отвлекаясь на вставную (и до неприличия нелепую) сцену с прошедшей процедуру компьютерного омоложения Николь Кидман. Ее героиню с дырочкой в правом боку море выбросило на берег, невзирая на статус царицы Атлантиды. Недорусалка попадается на глаза одинокому смотрителю маяка, съедает его аквариумную рыбку, глупо гримасничая, а потом любовь и разлука. Сюжет делает прыжок (еще кое-что потом расскажут флешбэками), и вот уже один из самых дурацких антигероев в истории комиксов атакует российскую подлодку, набитую перепуганными морячками и одним несгибаемым офицером, а Аквамен приходит на помощь. Захватчики утверждают, что они пришли грабить. Зал начинает хихикать.

Вану трудно, армии сценаристов — тоже: из Артура Карри (так зовут героя в миру) необходимо сделать связующее звено между Атлантидой и остальным человечеством, но получается черт знает что. Аквамен не проявляет никакого интереса к подводному царству, которое сотрясают геополитические бедствия — он предпочитает совершать локальные подвиги, а потом любоваться собой на телеэкране. Для этого есть прибрежный бар, в котором Артур со все еще безутешным отцом пьют пиво лошадиными порциями и фотографируются с какими-то байкерами. Делать нечего, подводным жителям приходится создать угрозу человечеству (довольно сомнительную), чтобы обратить на себя внимание претендента на престол. Братец Аквамена Орм ёрзает на троне, но отдавать его не готов; невеста Орма беспокоится насчет грядущей войны (погибнут миллиарды!), но еще больше увлечена подмигиванием Артуру; советник Орма тоже работает против него. Зрителю предлагают окунуться в эти дешевые придворные дрязги с головой, соблазняя видами подводных мегаполисов, о которых ничего не знают на суше, да разного рода диковинными зверушками. Внезапно главный герой и его новоявленная подружка становятся участниками квеста, больше всего напоминающего телепередачу «Орел и решка» — а там и главный артефакт в руки упадет, и четыре царства в придачу.    

Публика, конечно, рада бесконечным интерьерам Атлантиды, но очень быстро от них устает, потому что так называемый конфликт повисает посреди морской пучины и никуда не желает двигаться. Орм грозит человекам войной и забрасывает их мусором, Артур с Мерой сражаются с дурацким злодеем, который сделал себе уморительно огромный шлем и пуляется лазерами из глаз, папа продолжает грустить на причале по утрам. Человечество вроде бы нужно защищать, но его как бы не существует — зато существуют исторические ценности, которые аквамен со своими неприятелями радостно разносят в щепки, приправляя это дело забавными прибаутками. Уровень юмора постепенно снисходит до естественных потребностей человека и проблемы отсутствия антиперспиранта, который мог бы действовать под водой. Человечество продолжает спокойно спать, сбрасывать в море отходы производства и бороздить глубины на атомных крейсерах. Несчастный Аквамен тщетно пытается понять, на чьей стороне ему выступать, но и на суше, и в воде до него на самом деле никому нет дела. История завершается так называемой масштабной баталией, которая больше всего напоминает мультфильм про Губку Боба, в который зачем-то вложили миллионы долларов. Для того чтобы обитатели глубин прекратили уничтожать друг друга, нужно гораздо больше усилий, чем для завоевания трона.

Сценарий умудряется сочетать  абсурд с предсказуемостью, рассчитанную на кого угодно, только не на современную публику.

Актер Момоа выжимает из себя максимум брутальности, но если в «Игре престолов» к этому располагал немногословный и суровый персонаж, то в «Аквамене» мы получаем расписного деревенщину в несуразных ботинках, главная суперспособность которого — ломать собственным туловищем стены зданий и прочую мебель. С геройством тоже вышло не очень: от локального (и очень сомнительного) подвига Артур сразу же переходит к глобальному спасению человечества — в итоге как следует не воспринимается ничего. Актриса Херд, конечно, мила, а ее персонаж подкупает всеми этими спонтанными прыжками из самолета. Но полноценной героини за образом не разглядеть. Кидман и Дефо старательно отрабатывают второй план, но стоит одной взять в руки огромную вилку, а другому усесться на открывающую ротик боевую акулу, как в сознании зрителя срабатывает защитное устройство, блокирующее переизбыток абсурда. Сценарий же умудряется сочетать этот абсурд с предсказуемостью, рассчитанную на кого угодно, только не на современную публику. Она сразу же начинает вспоминать про Marvel и бурчать насчет того, что для внезапного сюжетного поворота недостаточно одного только воскрешения персонажа, погибшего перед этим исключительно на словах. Особенно, если на основную линию этот персонаж никоим образом не влияет, а нужен только для трогательных объятий в лучах рассвета.

С диалогами — беда, но к этому, пожалуй, действительно пора привыкать. Остается только аляповатая визуалочка, но ее опасность для психики не мешало бы проверить сотрудникам прокуратуры. Хотя оператору на фоне всего остального можно поставить только высший балл. И даже вполне официально недоделанные спецэффекты не особенно раздражают глаз. Гораздо больше его раздражают сделанные под копирку сцены «мы мило беседовали, но тут раздался взрыв», обоймы клише, без которых как бы нельзя сделать зрелищный комикс (Нолан рыдает), а также неожиданные до приступов зевоты сюжетные ходы. Куда подевалась с таким трудом созданная Лига Справедливости, неважно — в отпуск разъехались ребята, а Аквамен и сам отлично справляется. Впрочем, задавать этот вопрос создателям фильма и не хочется. Ван с командой явно нужны были не для спасения многострадальной комикс-вселенной, а для заработка денег для тех, кто будет дальше скрипеть мозгами, размышляя, куда плыть дальше. В этом плане стерильность «Аквамена» даже на руку: все, что мы увидели в этой картине, нетрудно смыть водичкой, как акварельную краску с листа, и нарисовать новые приключения. В конце концов, бородатый и мускулистый мужик с трезубцем может оказаться где угодно и сразиться с кем пожелаете. И вообще — скажите спасибо за Дольфа Лундгрена.

Афишу благовещенских кинотеатров смотрите  ЗДЕСЬ.

Возрастная категория материалов: 18+