Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №12 (28102) от 26 марта 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
29 марта 2020,
воскресенье

«Моя тунгусочка»: как благовещенский фотограф влюбился в эвенкийку и северную тайгу

Люди

Скажи ему пять лет назад, что он по собственной воле на месяц уйдет в тайгу — не поверил бы. Тогда начинающий благовещенский фотограф Владимир Воропаев ехал в первую творческую командировку. Половина суток автобусом, полдороги — по селемджинскому серпантину. Дряхлое село Ивановское, по-эвенкийски Ульгэн, приравненное к районам Крайнего Севера. За щербатыми заборами которого еще пытаются сберечь культуру исчезающего народа. В обратный путь вдохновленный горожанин возьмет не только исторические снимки — в нем поселится любовь. Не пройдет года, как избранницей Владимира станет эвенкийка. В 2018-м у них родится сын, которому славянский папа принципиально даст эвенкийское имя. 

«Моя тунгусочка»: как благовещенский фотограф влюбился в эвенкийку и северную тайгу / Скажи ему пять лет назад, что он по собственной воле на месяц уйдет в тайгу — не поверил бы. Тогда начинающий благовещенский фотограф Владимир Воропаев ехал в первую творческую командировку. Половина суток автобусом, полдороги — по селемджинскому серпантину. Дряхлое село Ивановское, по-эвенкийски Ульгэн, приравненное к районам Крайнего Севера. За щербатыми заборами которого еще пытаются сберечь культуру исчезающего народа. В обратный путь вдохновленный горожанин возьмет не только исторические снимки — в нем поселится любовь. Не пройдет года, как избранницей Владимира станет эвенкийка. В 2018-м у них родится сын, которому славянский папа принципиально даст эвенкийское имя. 

Фото с выставки Владимира Воропаева под названием «Дегдерен Эведы Тоготкон», что в переводе с эвенкийского означает «Горит эвенкийский огонь».

Единственная пряталась в тайге

До 2015 года Владимир Воропаев не догадывался, каким большим может оказаться мир родного региона. 

— Я только отучился в академии фотографии. Начал заниматься практикой и решил поучаствовать в конкурсе Русского географического общества, — вспоминает он.

«Про коренные малочисленные народы знаешь? Езжай к ним», — посоветовал начинающему мастеру наставник. Владимиру пришлось поискать перевозчика: с благовещенского автовокзала в такую даль не отправляли. Как раз успел на августовскую спартакиаду в Ульгэне. В глаза бросалась нищета и ветхость деревни, заброшенной вдаль от цивилизации. Но городской парень сквозь объектив своего фотоаппарата заметил не это. 

«Помню, как в 6-м классе мы поехали в лагерь и дети называли нас китайцами. Я долго стеснялась. Только повзрослев, преодолела эти комплексы», — делится Елена.

— Я участвовала в спартакиаде: и в прыжках, и бегала. Но он меня не видел. Для него я была как спортивная масса. Стоило надеть костюм, унты, взять бубен… Конечно, в объектив попала,  — улыбается избранница фотографа Елена Пашкевич. 

В финале спортивного мероприятия она танцевала в составе местного ансамбля «Дюгэлдын».  Стала фотомоделью для приезжего гостя. «Тогда у меня стрельнуло», — признается Владимир. Однако уехал он, даже не познакомившись с девушкой из общины. Прошло почти полгода, пока между ними завязалась переписка в соцсетях. «Лена училась на втором курсе медакадемии. В Благовещенске мы жили рядом, два квартала!» — недоумевает Владимир, почему они ни разу не встретились хотя бы в автобусе. В марте 2016-го они уже путешествовали вместе в Ульгэн на День оленевода. Эвенкийская девушка решительно пригласила русского парня в гости, познакомила с мамой. А позже наедине первой призналась в любви. «Я смелая и прямолинейная, как настоящая эвенкийка», — рассказывает она. 

—  Для каждого человека есть лишь один другой человек, — уверен Владимир, что нашел в амурской тайге свою единственную половинку.

Культуру передают по наследству

В октябре 2018-го Елена и Владимир стали родителями. На свет появился их сын. «Имя малышу мы придумали еще за год до беременности. Ему месяца не было, как сказал свое первое слово "ая"», — смеется Владимир. «В переводе с эвенкийского означает "хороший". По сути он сказал свое имя», — подхватывает Елена. Мальчика назвали Аяр-Ярослав. 

—  Что означает это имя? Вы дали свое, Вова — свое?

— Наоборот. Вова дал эвенкийское имя, а я — русское.  Если бы не Вова, я бы не решилась никогда дать эвенкийское имя ребенку, — признается Елена, долгие годы испытывавшая неловкость за свое происхождение. 

«Когда я говорю, что я эвенкийка по национальности, многие спрашивают: «А кто это?» Помню, как в 6-м классе мы поехали в лагерь и дети называли нас китайцами. Я долго стеснялась. Только повзрослев, преодолела эти комплексы», — откровенно рассказывает Елена.  Русский муж настойчиво гордится корнями любимой, всячески подчеркивая их. 

— В загсе заявили, что сейчас национальность не указывается. И в свидетельстве о рождении поставили прочерк. Я в этот же вечер успел зайти в органы, подготовил письмо, чтобы нам поставили национальность обязательно. В документе теперь указано, что мать эвенкийка, а сын — эвенк, — рассказывает Владимир.

В последующем происхождение даст Аяру-Ярославу некоторые преимущества. К примеру, эвенкам не подняли пенсионный возраст во время проведения нашумевшей реформы. Однако в семье во главе угла стоит не вопрос о льготах, Владимир и Елена стремятся сохранить в новом поколении уходящую культуру. 

Горожанин и эвенка создали общину

«Многие эвенки, уезжая из села, забывают традиции. Многие не называют себя эвенками и говорят, что они русские», — огорченно вздыхает Елена. Свою городскую квартиру супруги превращают в уютный уголок, где детали рассказывают об истории малочисленного народа. Главным предметом интерьера станет настенное панно, оформленное в этническом стиле. В гардеробе у каждого члена семьи есть национальная одежда. На кухне утварь эвенков, здесь любят готовить северные блюда. Итык — инструмент для взбивания — предпочитают миксеру. «Всю деревянную посуду, даже обычные деревянные ложки, мы сделали этническими. Вова придумывает истории и выжигает их», — улыбается Елена. Девушка не бросает ремесла, привитые дома: умеет плести, шить, вышивать, вязать. 

«В детстве я научилась доить оленя. Это очень сложно! Объем молока маленький», — рассказывает Елена. Супруги надеются в будущем угощать туристов лакомствами, приготовленными из таежного деликатеса.

— В Ульгэне детей в детском саду обучают этому. В 4 года они уже могут пришить бисер к драпу, — удивляет эвенкийка.

Маленького сына супруги с рождения обучают эвенкийскому языку. «Это наш проект. Мы оба не знаем языка, но учим его вместе с ребенком», — отмечает Владимир.

—Да, стыдно. Но, к сожалению, я не говорю на эвенкийском, — признается представительница народа. 

«У меня была спокойная русская жизнь. Эвенкийская культура влилась в нее. Теперь мы одно целое: нечто славянско-эвенкийское», — объясняет Владимир. Он так проникся культурой народа, с которым породнился, что вошел в состав Ассоциации коренных и малочисленных народов Селемджинского района. В конце 2019 года семья Елены создала общину «Лалигир». Ее назвали фамилией рода по материнской линии. Супруг эвенкийской девушки также стал ее частью.

— Семейно-родовая община нужна, потому что в России все оговаривается законами. Сегодня эвенки не могут, как раньше, выйти в лес и заниматься традиционным промыслом — чужая территория. Коренным малочисленным народам нужна юридическая помощь, которую я и буду оказывать. Также мы будем развивать их традиционное хозяйство и туризм, — объясняет Владимир Воропаев. 

Община завела стадо оленей. «Летом я на месяц пойду кочевать с оленеводами и попутно буду обучаться их мастерству», — делится планами Владимир. Елена также поедет в Ульгэн на учебу. Она, хоть и вышла из эвенкийской общины, так и не освоила традиционное выделку шкур диких животных.

— Наша задача — чтобы культура эвенков не погибла и не прогнулась до конца, — ставит большую цель девушка. 

Русско-эвенкийская семья выступила одним из инициаторов проведения межрегионального этнофорума «Тайга», запланированного на июль 2020 года в селе Ивановском.

«Туристы смогут сфотографироваться с оленями, прокатиться на нартах, попробовать блюда, приготовленные на костре. Проведем мастер-классы. К примеру, научим делать свечу из мха и жира. Так эвенки освещают чумы», — раскрыл подробности Владимир. 

Фотохудожник исчезающего народа

Этническая тема стала главной в творчестве Владимира Воропаева. Его снимки, сделанные еще в первую поездку в Ульгэн, были отмечены редакцией научно-популярного издания «Natiоnal Geographic Россия». Также в копилке художника Гран-при международного виртуального фотоконкурса на приз фотокорреспондента «Амурской правды» Владимира Стеганцева — за серию работ об эвенках, сделанных в марте 2016 года, в празднование Дня оленевода. В ушедшем году Владимир Воропаев открыл выставку в Благовещенске, а по ее завершении передал этнические фотографии в фонд Амурского областного краеведческого музея.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
3
28 февраля в 14:56

#uc8332d2197#192:192s# Сообщение содержит прикрепленные файлы (смотрите в полной версии сайта)

— александр гоман
2
27 февраля в 13:52

#uc8332d2197#192:192s# Сообщение содержит прикрепленные файлы (смотрите в полной версии сайта)

— Виктор Дюднев
1
27 февраля в 13:52

#uc8332d2197#192:192s# Сообщение содержит прикрепленные файлы (смотрите в полной версии сайта)

— Виктор Дюднев

Материалы по теме

Эвенки угостят благовещенцев таежным хлебомЭвенки угостят благовещенцев таежным хлебом
В Амурском краеведческом музее появится эвенкийский этноцентрВ Амурском краеведческом музее появится эвенкийский этноцентр
Письменность чжурчжэней и эвенки-оленеводы: в Благовещенске прошла тунгусская конференция
Малые народы под прицелом: в Благовещенске стартовала III Международная конференция
Юные артисты и дети-инвалиды из Благовещенска запишут аудиосборник с эвенкийскими сказками
Эвенки и якутяне будут ловить хариуса на благовещенском стадионе «Амур»
Эвенки и орочоны в пятый раз встретились на международной олимпиаде «Турэн»
Австрийские студенты изучают влияние БАМа на жизнь амурского севера
В Амурской области впервые пройдет смена по изучению эвенкийского языка
Эвенки Тындинского района отметили День оленевода и охотника

Валентина Калита взяла на контроль магазины и кафе, которые работают вопреки запретуКоронавирус
Местами слабый снег: прогноз погоды на 30 мартаОбщество
Прибывшие из-за рубежа амурчане активно интересуются порядком меднаблюденияКоронавирус
Муниципальные бани в Благовещенске закрылись на карантинКоронавирус
Мэр Свободного Владимир Константинов попросил горожан не быть беспечнымиКоронавирус
Глава Белогорска объявил конкурс на лучший видеоролик в условиях самоизоляцииКоронавирус

Читать все новости

Люди

Экс-амурчанин угощает авторским самогоном солиста «Любэ» и сборную России по хоккею Экс-амурчанин угощает авторским самогоном солиста «Любэ» и сборную России по хоккею
Орденоносец Петр Кононенко: «Пока я портянки стирал, чуть наступление не пропустил»
Александр Силохин: «В нашем колхозе работают одни оптимисты»
Яков Давиденко и его семья:«Амурская правда» поздравила с 90-летием ветерана труда и своего читателя
Победа в «Лидерах России»: проректор БГПУ попал в десятку лучших ученых-управленцев страны
Система Orphus