• Фото: Иван Белозеров

Николай Бернякович. Попался на удочку мошенников и создал бизнес

34 года. Основатель сервиса Carvizor, который помогает покупать автомобили. 

С чего все началось

Я с детства увлекаюсь автомобилями. И с 2010 по 2015 год занимался тем, что пригонял себе машину с запада, катался на ней какое-то время и продавал. Я заказывал, все проверял и переводил деньги. И, собственно, здесь меня поджидал первый провал. Нашел интересную машину, цена хорошая, связался с продавцом. Все проверил, в том числе продавца: запросил паспортные данные, пробил сим-карту, банковские карточки. Все было в порядке. В итоге я ему перевел часть суммы — 250 тысяч рублей. Договорились, что машину заберет автовоз. В итоге тот приехал на место, а там никого нет. Звоню — абонент недоступен. Я понял, что меня кинули.

«Сейчас все вокруг пропитано историями успехов. Из каждого утюга можно услышать о том, что добиться успеха легко, главное — верить, что все получится. Но правда в том, что ошибки в бизнесе — это нормально»

Бизнес-идея

Стал думать, где я прокололся, начал изучать все досконально. Понял, что человек действительно очень хорошо подготовился. Так, что получилось обмануть не самого невнимального покупателя. Понял, что другие люди, которые ищут машины, испытывают такие же проблемы. Поискал компании, которые занимались бы проверкой, и не нашел. У меня родилась идея открыть свою. Закупил оборудование. Начал сам заниматься проверкой машин, оттачивать технологию. По сути, я ничего нового не придумал, способы диагностики существовали, я просто собрал их в кучу. Проверка техническая и юридическая — то есть все, что тебе важно знать о машине, когда ты ее покупаешь. И довольно быстро увидел, что спрос есть.

Прошел месяц, на меня вышел человек из Владивостока, сказал, что хочет стать представителем компании. Я решил начать распространять франшизу. Зарегистрировал торговый знак. В итоге за полгода я продал 7 франшиз за 300 тысяч рублей.

Что-то пошло не так. Неудача с франшизой

Потом начались проблемы. Первый франчайзи не смог найти помещение, чтобы начать работать. Вторую франшизу купили два парня из Тюмени — через две недели они разругались и разбежались. Была франшиза в Иркутске — но ее купили для человека, который был совершенно немотивирован. Он начал работу, а потому в нашем «Инстаграме» начали появляться объявления о продаже бампера и тому подобное. Я сказал, что так не пойдет. Сейчас остались две франшизы в Абакане и Санкт-Петербурге. Получилось, что люди вложили деньги и на этом все закончилось.

Разбор полета

Франшиза была очень доступной. Люди, которые ее покупали, были не готовы к тому, что им придется заниматься рекламой, вести финансовый учет. Я, получается, за 300 тысяч рублей собрал класс школьников. Потом я поднял цену до 800 тысяч и полностью поменял процессы — продажи шли через головной офис, франчайзи остались как исполнители на боксах, которые выполняли заказ. Сейчас франшиза сама себя изжила.

Что-то пошло не так — 2. Неудача в столице

Мы с моим товарищем попытались открыть франшизу в Москве в 2018 году. Вложили 1,5 миллиона. Оказалось, в Москве вообще все по-другому. Недооценили маркетинг — там дико дорогая реклама. А имени и локомотивного маркета, типа сарафанного радио,  у нас нет.

Разбор полета

Я откатил все назад, подсчитал убытки и понял, что соваться в столицу можно только тогда, когда я окрепну здесь. У меня 60% новых клиентов приходят по рекомендациям. Соответственно, мне нужно чтобы меня хорошо узнали здесь, в Благовещенске, и других регионах.

Денис Кривоченко. Заработал миллионы и остался ни с чем

30 лет, сооснователь лазертаг-клуба «Армада».

С чего все началось

В 2010 году я вернулся из армии. Устроился работать в видеопрокат. Поработал там около 3—4 месяцев. Салон закрылся. Денег не было. В спортзале встретился со своим знакомым, с которым лет 15 не виделись. У него был копировальный бизнес, а я начал осваивать дизайн и подрабатывать. Решили что-то делать вместе.

Бизнес-идея

Находим проект: бесплатно раздавать тетради студентам с рекламой внутри и зарабатывать на рекламе. Договорились с вузами. Но возникли сложности с привлечением рекламодателей. Первый выпуск состоялся только благодаря компании «МегаФон». Они купили весь тираж в 20 тысяч. И заказали два следующих. Заплатили порядка 450 тысяч за тираж. Мы при этом затрачивали порядка 170 тысяч. Зарабатываем миллион на тетрадках. Думаем, что делать дальше. Я все это время живу на 15—20 тысяч, которые получаю, подрабатывая дизайнером. И задумался над тем, чтобы найти другую работу, потому что проект приносит деньги, но я их не вижу. Мой партнер предложил мне платить 5 тысяч рублей в месяц. Я остался.

Придумываем идею: запускать девчонок в красивых костюмах в ночные клубы и другие увеселительные заведения с корзиночками цветов. Помните такие были? Да-да, это были мы. Прицел был на то, что нужно подходить именно к паре и таким образом ставить парня в неловкое положение. Мы шьем костюмы, покупаем первые цветы, договариваемся с клубами. В первые дни мы зарабатываем 45 тысяч рублей за ночь. Притом что на розы мы потратили порядка 12 тысяч. Мы понимаем, что надо больше вкладываться в цветы. Нанимаем больше девчонок. За пятницу, субботу и воскресенье мы зарабатываем около 100 тысяч.

После этого решаем открыть розничный салон на Ленина, 123. Потратили на это два миллиона рублей. Начинаем работать, зарабатывать. Мы с партнером все делали вместе. Салон начинает себя окупать. Моя зарплата увеличилась до 15 тысяч. Через 4 месяца, в сентябре 2013 года, я предлагаю открыться в Хабаровске. К ноябрю наш первый салон себя уже окупил, мы приезжаем в Хабаровск. Договариваемся, что если решим разойтись, то хабаровский салон останется мне, а ему — благовещенский. Договариваемся устно. Но у меня не было оснований не доверять партнеру, он был для меня безусловным авторитетом, опытным предпринимателем, и я у него учился.

Хабаровский салон начинает приносить хорошие деньги. За пиковый период (февраль — март) мы заработали раза в 2,5 больше денег, чем в Благовещенске. Сумму с шестью нулями.

Что-то пошло не так

До этого я замечал, что начинается какое-то шушуканье за спиной среди флористов. Партнер был  постоянно в плохом настроении. Но потом, все стало нормально. Я не придал этому значения. Подумал, это суета, открытие салона. После мартовских праздников я собрал деньги с хабаровского салона и перевел их партнеру. И сразу же снова в разговоре появилась грубость. Я не понимаю, что происходит. Приезжаю в Благовещенск. Партнер сначала недоступен. Потом звонит, говорит: приходи в салон, будем разговаривать. Начинаются претензии, что я что-то не так делал, не тем занимаюсь. 

В общем, мне говорят «до свидания». Я говорю: «Ну ладно, расходимся, Хабаровск мой, Благовещенск твой, как договаривались с самого начала». Он говорит: «А с чего? Есть документы?» Я понимаю, что никаких документов, подтверждающих мое участие в салоне, нет. И у меня руки опустились. Он предложил мне подписать документы, что никаких претензий я не имею, и взять 300 тысяч. Сейчас я не знаю, согласился бы я. Но тогда я остался совсем без денег. У меня ничего нет. Я взял деньги и вложил в следующее дело.

Разбор полета

У меня была депрессия. Я не понимал, как такое могло произойти. Это был мой первый опыт бизнеса, можно сказать, это как первая любовь, разбитое сердце. Я к партнеру очень хорошо относился. Я понял, что даже со знакомыми нужно договариваться на берегу. Все должно быть по документам. В юридических моментах я сейчас гораздо более осведомлен. Я уверен, что у моего бывшего партнера своя точка зрения на произошедшее. Но тем не менее спасибо ему за этот опыт.

Потом я пришел в себя, нашел нового партнера. И мы открыли клуб «Армада». Но это совсем другая история. И ее можно почитать здесь.

Варвара Блохина. Не умела считать расходы и делегировать полномочия

Больше 13 лет работает в сфере дизайна, директор дизайн-студии. Реализовано более тысячи объектов, в том числе для компании «ДРСК», кафе «Романо», сети салонов La Fleur.

С чего все началось

Все начиналось с того, что я решила, что мне надо быть дизайнером. В 2003 году, я тогда училась на 3-м курсе факультета дизайна, мне предложили первый проект. Я поняла, что мне это нравится.

Бизнес-идея

К 2012 году я была уже полноценным дизайнером, было хорошее количество заказов. Но я не успевала все это выполнять. Я поняла, что мне нужен свой офис. И мне нужен помощник, визуализатор — человек, который будет мои мысли доносить до заказчика. Я создала ИП. Нашла офис в 9 квадратных метров в здании «Гражданпроекта» и визуализатора. Через месяц он привел своего знакомого. Так у меня стало два визуализатора. Они сидели за одним столом, потому что места не было в кабинете. Потом появились новые дизайнеры. В 2015 году мы переехали в два кабинета. Много работы. Нас уже безумно много, за столами сидели по два человека, все толкались. Я понимала, что мы задыхаемся, что людям нужны человеческие условия. И нужно было как-то развиваться дальше.

А нужно понимать, что я не умела прогнозировать, строить планы и считать деньги. Все шло по наитию. Мне было страшно, я закрывала глаза и делала этот шаг. И я всех контролировала. Я все знаю, на замеры езжу я, везде езжу я. Если я уезжаю в отпуск — офис практически не работает. Это опять же неправильная организация бизнеса. Но к тому времени я хотя бы осознала проблему и начала учиться.

Что-то пошло не так

На тот момент в компании было 13—15 человек. Я нашла нам новое помещение на Горького — Богдана Хмельницкого, где мы сейчас и находимся. Влюбляюсь в помещение, как обычно не смотрю на цену аренды. Нужно было делать ремонт, переезжать. И при этом параллельно вести проекты. И, как выясняется, у меня дизайнеры многого не умеют, не умеют выезжать на замеры. До этого я успевала все контролировать, а тут объемы выросли до такой степени, что я перестала все успевать. Я уже не контролировала ситуацию. В итоге что-то идет не так, я выезжаю, трачу время. Строители что-то сделали не так, надо переделывать, за это платит не заказчик, а мы.

И показательным стал проект моего постоянного заказчика — на загородный дом. Я понимаю, что проект простой — передаю его фрилансеру. Все шло хорошо. Счета уверенно оплачивались, материал уверенно приходил. И, как я поняла, что это — всё, крах империи? Мне звонит заказчик и говорит, что пришла лепнина на полмиллиона, а он ее вообще изначально не хотел. Я объясню: лепнина из гипса приходит сырой, чтобы монтировать монолитно со стеной. И через два месяца вся моя лепнина покрылась плесенью. Полмиллиона зацвели!

Я кое-как пытаюсь закончить ремонт, у меня безумное количество дизайнеров, безумное количество работы. И я в первый раз села и записала, сколько за год я финансово уладила моментов за дизайнеров. Сумма вышла в 1,5 миллиона. Это просто неустойки, которые пришлось погасить.

Разбор полетов

Я поняла, что если я не дам дизайнерам четкого понимания, что они должны делать и за что получают деньги, то нам придет конец через полгода. Я написала каждому сотруднику список его должностных обязанностей, вплоть до того, что в 9 утра все должны быть на работе. Были не согласны почти все, но уволились только 5 человек. Я поняла, что многие моменты — это мое упущение. Я не делегировала, не научила. И вместо того чтобы за это платить, я начала их учить. Мы ездили на производство с дизайнерами. Выезжали на стройки. Сейчас работает 8 человек, и мы тянем тот же объем работы, который вели, когда было 15 человек.

И я все-таки посчитала: сколько должен стоить квадрат, высчитала, сколько мы должны выполнять в месяц, посчитала на каждого сотрудника. Титанический труд для человека, у которого нет экономического образования. И мы в соответствии с расчетами подняли цену квадрата.

Возрастная категория материалов: 18+