• Маргарита — мама трех дочек. Старшей — 20 лет, младшей — 10. Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

Полезных веществ — в 40 раз больше

Еще два года назад Маргарита и не подозревала, что экобизнес станет для нее делом жизни. Педагог и логопед по образованию, после получения диплома БГПУ она проработала полгода в школе, потом некоторое время была продавцом в магазине развивающих детских игрушек, а затем вместе с мужем занималась семейным бизнесом — металлопрокатом. Однако желание иметь свое дело не отпускало.  

— Муж у меня — настоящий генератор идей. Как-то раз говорит: почитай про микрозелень, это становится модным. Сказал бы просто «зелень» — я бы и смотреть не стала. Растения меня никогда не привлекали, дома ни одного горшка не было, — честно признается предпринимательница. — Но слово зацепило, я стала искать информацию в интернете.

6-6,5

тысячи рублей в среднем стоит килограмм чистых ростков микрозелени (без поддона) в Благовещенске

Обрадовавшись интересу жены, муж Маргариты закупил семена в одном из магазинов Благовещенска, и, вооружившись инструкцией из Сети, они попробовали вырастить первую партию микрозелени.

— Наверное, я влюбилась в это дело, когда увидела, какой интерес вызывает процесс выращивания у младшей дочери. Она наблюдала зарождение жизни в контейнере, а потом с удовольствием пробовала результат, — говорит Маргарита. — Современные дети обычно не очень любят овощи, зелень. А ведь в нашем суровом климате, с учетом того, что основная масса фруктов и овощей — привозные, дефицит витаминов — одна из важнейших проблем, и не только для детей, но и для взрослых. При этом концентрация полезных веществ в микрозелени в 10—40 раз выше, чем во взрослом растении: трехсантиметровых росток с двумя семядольными листьями содержит столько же ферментов, аминокислот, витаминов. А усвояемость такого продукта — 100-процентная.

Двойная польза

 Готовую микрозелень нужно хранить в холодильнике при температуре минус 7 градусов

Микрозелень, по словам бизнесвумен, убивает сразу двух зайцев — с одной стороны, это интересный урок для ребенка, а с другой — польза для организма. Ведь выращенные своими руками ростки капусты или редиса есть гораздо интереснее.

Опыт с дочерью навел Маргариту на мысль провести мастер-класс в школе. Она предложила родителям идею, ее поддержали. И после этого семья Кузьминых закупила первый бизнес-набор для проращивания микрозелени: контейнеры, коврики, семена.

— Да, в основном бизнес на микрозелени строится на продаже контейнеров с уже готовым продуктом, — говорит Маргарита. — Но мастер-классы приносят огромное удовлетворение от работы: ты видишь горящие глаза детей, их улыбки, делишься с ними знаниями. Попробовав один раз, я поняла, что это — мое. Если дело приносит радость, то и работать на развитие становится не сложно, а интересно.

Микрозелень — молодые побеги растений, которые используются как в пищу, так и для украшения блюд. Ее добавляют в салаты, супы, коктейли, смузи, другие напитки и так далее. Для проращивания достаточно контейнера, матрасика (обычно джутового или кокосового) и воды. Готовый урожай снимают в среднем через неделю.

Информацию о необычных мастер-классах, после которых у детей появляется своя «грядка» на подоконнике, родители передавали по цепочке. Так появились первые клиенты. Но и сама Маргарита не сидела сложа руки: предлагала новую услугу в школах и детских садах.

— Я понимала, что для учителей и руководителей образовательных учреждений важна безопасность. Они должны быть уверены, что семена сертифицированы, сама технология понятна и выполнима для детей, — объясняет она. — Поэтому я обратилась в управление образования, презентовала свой проект. Его одобрили. Более того, специалисты помогли с продвижением: сделали информационную рассылку.

До и после пандемии

 Контейнеры для растений предпринимательнице делает брат на своей лазерной установке.​ 

Дело Маргариты набирало обороты, однако в планы вмешалась пандемия. С весны прошлого года проводить свои мастер-классы предприниматель не может. Однако женщина не стала опускать руки, а решила сменить формат.

— Я решила продавать готовую продукцию через аккаунты в соцсетях. Технология выращивания к этому времени была уже отработана, но объемы здесь требовались другие, — вспоминает Маргарита. — Подоконников в квартире к тому времени катастрофически не хватало, да и поливать каждый контейнер при моих объемах было уже затруднительно. Мы посовещались с мужем и решили купить сити-ферму.

 Сити-ферма стоит около 100 тысяч рублей.

Сити-ферма — это большой стеллаж с несколькими полками, где оборудован подвод и отвод воды, регулируются освещение и вентиляция.

— На одной полке помещается 25 стандартных контейнеров с микрозеленью размером 13 на 18 сантиметров. Конечно, ферма значительно облегчает работу и позволяет увеличить объемы производства. Но о выходных, праздниках с такой работой придется забыть, — откровенничает Маргарита. — Мы не зря называем их малышами: полдня без должного ухода — и весь урожай может погибнуть. Прошлым летом из-за жары нам пришлось несколько раз полностью выкидывать продукцию: даже при небольшом нарушении температурного режима микрозелень становится подверженной плесени. Это тяжелый труд, но повторюсь: если он приносит радость — оно того стоит. Когда ситуация с пандемией стабилизируется, планирую вернуться к мастер-классам. Но и продажу готовой микрозелени, семян и наборов для самостоятельного проращивания, оставлять не буду.

Съедобные цветы для ресторанов

 Семь дней в среднем растет микрозелень в контейнере. У долгорастущих культур — гороха, щавеля — этот срок увеличивается до месяца. 

Еще одно направление, которым недавно начала заниматься Маргарита, — съедобные цветы.

180

рублей — цена готового контейнера с микрозеленью

— Идею мне подкинули сами рестораторы. Когда началась пандемия и возможности проводить мастер-классы не было, я начала обходить заведения общепита Благовещенска, предлагая свою микрозелень. Не скажу, что это было легко: кафе и рестораны и сами испытывали не лучшие времена. Но мне удалось заключить контракты с некоторыми заведениями. А затем начали спрашивать, нет ли у меня съедобных цветов. Это новый тренд, который только начал заявлять о себе на Дальнем Востоке. Я сказала: «Нет, но будет». И теперь работаю в этом направлении.

Первый опытный образец — овощную хризантему — дети Маргариты съели еще до того, как растение выпустило цветок. Маму-предпринимательницу это только порадовало. Значит, новое направление будет иметь спрос не только для ресторанов.

Сейчас Маргарита отрабатывает технологию выращивания на настурциях и планирует в будущем расширить линейку съедобных цветов.

Мама года

Участвовать в конкурсе «Мама-предприниматель» Маргарита решила в первую очередь для полезного опыта. Всего заявки на конкурс подали 20 бизнесвумен, в проект попали 10 из них. С 1 марта в учебном центре на базе регионального «Моего Бизнеса» проходили тренинги-интенсивы с погружением в деловую среду, разработкой бизнес-планов и менторской поддержкой для участниц проекта. Заключительным этапом обучения стала защита разработанных амурчанками проектов перед жюри.

— Наверное, каждая участница в глубине души надеялась на победу, и я не была исключением. Победа принесла не только радость, но и ответственность: я хочу и дальше развивать свое дело в нашем городе, — говорит предприниматель. — Грант в 100 тысяч рублей потрачу на вторую сити-ферму. Сейчас мы ищем отдельное помещение для моей работы. В будущем же хочу создать Дом зелени. Чтобы люди могли приходить и выбирать понравившийся им продукт. Но при этом все производство должно быть за стеклом! Это важно! Я и сама работаю всегда в перчатках и в головном уборе. Если у нас будет отдельное помещение, ассортимент можно будет расширить и регулярно проводить мастер-классы.

В целом в этом году проекты амурчанок охватили абсолютно разные сферы, однако, по сравнению с прошлым годом, стало больше идей собственного производства разной продукции. Так, несколько девушек разработали проекты изготовления одежды. Еще одна участница представила бизнес-идею по производству, продаже и прокату ростовых кукол. Вызвала интерес и идея развития сети парикмахерских экспресс-формата. Еще несколько участниц выступили с работами в сфере творческого развития детей.

 Маргарита также проращивает пшеницу для зоомагазинов.  

Возрастная категория материалов: 18+