Земли не хватает
— Александр Георгиевич, с 2005 года колхоз «Родина» обеспечивает аграриев области семенами зерновых и сои. Заняться семеноводством — это было удачное решение, как сейчас обстоят дела?
— Да, пятнадцать лет назад колхоз «Родина», помимо своей основной деятельности, занялся также выращиванием и подготовкой элитных и высокопроизводительных семян зерна и сои. И мы, наверное, сделали правильный выбор. Имея богатейший опыт по выращиванию зерновых и сои, высокотехнологичный машинно-транспортный парк и базу переработки и подработки зерна, глупо было не расширять свою деятельность. Сея «мусор», ты никогда не получишь хорошего зерна. А каждый аграрий стремится собрать как можно больше центнеров с гектара.
— Если говорить о землях, насколько сейчас разрослось ваше хозяйство?
— Сегодня мы вышли на отметку в 7 тысяч гектаров площадей. Могли бы и дальше расширяться, но, к сожалению, некуда — вокруг нас в Константиновском районе земли заказника. Поэтому приходится брать в аренду земли в других муниципалитетах. Например, есть участки в Михайловском районе — 1 380 гектаров паевой земли и 1 270 гектаров муниципальной. В селе Новотроицком Константиновского района и в Константиновке тоже имеются наши пахотные площади. По ним выполняем все свои обязательства: вносим арендную плату, проводим севооборот, обрабатываем от сорняков.
Элита — не товарное зерно
— Областная программа «Семеноводство» реализуется так, как задумывалась?
— К большому сожалению, сейчас программа не работает так, как должна. У меня лежит 200 тонн сои элиты «умка», а заключен только один договор на 6 тонн. Звонки есть, но не более. Я предвидел, что может сложиться такая ситуация, поэтому много семян не заготовили. Для себя засыпали, причем с расчетом на два года.
800
тысяч рублей сельскохозяйственная артель (колхоз) «Родина» выделила в 2019 году на благотворительные мероприятия в селах Новопетровка, Новотроицкое и Константиновка
Эта проблема обсуждается в минсельхозе области, я тоже не раз ее озвучивал. Если нам, семеноводам, обозначают объемы заготовленных семян, то тогда надо обеспечивать и их сбыт, подкреплять реально поданными заявками от сельхозтоваропроизводителей, заключением договоров. Но такого, увы, нет. Когда заканчивается семенной сезон, эти объемы (200 тонн) остаются невостребованными.
И мы вынуждены продавать семена как товарное зерно в убыток себе. Но превращать элиту в товар — это же неправильно. Наш бизнес, а это работа нескольких лет (мы покупаем питомники, размножаем), тоже должны уважать! Ведь, со своей стороны, мы справляемся с поставленной серьезной задачей — готовим высокорепродуктивные и элитные семена. За счет того, что уменьшаем продажи товарного зерна, увеличиваем размеры семян.
— Как и другие хозяйства, вы живете за счет сои?
— Конечно, выращиваем амурские сорта «алёна», «лидия», «грация», «умка», австрийский сорт «кардоба». Разводим «батю» — новый сорт хабаровской селекции. Овес и ячмень в прошлом году дали хороший урожай. С пшеницей не повезло, закупаем теперь алтайскую.
Наводнение и убытки
— В 2013 году ваш колхоз пострадал от наводнения, в прошлом году тоже пришла «большая вода». Убытки уже подсчитывали?
— Мы потеряли 120 миллионов рублей. Но за счет того, что получили государственную поддержку в 31 миллион рублей, «выплыли» с небольшой прибылью — 13,5 миллиона рублей — и со всеми рассчитались.
За семь последних лет колхоз «Родина» пережил три наводнения. Наше хозяйство находится в пойме Амура. И когда река выходит из берегов, все поля в низине подвергаются подтоплению. В 2013 году их затопило полностью. В 2019‑м из‑за сильных осадков и разлития рек были уничтожены поля, сенокос. Только на 40 процентов мы выполнили план по заготовке грубых кормов. А тысяча гектаров зерновых в селе Новотроиком была уничтожена градом.
Гордость «Родины» — памятный знак «За трудовую доблесть в девятой пятилетке», который вручался лучшим трудовым коллективам, победителям социалистического соревнования, за достижение наиболее высоких показателей.
Когда в прошлом году из‑за дождей начали умирать зерновые, мы приняли сложное решение — взять очередной кредит на покупку техники. И на уборку зерновых приобрели два комбайна на резинотросовых гусеницах. Хотя еще весной был взят кредит для приобретения посевного комплекса. Это риск — кредитоваться, видя, что все на полях гибнет. Но деваться некуда, надо же сохранить то, что есть.
Комбайны на резинотросовых гусеницах (и отечественные, и импортные) хорошо зарекомендовали себя, они прошли практически по всем полям-озерам. Торчали макушки пшеницы, срезали их. За счет полного привода и широких колес «американец» CASE отработал у нас весь сезон на зерновых и сое.
— Посевная-2020 какой будет?
— По возможности ранней. Снега в этом году в полях было мало, хотя влага осталась с осени. Поэтому едва он сойдет, начнем посевную. В середине апреля посеем зерновые, в начале мая — сою. В прошлом году, несмотря на плохую погоду, мы на 98% подготовили пашню. Даже там, где стояла вода и росли камыши, техника прошла.
«Живые» деньги
— Вы сказали, что животноводческая ферма помогает колхозу соблюдать севооборот. Расскажите подробнее.
— 40 процентов у нас отдано под зерновые-кормовые и 60 — под сою, две деревни обеспечиваем кормами. Сеем пшеницу, ячмень, овес, суданскую траву, кукурузу на силос, сажаем картофель.
150
человек работают в колхозе «Родина» с весны до осени, в зимний период трудятся 137 человек, готовят сельхозтехнику и обслуживают животноводческую ферму
Ферма у нас с советских времен находится в Новопетровке, мы не стали строить мегаферму. Зимний стойловый период здесь, на ферме, а с 15 мая все стадо уходит на летнее пастбище, где находится автоматизированная дойка, охладители молока. Наверное, в области мы одни такие остались.
Животноводство — это «живые» деньги каждый день, молоко, мясо, сейчас идет приплод. А сою ты один раз продал и потом 11 месяцев думай: вырастет не вырастет. Амурская область же относится к зоне рискованного земледелия, полгода холода стоят. Конечно, мы не против получать урожай по 25 центнеров с гектара, и получали его на протяжении трех лет, но так бывает не всегда.
— Зато наша соя — закаленная!
— У амурских аграриев большая затратная часть на товарно-материальные ценности. При этом нас уравнивают со Ставропольем, Кубанью. Так быть не должно. Чтобы мы стали житницей Дальнего Востока, нужна стабильная государственная поддержка.
«Строим дома своим сотрудникам»
— Все праздничные и спортивные мероприятия в селах Новопетровка и Константиновка проходят при нашей поддержке. Вместе с администрацией села, школой проводим два спортивных турнира областного значения — памяти Героя Великой Отечественной войны Василия Стрельцова и памяти бывшего председателя нашего колхоза Михаила Мормоля. Победителям вручаем кубки, — рассказывает глава сельхозартели. — Также строим жилье, которое остается в собственности колхоза. В прошлом году капитально отремонтировали и благоустроили два дома. В 2018 году возвели дом для главного агронома. У колхоза никогда не было лишних денег, но, если не уделять внимание «социалке», некому будет работать.
«Несмотря на трудности, верим в лучшее»
120
миллионов рублей ущерба получил колхоз «Родина» из-за наводнения в 2019 году
— Как бы нас ни било дождем и градом, мы строим планы, приобретаем технику, закупаем удобрения, ГСМ, готовим землю и семенной материал, заключаем договоры на средства защиты. Уже в этом году купили новые американские тракторы New Holland, которые хороши для заготовки кормов. Четыре купили, пятый пришел в подарок.
Надо верить, что год будет удачным. Чуда, конечно, не произойдет, если человек не будет работать. Чтобы в оптимальные сроки провести полевые работы, у нас есть все необходимое, самое главное — люди. Средняя зарплата в колхозе — 37 тысяч рублей. Моя задача как руководителя — обеспечить стабильность предприятия, работу и зарплату им, — уверен Александр Силохин.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии