Главные героини фильма — проститутки. Не «девушки лёгкого поведения» или «пониженной социальной ответственности», не «жрицы любви» и не «интердевочки», и даже, собственно, вынесенным в название термином персонажей охарактеризовать получается далеко не всегда. С первой же сцены постановщик не оставляет камня на камне от всяческого романтического флёра, который часто сопровождает представительниц этой профессии в художественных произведениях. Грязь, постоянная опасность, унижения и полное отсутствие хоть сколько-нибудь радужных перспектив — вот отправная точка сериала, который до самых титров не прекратит напоминать обо всём этом как самим героиням, так и зрителю.
О том, что в реальности сценарий голливудской «Красотки» вряд ли жизнеспособен, здесь говорят друг другу прямо. Но не стоит забывать и о том, что «Чики» — это всё-таки кино, так что промежуточные хеппи-энды в нём тоже случаются. И всё же для Жанны, Марины, Светланы и Людмилы любой просвет в облаках — скорее преддверие новой грозы, а путь к другой жизни сопровождается таким количеством падений, что сохранять общий оптимизм, веру в собственные возможности и крепкую дружбу становится всё труднее. В большинстве случаев камнями преткновения становятся мужчины: преимущественно безжалостные и бесчувственные существа, среди которых крайне редко попадаются обладатели надёжного плеча.
В центре сюжета — фитнес-клуб в провинциальном городке, создание которого становится для подруг и неуловимой, но осязаемой мечтой и единственным шансом оставить прошлое в прошлом. Цель не просто оправдывает средства (в том числе и совершенно неподъёмные) — она оправдывает и самих девушек, упрямо не обращающих внимание на все признаки бессмысленности и ненужности затеи. Не случайно в итоге всё сводится не к созиданию, а к разрушению. В целом же эта задорная возня с арендой помещения, закупкой оборудования и поиском кадров нужна вовсе не для того, чтобы местные жители понесли деньги в невиданное заведение и заодно стали адептами культа красивого тела. Каждая из героинь, пытаясь приподняться над быстрым потоком абсолютно идентичных друг другу дней, так или иначе ощущает, насколько прочны корни, заставляющие оставаться в этом потоке. Женщины, на которых держится сюжет, может, и падшие, но это не отменяет необходимости заботиться о близких, даже если эти близкие давно не вызывают никаких чувств, кроме привычного раздражения. На ответную теплоту рассчитывать особенно не приходится: позитивные эмоции возникают исключительно в экстремальных ситуациях, нужна «дырка в башке», чтобы тебе уделили больше внимания, чем обычно. К тому же девушки пребывают не в том пласте существования, что их соседи по улице, бывшие одноклассники и прочие обыватели. Тем сильнее желание что-то поменять, абсолютно недоступное почти всем второстепенным.
Оганесян старается не фокусировать внимание на главной звезде своего проекта — персонаж Ирины Горбачёвой, безусловно, стремится к тому, чтобы быть центральным, но регулярно оказывается на периферии в пользу других героинь. У Жанны масса ложных преимуществ перед подругами: когда-то она вырвалась из опостылевшей провинции в столицу, успела родить сына, тяга к свободе подкреплена какими-никакими, но материальными ресурсами. Безусловный лидер, впрочем, обречён делать ошибку за ошибкой, не особенно-то прислушиваясь при этом к чужому мнению. Актрису уже успели неоднократно упрекнуть в копировании собственного образа из «Аритмии», но в случае с «Чиками» это, конечно, полнейшая чушь. Создатели сериала решали одновременно простую и сложную задачу: сделать максимально реалистичное в плане исполнения кино, в котором каждое скромное чудо будет выглядеть чем-то из ряда вон выходящим, будь это внезапно упавшая со стены икона или спасённый утопленник. И центральный актёрский квартет подобран идеально: и Алёна Михайлова, и Ирина Носова, и Варвара Шмыкова ни в чём не уступают Горбачёвой в способности перевоплощаться в нечто почти отталкивающее, чтобы потом обескуражить зрителя совершенно противоположными эмоциями. Героини отчаянно матерятся — гораздо интенсивнее, нежели этого требует художественный замысел, пьют водку с утра пораньше и мало к кому относятся с уважением. Красавицы и чудовища преспокойно практикуют симбиоз: такой уж вокруг выдался мир.
Второй план тоже собран с удивительной тщательностью. Антону Лапенко без особого (по крайней мере, видимого) труда удаётся избавиться от сделавших его интернет-звездой амплуа, чтобы сыграть сентиментального полицейского — и превратить его в итоге в мужчину, знающего цену собственным чувствам. Персонаж Виктории Толстогановой напоминает вспышку: актриса позволила себе не прибегать к традиционной для неё истеричности, записав в резюме одну из самых убедительных работ. Герой Виталия Кищенко, сутенёр, убеждает себя и зрителя в том, что в жизни можно лишь пытаться балансировать между добром и злом, проповедует победу серого цвета — и сдержанно принимает крах собственной философии. Оганесян отводит достаточно пространства и сомневающемуся батюшке, и вставшему на путь исправления рецидивисту, и бандитствующему казаку, который в результате окажется перед необходимостью наказать себя самостоятельно. Все эти, казалось бы, шаблонные и штампованные образы отлично работают в связке — и хотя без обвинений в тяге к чернухе и намеренной демонизации российского провинциального уклада не обошлось, «Чики» вполне уверенно выдерживают баланс. А столь возмутивший отдельных представителей общественности мальчик, которому нравится одеваться в женские вещи, на самом деле ничего такого ужасного не пропагандирует. Он всего лишь отзеркаливает поведение своей матери: Жанна упрямо пытается стать сыну обоими традиционными родителями сразу. Впрочем, прибегать к запретам в отношении сериала никто с самого начала даже не собирался.
«Чики» за восемь своих серий не только переживают катарсис за катарсисом, но и делают акцент на множестве болезненных социальных болячек. В конце концов, зритель имеет полное право получить некую квинтэссенцию вместо абонемента на несколько сезонов вперёд. Финал одинаково смотрится и открытым, и завершённым. Впрочем, есть вероятность, что на ожидания публики создателям проекта просто нечем ответить. Другое дело, что эту не самую хитроумную и многослойную историю вряд ли захочется закинуть на антресоли — настолько талантливо «Чики» сделаны в плане актёрской игры, диалогов и юмора, способного держаться на плаву даже в моменты крайней жестокости. Примечательно и то, что 40-летний режиссёр, в послужном списке которого есть, к примеру, классическая (в плохом смысле этого слова) российская комедия и детективный сериал, который оказался никому не нужен, в некотором смысле уподобился своим героиням. «Чики» заставили говорить об Оганесяне как о постановщике уровня Кантемира Балагова и Бориса Хлебникова — это вам не легкомысленные хиханьки с Екатериной Варнавой снимать. Так что даже если герои этого проекта больше никогда нам ничего не скажут, их есть за что надолго запомнить. И есть причины надеяться, что там всё как-то устаканилось. Нельзя же так всегда.
Фото: «Кинопоиск»
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии