Фото: GoogleФото: Google

Дело в том, что смотреть эпизоды десятисерийного проекта предлагается в любом порядке: благодаря этому зритель, как утверждают создатели фильма, может провести собственное расследование, просто глядя в экран.

На самом деле одно, хоть и не совсем обязательное условие всё-таки существует: десятую серию «Допроса» лучше оставить напоследок, потому что именно в ней персонажи пытаются расставить некие точки в запутанной истории. Сценарий основан на реальных событиях: в 1983 году молодой человек по имени Эрик Фишер сообщил в экстренные службы о том, что обнаружил собственную мать в её доме умирающей после жестокого нападения. Он же и стал главным подозреваемым — сын, мягко говоря, не очень-то радовал родителей своим поведением, употреблял наркотики и постоянно нуждался в деньгах.

Главными героями проекта поочерёдно становятся сам Эрик, его отец, друзья, полицейские, частный детектив, журналисты и многие другие люди, так или иначе причастные к уголовному делу, подробное расследование которого заняло больше четверти века. Главная загадка «Допроса» лежит на поверхности: зритель должен решить, виновен ли тот, кого признал таковым суд, или он стал жертвой намеренной подтасовки фактов и улик. Действие сериала происходит и в 1980-х, и в 2000-х, история постепенно обрастает деталями, одни показания существенно противоречат другим, а одним из активных участников разбирательства становится сам Фишер — несмотря на то, что отбывает в заключении длительный срок, который вполне может оказаться пожизненным.

Нелинейность повествования зритель обеспечивает себе сам: в названиях эпизодов имеются даты-подсказки, благодаря которым можно ориентироваться во времени. Но внутренние механизмы «Допроса» таковы, что даже если проявить недюжинную консервативность и смотреть серии по порядку, обнаружить стопроцентные аргументы в пользу той или иной версии не удастся до самого финала. Персонажи фильма ведут себя так, как и положено в реальной жизни: они врут и изворачиваются, придумывают невесть что, максимально затрудняя ход следствия.

В свою очередь, те, кому положено по роду деятельности не упускать из внимания ни одной мелочи, порой поступают крайне безответственно — и таким образом подкладывают взрывное устройство с часовым механизмом под собственные карьеры. «Допрос» успевает пройтись и по начальству, не одобряющему излишнего рвения подчинённых, и по круговой поруке, и по недостаткам пенитенциарной системы США, и по судьям с присяжными, которые видят только то, что хотят видеть. Как и всегда, главным оружием против произвола и нечистоплотности представителей власти становятся средства массовой информации: но с другой стороны, они же способны втоптать в грязь любое честное имя, не разобравшись как следует в предмете исследования.

Отдельное внимание «Допрос» уделяет социальным отношениям, делая особенный упор на «отцов и детей». И дело вовсе не только в подозреваемом Фишере, которого родители, устав надеяться на лучшее, попросту выставляют из дома, заколотив после этого окна на случай непредвиденного сыновнего визита. Очень важную роль в повествовании сыграет отец Эрика — человек, которому предстоит доживать свой век, пытаясь решить для себя, мог ли его отпрыск убить собственную мать.

На втором плане тоже постоянно возникают негромкие, но отчётливые коллизии семейного характера: персонажи, вовлечённые в изрядно затянувшееся расследование, предпринимают отчаянные попытки спасти от энтропии собственный быт — или, наоборот, равнодушно смотрят на лодку, взявшую курс на рифы.

Сложные и непредсказуемые связи возникают между героями, которые, казалось бы, должны были просто пройти мимо друг друга и больше никогда в жизни не встречаться: обстоятельства диктуют им, как именно следует поступать. Наблюдать за этим ещё более интересно, понимая, что именно от человеческих отношений во многом зависит установление истины. Азарт сыщика, просыпающийся в зрителе, носит довольно парадоксальный характер: ведь как только пазл будет собран, зрелище потеряет всякий смысл.

Режиссёрами «Допроса» выступили весьма опытный Эрнест Дикерсон и столь же неискушённый в постановке Патрик Кейди: примечательно, что за плечами обоих насыщенные операторские карьеры. Знание дела отчётливо чувствуется за скупой картинкой, в которой флэшбеки оказываются гораздо красочнее настоящего.

Над сценарием трудилась целая команда, в которую вошли и шоураннеры проекта: необходимо было тщательно выстроить концепцию, чтобы не сесть в лужу со своей если не революционной, то хотя бы довольно смелой идеей. Актёрский состав создатели сериала подбирали по хорошо зарекомендовавшему себя рецепту: талантливые, но не пользующиеся большой популярностью исполнители на первом плане, приглашённые звёзды вроде Винсента Д"Онофрио и Эрика Робертса — на втором.

В результате «Допрос» получился на редкость сбалансированным, что особенно важно, если учесть, что нескольким актёрам пришлось предстать в образах, разделённых по сценарию пропастью в два с половиной десятка лет. Сценарий, в свою очередь, в некоторых местах заметно проседает, пытаясь временно подменить детектив драмой, но это не играет действительно важной роли — каждая серия так или иначе всё равно становится частью поиска правды.

Удастся ли её в итоге установить — персональный квест для каждого зрителя. Вовсе не даром слово Interrogation, вынесенное в оригинальное название сериала, означает не только «допрос», но и непосредственно вопросительный знак. Поставить его можно в любом месте, включая финал: конечно, мы узнаем, как в итоге сложились судьбы персонажей, но печать виновности создатели «Допроса» всё равно отдают в наши руки.

Как и герои сериала, они проделали громадную и достойную уважения работу, сумев предоставить публике историю, которая при каждом просмотре становится уникальной: нетрудно пожалеть, что в распоряжении обычных людей нет знаменитых устройств для стирания памяти из франшизы «Люди в чёрном».

Осталось только сделать правильные выводы о востребованности таких проектов: «Допрос» никоим образом не ограничивает себя для новых сезонов, каждый из которых будет посвящён конкретному детективу. Материала в уголовной практике навалом, опыт тоже уже имеется. Впрочем, в этой истории пока тоже больше вопросительных, нежели восклицательных знаков.

Возрастная категория материалов: 18+