• Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

Большие перспективы маленьких школьников

400

детей ежегодно могут обучаться в центре «IT-куб» в Благовещенске

«Кванториум», «Точки роста», «ДНК», а с этого года в Благовещенске открылся еще и центр «IT-куб». Теперь в регионе представлены все четыре составляющих Фонда новых форм развития образования — федеральной структуры, которая занимается внедрением цифрового образования детей. Основная цель — дать школьникам перспективные научно-исследовательские и инженерно-технические навыки робототехники, программирования, промышленного дизайна, виртуальной реальности, хай-тэка и многого другого. Работа идет с разных фронтов, и специализации учебных площадок несколько отличаются, но все они помогают сегодняшним школьникам стать в будущем востребованными и высокооплачиваемыми профессионалами.

У центра «IT-куб» в Благовещенске, пожалуй, самая ярко выраженная специфика — здесь учат детей востребованным языкам программирования. О том, что такие специалисты сегодня востребованы в обществе, а их работа оплачивается довольно высоко, знают, наверное, все. Но тот факт, что начать учиться на программиста может любой ребенок без специальной подготовки, причем с раннего возраста да еще в нашей области и бесплатно, был известен немногим. Чтобы познакомить школьников с работой центра «IT-куб», наставники учреждения провели серию мастер-классов у второклассников школы № 14 Благовещенска. Половина учеников занимались программированием роботов, другая половина изучала виртуальную реальность.

Другая реальность

Начался урок необычно. Сообщение о скором попадании в мир «Майнкрафта» заставило второклашек внимательнейшим образом прислушиваться к педагогу направления «Разработка VR/AR-приложений» Денису Хрущеву. «Чем отличается виртуальная реальность от настоящего мира? А зачем нам, кроме игр, может потребоваться создавать такую реальность?» Направляемые наставником, дети решили, что с помощью виртуальной реальности можно, например, учиться на пилота или космонавта, побывать в разных музеях или вообще в гостях у динозавров. И даже смоделировать взрыв или катастрофу: чтобы суметь затем работать в таких условиях. «А в очки всем дадут посмотреть?»  — не выдерживает один из торопыжек. «Всем», — уверяет наставник, и первый второклассник оказывается внутри игры «Майнкраф».

Обучение по всем направлениям в центре «IT-куб», как и в технопарке «Кванториум-28», в «ДНК» — абсолютно бесплатно.

— Это было просто супер-клево! Я как будто правда там побывал, — счастливо улыбается восьмилетний Матвей. — Учитель сказал, мы можем сами научиться делать игры, я точно научусь. Думаю, это не очень сложно.

«Погружение в виртуальную реальность — это наглядный способ показать результат моего направления, — рассказывает наставник Денис Хрущев. — Сфер применения виртуальной, дополненной и смешанной реальностей очень много, и с каждым годом их количество растет: начиная от военных, космических разработок и заканчивая приложениями для повседневного использования». Неудивительно, что популярность VR/AR среди амурских детей так высока: например, больше двух третей учеников из районов Приамурья, которые записались в мобильный технопарк «Кванториум», хотят заниматься именно этим направлением.

— Помимо виртуальной реальности — это полностью созданный разработчиком мир, — существуют реальности дополненная и смешанная. С дополненной вы сталкивались: например, это маски-фильтры в Инстаграм, когда программа дорисовывает собачий нос или мультяшные глазки на лице в онлайн режиме. Или, например, 3D книги: если навести на страницу смартфон с открытой программой, на экране появляются животные, другие персонажи, — объясняет Денис Хрущев. — Есть и третий тип — смешанная реальность. В этом случае программа оценивает окружающий мир и встраивает виртуальные объекты —например, персонажа. То есть тот же динозавр не будет просто появляться на поверхности стола и идти по воздуху, если повернуть камеру телефона, как обычно в дополненной реальности. Он может спрятаться за стулом, и его там можно будет найти, запрыгнуть на полку и так далее: то есть полностью вживаться в окружающий мир.

Юным программистам

Воспитанники центра «IT-куб» в Благовещенске не только учатся создавать виртуальную реальность, но и осваивают востребованные языки программирования, пишут приложения для мобильных устройств. Всего направлений шесть, причем все педагоги проходят обучение в Сколково, некоторым программам — в офисах партнеров-участников проекта Samsung и Яндекс.

Педагоги центра цифрового образования детей «IT-куб» в Благовещенске проходят обучение в Сколково, в офисах Samsung и Яндекс.

Так, на «Системное администрирование» берут детей от 14 лет. В учебном плане — администрирование и настройка персональных компьютеры и серверов, создание локальных сетей и доменов, настройка сетевого оборудования. На направлении «Робототехника/Программирование роботов» школьники получают знания в прикладных технических науках: механике, электронике, информатике, робототехнике, а также конструкторские навыки, навыки отладки роботов, программирования на Си-подобных языках и Python. Сюда берут школьников с 12 лет. Самых маленьких (от 8 лет) учат работать в визуальной среде Scratch. Ребята знакомятся с конструктором LEGO EV3 и основами робототехники. Базовый уровень программирования на языке Java — c 14 лет. Есть и продвинутый уровень, обучение здесь курирует Sumsung. Однако попасть сюда можно только пройдя тестирование. Аналогично проходит обучение на языке Python: на базовый курс берут всех, а вот продвинутый от «Яндекс.Лицея», который появится со следующего года,  набирать группу будут после дополнительного тестирования и собеседования. Верхняя возрастная планка для учеников — 17 лет.

Обучение по всем направлениям полностью бесплатно, длительность каждого курса — год. Обучаться одновременно по двум направлениям нельзя, однако никто не мешает закончить один курс и начать постигать другой. Записаться можно только через систему «Навигатор»: места достаются ребятам в порядке очереди. Свободные места еще есть. Кстати, школьник может параллельно учиться и в центре «IT-куб» в Благовещенске, и в детском технопарке «Кванториум-28». По окончании каждого курса выпускникам выдают соответствующие документы. Кроме того, запись о каждом дополнительном образовании остается в персональном виртуальном сертификате (для этого в том числе в России сегодня и внедряют систему «Навигатор»). Но самое главное — такие навыки помогут ребенку определиться с будущей профессией и продолжить учебу после школы в выбранном ссузе или вузе.

Точки и квантумы

Помимо центра «IT-куб», который начал работать с благовещенскими школьниками только с сентября этого года, цифровым образованием детей в области занимаются также «Точки роста», «Кванториум-28», «ДНК».

«Точки роста» располагаются в школах. Как правило, это один-два кабинета, которые оснащают по последнему слову техники: компьютеры, квадрокоптеры, очки виртуальной реальности, оборудование для опытов (например, гоночная машинка на водородном топливе) и тому подобное. Учатся здесь дети с шестого класса и старше, занятия частично или полностью заменяют уроки технологии.

«Кванториум» на сегодня — самый известный проект Фонда. Первые технопарки «Кванториум» появились в России с 2015 года, в Амурской области такой заработал два года назад. Несмотря на то, что оплачивается проект из федеральной казны, от региона требуется софинансирование. Специфика области или края определяет и то, какие из квантумов (всего их 13) будут представлены в регионе. При выборе ориентируются на крупные предприятия субъекта, стратегию развития территории. Так, в Приамурье дети учатся по шести направлениям: космоквантум, промробоквантум, хайтек цех, энерджиквантум, геоквантум и наноквантум. Помимо стационарного технопарка на двух площадках в Благовещенске и в Свободном, в Приамурье работает и мобильный «Кванториум»: преподаватели по нескольку недель занимаются с детьми в различных районах на базах местных школ.

В Свободном 4 квантума – «Гео/Аэро», «VR/Промдизайн», «Робо/IT», «Хайтек цех».

Командные роботы

На мастер-классе по робототехнике второклассников разделили на команды.

«Малышам легче освоить любой язык: это и естественные языки (русский, английский, китайский), и язык программирования, — рассказала педагог направления «Робототехника/Программирование роботов» Анастасия Калантаева. — Оборудование позволяет в доступной форме все показать и научить ребят основам. У детей развиваются мышление, логика, воображение. Очень хорошо, когда есть свои идеи, которые можно сразу воплотить в жизнь. Время на занятии пролетает мгновенно, его всегда не хватает. У ребят глаза горят, они хотят собирать и собирать новые модели».

Работа с готовыми типовыми элементами конструктора Lego Mindstorms EV3 позволяет быстро включиться в процесс технического творчества. Программирование доступно и понятно школьникам. При этом созданные модели двигаются не хаотично, а выполняют определенные задачи.


Татьяна Кочергина, руководитель центра «IT-куб» в Благовещенск:

— На мастер-классах мы хотели показать ребятам, что цифровые технологии, гаджеты – это не только развлечение. Они могут быть полезными в любой сфере жизни. Каждое из направлений нашего центра даст школьникам востребованные знания, навыки и компетенции в сфере информационных технологий.

Возрастная категория материалов: 18+