Фото из личного архиваФото из личного архива

Главное — хороший наставник

— В девятом классе, когда начались занятия в УПК, я решил пойти на медика. Точнее, этот профиль назывался «Младшая медицинская сестра». Рассудил, что права получить я успею, да и на строителя выучиться смогу при желании, а вот в медицине попробовать себя в другое время удастся вряд ли. Окончив школу, поступил в Амурскую медакадемию. После третьего курса остановился на хирургии. Именно тогда все мои «романтические» представления о профессии врача попали под сомнение, — улыбается Николай Сергеевич. — Стало понятно, какой это тяжелый труд, какая нагрузка ложится на плечи медиков, с какими трудностям приходится сталкиваться, когда ежедневно работаешь с больными людьми.

В Амурский онкодиспансер молодой хирург пришел в 2006 году после окончания ординатуры. В тот год в медучреждении начались серьезные перемены. Хирургический корпус ждал капитальный ремонт, затянувшийся на три года. А сама хирургическая служба на это время была переведена в областную клиническую больницу.

— Когда я пришел работать, в диспансере не было даже компьютерного томографа. А сегодня компьютерная томография используется постоянно в диагностике любой опухолевой локализации. В 2009‑м, когда мы смогли вернуться в обновленное здание стационара, началось переоснащение отделений диспансера, которое продолжается по сей день. В операционные было закуплено новое оборудование для лапаро‑ скопической хирургии, приобретены ультразвуковой диссектор и современные электрохирургические аппараты. Это позволило расширить объем эндовидеохирургических операций, — продолжает Николай Сергеевич. — Современная онкология за последние годы добилась больших успехов в диагностике и лечении злокачественных новообразований, но к сожалению, не всех локализаций.

Хирургическим отделением областного онкодиспансера Николай Сокольников заведует семь лет. Под его руководством и при непосредственном участии проводятся операции по удалению мягкотканых опухолей, опухолей желудочно-кишечного тракта, органов грудной клетки, мочевыводящих путей, щитовидной железы, кожи.

— В   хирургии не бывает так, чтобы выпускник медвуза получил диплом и сразу самостоятельно начал проводить операции. Это процесс длительный, и начинается он с того, что будущий хирург смотрит, как проводит операции опытный специалист. Первые же навыки студенты-медики приобретают во время учебной практики. Учатся, глядя на то, как работают другие, — рассказывает Николай Сергеевич. — Поэтому для молодого врача очень важную роль играет наставничество. Опытный хирург учит молодую смену не бояться сложных и нестандартных ситуаций. Для меня таким наставником стал Владимир Николаевич Заваруев, долгое время возглавлявший хирургическое отделение онкодиспансера. Опыт, который молодые хирурги перенимают у старших коллег, помогает в будущем не растеряться в нестандартной ситуации в операционной, когда не будет поддержки со стороны и все решения придется принимать самостоятельно.

Узнать о диагнозе готовы не все

Специалисты отделения хирургии областного онкодиспансера сегодня выполняют не только оперативные вмешательства. Для точной постановки диагноза во многих случаях необходимо выполнение гистологического исследования тканей с последующим определением тактики лечения больных с онкологическими заболеваниями. Для каждого случая врачебная комиссия разрабатывает комплекс мероприятий по лечению. Пациенты приезжают со всей области и тоже направляются в отделение хирургии областного онкодиспансера.

— Не секрет, что в отдаленных районах области остро чувствуется нехватка узких специалистов. Впрочем, это проблема не только нашего региона, — замечает Николай Сокольников. — Чтобы попасть на прием к онкологу  и рассказать о том, что беспокоит, пациенту из далекой от центра территории порой приходится по‑ тратить много времени.

При этом чем раньше человек обратится за помощью, даже уже имея онкопатологию, тем больше вероятность того, что мы сможем добиться хороших результатов лечения. В лечении онкологии время порой — решающий фактор. По наблюдениям заведующего хирургическим отделением, не все пациенты бывают готовы к тому, чтобы узнать о своем диагнозе и шансах на избавление от опасного недуга.

— Главная сложность для меня — как, пожалуй, для любого специалиста-онколога — работа с пациентами, обратившимися за помощью слишком поздно. Когда никакое лечение существенно не улучшит ситуацию. Бывает, что пациент не желает слышать свой диагноз. Но, поскольку существует необходимость проведения медицинских манипуляций, нужно суметь преподнести это так, чтобы человеку от шокирующей новости не стало еще хуже. Здесь на помощь врачам порой приходят родственники пациентов, способные оказать моральную поддержку своему близкому.

Не отставать от прогресса

— Владеть современными решениями в лечении и диагностике — главное для врача, — уверен заведующий отделением хирургии. — Врач учится всю жизнь. Даже опытный специалист не должен отставать от технического прогресса в медицине, обязан знать о новых возможностях лекарственной терапии, новых расходных материалах. Для этого наши специалисты постоянно проходят обучение на базе центральных клиник. В частности, в московских научно-исследовательских онкологических институтах имени Блохина и имени Герцена, а также на базе Санкт-Петербургского института онкологии имени Петрова. Кроме этого, с мастер-классами к нам приезжают приглашенные специалисты. Не так давно, к примеру, у нас побывал профессор доктор медицинских наук Эдуард Галлямов. Приоритетным направлением его хирургической и научной деятельности является лапароскопическая хирургия. Благодаря тому, что ведущие специалисты делятся своим опытом с коллегами из регионов, мы смогли освоить и применяем сегодня их методики на практике, — рассказывает Николай Сокольников.

«Рак — не приговор, а наш труд — не напрасен»

Что касается профессионального выгорания, то у заведующего хирургическим отделением онкодиспансера примеров в практике не так много. Основной причиной подобного эмоционального состояния у врачей становятся случаи, когда пациенты, зная или подозревая у себя онкозаболевание, поздно обращаются за медицинской помощью, не выполняют рекомендации, приходят с уже запущенной формой заболевания.

— Именно недисциплинированность больных, которые не берегут собственное здоровье, не думают о близких, обесценивают своими действиями труд медперсонала, приводит к эмоциональному выгоранию. И от этого никто из врачей, увы, не застрахован. Но, к счастью, есть и то, что нас поддерживает. Это случаи, когда через несколько лет после проведенной операции встречаешь пациента, ведущего активный образ жизни, несмотря на изначально поставленный страшный диагноз. Подобных примеров бывает достаточно чтобы понять, что рак — не приговор, и что наш труд — не напрасен. Вот в таких случаях чувствуешь самое большое удовлетворение от проделанной работы, — признается хирург с 14‑летним стажем. — Мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше патологий выявлялись на ранней стадии, пациенты серьезнее относились к своему здоровью, а специалисты могли чаще исполь‑ зовать методы, позволяющие как можно раньше ставить точный диагноз. Ведь врач работает для того, чтобы его пациенты жили как можно дольше, сохраняя при этом качество жизни.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+