— Я коллекционер, к сожалению, всего, — рассказал Павел. — Много лет собираю все, что связано с амурской историей. И как-то зашел на антикварный сайт «Мешок». Набрал в поисковике «японцы, война». И вдруг выскочила эта открытка. Ее продавал житель одного из западных регионов России. Подписал он ее просто: «Японцы, лед». А я смотрю и вдруг понимаю, что на заднем плане наш Благовещенск. Это был единственный возможный вариант. Наш город — единственный, который расположен на реке и на границе.
Загадочная надпись
На цветной фотографии на льду Амура прогуливаются солдаты Императорской армии Японии. На заднем плане, на противоположном берегу, можно различить здания Благовещенска. По льду Амура в сторону российского города идет большое количество людей, судя по одежде — гражданские. Кроме этого, на рисунке была загадочная надпись на японском языке.
Один клик 3 и начальник Благовещенского районного отдела Амурского филиала ФГБУ «Россельхозцентр» Павел Жирнов стал обладателем раритета. Осталось только дождаться, когда открытка придет на амурскую землю.
— Ни секунду не раздумывал — сразу купил, — продолжил обладатель «японской» открытки. — Тем более стоила она недорого — 500 рублей. Между тем виды дореволюционного Благовещенска начинаются от 1 500 рублей.
А том, что на открытке вид именно дореволюционного Благовещенска, любитель истории не сомневался.
— По моему предположению, фото сделано или в конце 1918 года, или в начале 1919-го, когда японские войска только оккупировали Амурскую область, — поделился размышлениями Павел. — И из Сахаляна (нынешний Хэйхэ) в Благовещенск стали возвращаться изгнанные туда при Гамовском мятеже благовещенцы, боящиеся советской власти.
Когда открытка оказалась в руках у амурчанина, он постарался разгадать и секрет надписи на японском. К счастью, современные технологии позволяют это сделать даже тому, кто ни один японский иероглиф и в глаза не видел.
— В телефоне у меня есть специальная программа «Переводчик». Навел экран на иероглиф и получил примерную надпись на русском: «Вид замерзшей реки Черного дракона». Все, других вариантов не было — на снимке наш Амур. Ранее такой открытки я не встречал на просторах интернета, не видел и в частных собраниях, и в областном краеведческом музее.
Специалисты подтвердили
Открытка из личного архива Павла Жирнова
И все-таки последнее слово, что же написано на почтовой карточке, было за специалистами. Отсканированную открытку с просьбой сделать более точный перевод Павел отправил руководителю Амурского отделения общества «Россия — Япония» Марине Синельниковой.
— Я узнала об этой открытке немного раньше от нашего представителя «Опоры России» в Токио Сергея Семенова, — рассказала Марина. — Он интересуется Благовещенском, так как сам родом из Приамурья. И еще до Нового года он прислал информацию, что эта открытка появилась на одном из аукционов в интернете. Сказал, что если нужно, то он поможет ее приобрести. Только пообщались на эту тему, и буквально через неделю Павел позвонил и сказал, что нашел такую интересную открытку.
Перевод от Марины Синельниковой окончательно развеял все сомнения. На открытке написано: «Река Черного дракона (Амур) подо льдом, панорама Благовещенска».
Японские могилы
Оказалось, что дореволюционный Благовещенск действительно был очень тесно связан с Японией.
— Благовещенск большое место занимал в истории взаимоотношений России с Японией, — рассказала специалист. — Это был самый развитый торговый, промышленный и культурный центр на Дальнем Востоке. Вплоть до 1918 года у нас в Благовещенске проживала большая японская диаспора. Были абсолютно нормальные отношения. Даже на Вознесенском кладбище отвели место под захоронения японцев. Мы в свое время много на эту тему общались с нашим краеведом и издателем Анатолием Телюком. Даже в архивах находили письмо-обращение в городскую думу выделить место на кладбище под захоронения японцев. В двухтомнике «Промышленники и предприниматели Приамурья», который выпустила «Амурская Ярмарка», очень часто встречаются японские имена.
Фото: sobory.ru
Дореволюционных японских могил, к сожалению, на Вознесенском кладбище в Благовещенске не сохранилось, впрочем, как и большей части самого погоста. Несколько лет назад здесь установили памятный знак бывшим японским военнопленным, которые были похоронены после Второй мировой войны.
— За несколько лет этот памятник пришел в негодность, а в 2020 году произошло значимое событие, — рассказала Марина. — Сотрудница кладбища обратилась к нам с просьбой восстановить знак. Я в свою очередь написала в консульство и в наше правительство. Этот вопрос взял под личный контроль губернатор Амурской области и за 10 дней памятный знак привели в порядок. После чего состоялся визит первого заместителя консула и церемония возложения венков к памятному знаку.
Японский флаг над музеем
Между тем еще одно фотодоказательство того, что японская нога ступала не только по льду пограничного Амура, но и по улицам самого Благовещенска, есть в коллекции почтовых открыток у еще одного любителя истории — амурского филокартиста Евгения Литуса.
На одной из открыток японский флаг развевается прямо в центре столицы Приамурья — над Торговым домом «Кунст и Альберс» (ныне Амурский областной краеведческий музей).
Из архива Евгения Литуса.
— Эта карточка была создана в период оккупации, — раскрыл тайну флага Евгений Литус. — Именно эта открытка времен японской интервенции, а в этом здании как раз располагался штаб интервентов. Есть у меня и уникальная рисованная почтовая карточка, которая приехала из Канады. Это бомбардировка Благовещенска со стороны Китая 1900 года.
Кстати, многие владельцы японских фотостудий, а их в дореволюционном Благовещенске было несколько десятков, шпионили для Японии.
Возрастная категория материалов: 18+
Интересное фото здания магазина товарищества «Кунс и Альбертс» под флагом японских оккупантов.В 70-ых годах здесь был Благовещенский горисполком. Музей-же находился напротив, чуть дальше в теперешнем переулке Святого Иннокентия, напротив управления «Амурагропромстрой». Позже в деревянном здании музея произошёл пожар и под музей было выделено это великолепное здание. Директором музея тогда был Золотарёв Виктор Николаевич. На фотографии мы видим на фасаде здания уличные часы. Как раз в 1984-ом году, пришедшие к тому времени в негодность часы были восстановлены, и теперь мы имеем возможность любоваться работой старых мастеров, с теплом в сердце вспоминая и наших реставраторов.
— Алексей Видякин