Фото: Архив АПФото: Архив АП

Федеральные дотации просят оставить

Амурская область подняла перед сенаторами вопрос сбалансированности консолидированного бюджета. Сейчас от реализации крупных инвестиционных проектов регион ежегодно получает около 3 миллиардов рублей налоговых доходов. Наибольшие поступления обеспечивают ввод в эксплуатацию объектов газопровода «Сила Сибири», Нижне-Бурейской ГЭС, Амурского газоперерабатывающего завода и космодрома Восточный.

Это позволяет региону безболезненно снижать государственный долг, а также решать накопившиеся в прежние годы проблемы. Проводятся капремонты поликлиник, социальных учреждений, строятся школы, детские сады и больницы. Модернизируются объекты коммунальной инфраструктуры, ремонтируются автомобильные дороги. Начато строительство автомобильного моста через реку Зею.

Но такая динамика доходов сохранится ненадолго. В 2024 году будет введен в эксплуатацию Амурский газоперерабатывающий завод. С 2025 года заработают в полную силу Амурский газохимический комплекс и вторая очередь трубопровода «Сила Сибири». После этого сократится поступление налога на доходы физических лиц от работников, задействованных на строительстве объектов. Удар будет еще более ощутимым из-за льгот по налогу на прибыль и имущество организаций, которые предусмотрены Налоговым кодексом для участников инвестпроектов на срок до 10 лет.

При этом нынешнее увеличение налоговых поступлений автоматически приводит к сокращению федеральной финансовой помощи. Сейчас из бюджета страны Приамурье получает 4 миллиарда рублей в год — это 6 % от общего объема доходов. В ближайшие годы Амурская область вообще может выйти из числа получателей дотацией. А так как бюджет планируется на три года, то это приведет к тому, что уровень поддержки окажется ниже, чем необходимо. По расчетам амурских специалистов, снижение дотаций как раз придется на тот период, когда сократятся и налоговые поступления.

Делегация Амурской области внесла предложения, которые помогут регионам повысить устойчивость своих бюджетов, а также получить дополнительное время на восстановление доходной базы регионов после пандемии COVID-19.

Деньги на газификацию

Второе предложение региона касается перераспределения средств, которые высвобождаются благодаря снижению объемов погашения задолженности по бюджетным кредитам. Эти деньги разрешается направлять в качестве бюджетных инвестиций на объекты инфраструктуры — транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной. Но потратить средства на региональные программы газификации нельзя, так как это не является инвестиционным проектом.

При этом председатель правительства РФ Михаил Мишустин поручил субъектам ДФО до 2030 года завершить газификацию. Амурской области нужно максимально ускорить этот процесс, а для этого нужно найти дополнительные источники финансирования. Поэтому Приамурье предлагает разрешить использовать средства субъектов, высвободившихся в 2021—2024 годах благодаря снижению объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на реализацию региональных программ газификации.

Налог для ЖКХ предлагают рассчитывать по-новому

Еще одно предложение региона касается изменения системы налогообложения ЖКХ. Сейчас налог на добавленную стоимость для коммунальных предприятий рассчитывается на основании оказанных потребителям услуг, не учитывая фактическую их оплату. В итоге организации, не получив доходов, платят налог на добавленную стоимость в ущерб своей работе.

Низкая платежная дисциплина потребителей коммунальных услуг вызывает рост дебиторской задолженности. Так, на 1 января 2020 года амурчане задолжали коммунальщикам 4,2 миллиарда рублей, а налог на добавленную стоимость составил порядка 1 миллиарда рублей.

Как отмечают специалисты, особенно остро стоит вопрос в северных территориях области, где теплом жителей обеспечивает одно из крупнейших в Амурской области предприятий — «Коммунальные системы БАМа». Коммунальные объекты строились с расчетом на развитие зоны БАМа, которого не случилось. Теперь вся инфраструктура фактически используется только на 32 %. Это не дает предприятию в полном объеме получать плату за оказанные коммунальные услуги. Но в 2019 году, не получив от потребителей 422 миллиона рублей, компания заплатила в бюджет 67 миллионов рублей налога на добавленную стоимость.

Региональный бюджет вынужден оказывать государственную поддержку «Коммунальным системам БАМа», в том числе и на оплату налогов. С 2017 года на поддержку финансовой устойчивости предприятия направлен 1 миллиард 175 миллионов рублей. Амурская область предложила внести в Налоговый кодекс РФ изменения и при реализации коммунальных услуг рассчитывать налог на добавленную стоимость в объеме фактически оплаченных потребителями услуг.

Сенаторы Совета Федерации предложения амурчан поддержали, сообщает пресс-служба областного правительства.

— Команда правительства Приамурья неплохо отработала, как в рамках подготовки к комитету, так и предварительно, прорабатывая вопросы с профильными федеральными министерствами, — отметила первый зампред правительства региона Татьяна Половайкина.

Возрастная категория материалов: 18+