Фото: «Брестская газета»Фото: «Брестская газета»

Профессиональные историки нужны музеям и архивам

Незаконная продажа археологических артефактов, новые учебники по истории, восстановление архива Амурской области — эти важнейшие вопросы вынесли на повестку участники заседания. Директор Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН Николай Крадин предложил проанализировать, достаточно ли историков для региона. 

— В Амурском госуниверситете подготовка историков не ведется, в Благовещенском педуниверситете порядка 20 с небольшим бюджетных мест, — озвучил цифры Николай Николаевич. — А у вас, помимо школ, есть замечательные музеи, архив, где тоже нужны историки.

— На сегодня 431 человек преподают историю и обществознание в школах области. Из них 53 процента — категорийные учителя, — отметила замминистра образования и науки Амурской области Лариса Закирова. Процент молодых специалистов до 35 лет — 22 процента. Что касается потребности в историках, то на прошлой неделе закончили мониторить ситуацию. На сегодняшний день у нас всего одна вакансия в школе в Экимчане. На эту вакансию претендуют 26 человек. На следующий год понадобится более 27 учителей в Свободном, где открывается школа на 900 мест. Я считаю, что наш исторический корпус педагогов развивается.

Константин Могилевский парировал: региону необходимы профессиональные историки, которые пойдут работать в университет, музей, архив.

Констатин Могилевский обсудил с амурскими историками проблемы и новые проекты. 

— Таких специалистов в Амурской облсти не готовят много лет, но они просто необходимы, особенно для приграничных территорий, — уверен председатель правления Российского исторического общества и добавил. — Нужно активнее приглашать амурских учителей истории и школьников участвовать во всероссийских конкурсах. Мы подумаем, что можно сделать с высшим историческим образованием в регионе. 

Отдельно ученые обсудили учебники по истории — еще одну школьную проблему, о которой в своем послании говорил российский президент Владимир Путин.

— Главная проблема в том, что сегодня изучение истории в школах линейное, — объяснили профессиональные историки. — С одной стороны, такой подход позволяет уделять больше внимания определенным темам, а с другой — выпускники 9-х классов заканчивают школу на изучении 1914 года. У старшеклассников тоже не все гладко: в 11-м классе происходит «натаскивание» на ЕГЭ, и тот, кто историю не сдает, как говорится, пролетает мимо кассы. На совещании у председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина решили, что в третьей четверти ввести у девятиклассников отдельный модуль или обзор истории XX века: это революция, Великая Отечественная война, распад Советского Союза и образование России. Кроме этого, договорились, что специалисты еще раз изучат существующие учебники по истории. Пришло время посмотреть внимательно и на опыт изучения региональной истории в школах. 

Срок для «черных копателей»

Еще одна большая тема, которая серьезно взволновала профессиональных ученых — расхищение археологических памятников в регионе.

— Ситуация с «черными копателями» в целом по стране не самая хорошая, но в Амурской области они все грани перешли, — возмутился Константин Могилевский. — В Приамурье они действуют практически открыто, открыто ходят с металлоискателями. Грабят страну, народ, извлекая из земли объекты археологического наследия. Эта тема для серьезного внимания правоохранительных органов. Такого, что происходит здесь, когда чуть ли не открытые съезды проводят, ни в одном регионе нет.

— Если сейчас набрать в поисковике что-то подобное: «Куплю древний наконечник стрелы или копья», то вы получите сотни ссылок на всевозможные сайты, — поддержал московского коллегу начальник государственной инспекции объектов культурного наследия Амурской области Виталий Ребизант. — Это свидетельствует о том, что этот рынок сильно развит, и при этом он абсолютно незаконный. Законодательство по этому поводу четко говорит, что все археологические предметы являются государственной собственностью. Более того, все эти предметы могут быть переданы археологами только в государственную часть музейного фонда РФ — федеральные музеи и музеи субъектов. Исключение делается для федеральных государственных бюджетных учреждений науки, чьи фонды зарегистрированы в государственном каталоге музейного фонда РФ. Если называть вещи своими именами, то у нас государство полностью устранилось от регулирования данной сферы деятельности. Наказание за незаконный оборот археологических предметов шедевральное: от 2 до 5 тысяч рублей! В лучшем случае металлоискатель отберут. Хотел бы, чтобы эта проблема была вынесена на широкое обсуждение на федеральном уровне.

Восстановить исторические центры

Заведующий кафедрой религиоведения и истории АмГУ Андрей Забияко уверен, что при поддержке Российского исторического общества получится решить ряд конкретных проблем. Например, восстановить старые военные казармы в столице Приамурья.

— Больше десяти лет мы говорим о состоянии квартала в районе улиц Артиллерийской, Ленина, Зейской, где находятся старые военные казармы, — озвучил проблему Андрей Павлович. — Это один из исторических центров Благовещенска, но многие здания просто разваливаются. Между тем никто не против, чтобы развивать этот объект, но никакого окончательного решения нет. А там можно сделать такой же прекрасный парк, как «Патриот» на полигоне ДВОКУ.

Кстати, Андрей Забияко после голосования возглавил Амурское отделение Российского исторического общества, сменив на этом посту безвременно ушедшего археолога, кандидата исторических наук, экс-декана историко-филологического факультета БГПУ Дмитрия Болотина.

Вернуть архив амурским историкам

В конце заседания озвучили еще одну проблему, которая много лет волнует амурских исследователей истории — исчезнувший архив.

— В 1939 году амурский архив из-за угрозы нападения Японии был вывезен в Томск, в 1991-м его перевезли в Государственный архив Дальнего Востока во Владивосток, — рассказал Виталий Ребизант. — Из-за того, что здание было не приспособлено, документы свалили в подвал. От сырости огромное количество дел просто слиплось и превратилось в «кирпичи». Вернуть сам архив по закону мы не можем, но и там он лежит мертвым грузом. В условиях современных технологий, думаю, можно создать электронные копии для работы с этими фондами тем, кому они прежде всего нужны — амурским историкам.

Представители Российского исторического общества пообещали, что внимательно изучат все исторические проблемы Приамурья и постараются помочь в их решении.

Возрастная категория материалов: 18+