Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

Готовность к большой воде

— Алексей Александрович, в этом году Амурская область пережила сильнейший за последние 8 лет паводок. Насколько мы были готовы к приходу большой воды?

— Конечно, прогнозы у нас были. Мы сотрудничаем с коллегами из Забайкальского края, и о том, что придет большая вода, знали примерно за две недели. Пожарно-спасательные подразделения Амурской области еще до начала подтопления были распределены по всем населенным пунктам, которые находятся вдоль реки Амур. Также в Приамурье заблаговременно начали прибывать федеральные спасательные подразделения. Когда пришла вода и отрезала села от большой земли, спасатели и пожарные оказывали помощь населению: организовывали лодочные переправы, развозили продукты и воду, эвакуировали население и животных. В Амурской области был введен режим ЧС межрегионального характера с федеральным уровнем реагирования.

Эти действия позволили нам заблаговременно обеспечить безопасность сохранения жизни и здоровья населения в пострадавших населенных пунктах. Команда правительства области, муниципалитетов и ведомств работала практически в круглосуточном режиме. И в итоге во время паводка не был травмирован ни один человек. Хотя вы видели, как примерно такое же наводнение в одной из стран Евросоюза привело к масштабным человеческим жертвам.

— Но обеспечить безопасность амурчанам было не так-то просто. Люди до последнего не покидали дома.

6,1

миллиарда рублей составил паводковый ущерб дорожной сети Амурской области. Сейчас между всеми селами налажено транспортное сообщение

— Менталитет наших граждан, к сожалению, такой: «Ничего не брошу, никуда не поеду!» или «Куда вы меня везете — тут еще никакой воды нет!» Людям трудно было понять, что ситуация критическая. А вода приходила стремительно: за одну ночь затапливала постройки под крышу. И потом мы снимали людей с крыш и чердаков домов. А что такое спасать ночью в полностью затопленном населенном пункте? Это кромешная темнота, метания лучей фонарей, рев плавающих транспортеров, моторных лодок, крики женщин, лай и вой собак — еще то, скажу вам, зрелище. Надо отметить, что по опыту 2013 года все сельхозживотные были заблаговременно вывезены на возвышенность, где их обеспечили кормами. Всего было отселено около 17 тысяч голов.

Параллельно с эвакуацией животных и людей пожарно-спасательные формирования занимались экстренным возведением дамб в населенных пунктах, которые находятся вниз по течению Амура. Много сил было потрачено на укрепление дамб во Владимировке Благовещенского района. Усилия не прошли даром — половина села не была подтоплена. Большую помощь в этом оказала организация «Мост», которая сейчас строит мост через Зею. Компания выделила 18 самосвалов и 8 грейдеров на отсыпку дамбы по улице Центральной во Владимировке. Всего было возведено три рубежа: два из них снесла вода, а третий выдержал.

— Какие территории этим летом пострадали больше всего?

— Если вверх по Амуру идти, то пострадали Игнашино, Черняево, Ушаково, Сергеевка, Марково, Игнатьево. Ниже по течению затопило Иннокентьевку, Коршуновку. Серьезно пострадал Благовещенский район — села Владимировка и Сергеевка. Старожилы Сергеевки даже не помнят, когда их село так сильно подтапливало, только в 1950-е годы. Даже в 2013-м вода подходила только к огородам, расположенным ближе к Амуру, но дома не подтапливались. Вы же видите по табличкам на набережной уровни Амура.

«Робинзоны» и обязательная эвакуация

— Нам чудом удалось обойтись без человеческих жертв?  

— Нет, благодаря нашему опыту и четкой, слаженной работе всех ведомств. Традиционно Амурская область подвержена рискам, и эти риски — подтопления и лесные пожары — стали постоянными. И здесь у нас есть свои собственные наработки, которые сейчас берет на рассмотрение Федерация.

— Несколько нам необходим закон об обязательной эвакуации населения из зоны подтопления?

— Крайне необходим — для безопасности населения. Тех, кто отказался эвакуироваться и остался сидеть на чердаках и крышах своих домов в период наводнения, спасатели называют робинзонами. Циничное понятие, но правдивое: люди сидят на островке суши, а вокруг вода. Этих граждан нужно обеспечить всем необходимым: питьевой водой, продуктами питания, медицинской помощью, а это требует дополнительных сил и средств. Особенно плавсредств, которые необходимы в тот момент для выполнения других задач. Кроме того, это создает угрозу здоровью и жизни тех, кто отказался от эвакуации, потому что вода подмывает фундамент, дом может рухнуть и человек вместе с ним. А такие робинзоны во время паводка есть. Предложение ввести в зонах ЧС обязательную эвакуацию губернатор озвучил на встрече с ныне покойным министром МЧС России Евгенией Зиничевым, который поддержал нас. Знаю, что первое чтение в Госдуме этот законопроект уже прошел.

Помощь пришла со всей страны: от Камчатки до Москвы

— Из каких регионов к нам приезжала помощь этим летом?

— Практически из всех — от Камчатки до Москвы. Это профессиональные спасатели Федерального спасательного центра из города Ногинска, Сибирского и Камчатского спасательных центров. Отработали качественно, профессионально. Большое им спасибо за это. И население тепло о них отзывается, что ребята близко к сердцу приняли ситуацию.

За две недели до паводка регион начал готовиться к большой воде. Пожарно-спасательные подразделения области были распределены по всем населенным пунктам, которые находятся вдоль реки Амур.

— Но рабочих рук все равно не хватало и на помощь приходили волонтеры. Оцените их участие?

— Низкий поклон и большое спасибо добровольцам. Когда нам не хватало рук на возведение дамб, была организована работа с волонтерами — студентами, спортсменами, медиками, педагогами. Возле ОКЦ стояли автобусы, на которых их доставляли до Владимировки. Работа была тяжелой: они наполняли мешки с песком и сооружали дамбу. Запомнилось, как приехал один молодой человек с ребенком лет четырех, очень сильно рвался помогать, но мы его отговорили — ради безопасности малыша. Надо понимать, что дамба, которую возводили, держит 1,5—2 метра воды, но это быстровозводимое сооружение может прорвать. И тогда хлынет большой поток. Понятно, что ребенку там не место. Честно сказать, я не думал, что столько людей откликнется на призыв помогать. Это напоминает какой-то комсомольский порыв советского времени.

— За ликвидацию последствий ЧС и спасение людей несколько ваших сотрудников получили награду от президента.

— Два спасателя областного поисково-спасательного отряда — врач Дмитрий Миронов и спасатель первого класса Павел Рыжко — за спасение людей на паводке этого года были представлены к государственной награде. Указ о награждении был подписан в сентябре президентом Российской Федерации. Это те самые люди, которые в самые сложные моменты (в кромешной темноте, с фонариком на лбу, таща за собой лодку) эвакуировали жителей села Черняево, оставшихся на крышах домов. Миронову Владимир Путин лично вручил медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а Рыжко получит награду чуть позже из рук губернатора.  

УЩЕРБ ОТ ДВУХ ВОЛН НАВОДНЕНИЯ ПРЕВЫСИЛ 9 МИЛЛИАРДОВ

Пострадали 103 населенных пункта

— Вы уже оценили весь размер ущерба, который понесла область от стихии?

— Совокупный ущерб от двух паводков 2021 года превысил 9 миллиардов рублей. От первой волны — 6 миллиардов 200 миллионов. От второй — порядка 3 миллиардов рублей. Ущерб соизмерим с 2013 годом.

Пострадали 103 населенных пункта. Пострадавшими признаны почти 14 тысяч человек, 5 700 приусадебных участков, 25 социальных объектов, 39 мостов, 107 сооружений, автомобильные дороги протяженностью 485 километров дорог. Погиб урожай на площади 53 тысячи гектаров, это 123 хозяйства. Было эвакуировано 3 694 человека, в том числе 1 142 ребенка. Открыто 17 ПВР, где размещались 588 человек, из них 259 детей.   

Тех, кто отказался эвакуироваться и остался сидеть на чердаках и крышах своих домов во время наводнения, спасатели называют робинзонами: люди сидели на островке суши, а вокруг вода.

Повреждено 1 476 жилых домов, из них 676 не подлежат восстановлению (гражданам выделят средства на приобретение жилья), а около 670 требуется капитальный ремонт. Около 100 семей уже получили выплаты. Они могут купить квартиры на территории всей области — за исключением тех территорий, которые попадают под подтопление. На сегодняшний день подтопленными грунтовыми водами остаются два домовладения в селе Владимировка.

Ущерб дорожной сети составил 6,1 миллиарда. В данный момент между всеми селами налажено транспортное сообщение.

— Однако не все подтопленцы получили компенсацию за пострадавшее имущество?

— Иногда гражданам в суде приходится отстаивать свои права. Приведу пример: семья из пяти человек — отец, мать и трое детей. Родители 20 лет живут в этом доме и прописаны там. Дети тоже там родились и проживают, но не прописаны. По федеральному порядку отец и мать получают компенсацию за пострадавшее жилье, а дети нет. Несправедливо? Конечно. Должна вся семья получить эти деньги. А у нас специфика северных поселений такова, что народ не спешит оформлять документы: «Все знают, что я там живу». И получаются такие трагедии: нет прописки по месту проживания, а это необходимое условие. В таких ситуациях прокуратура помогает гражданам выйти в суд, и суды принимают решение в пользу сельчан. Таким образом уже 62 человека получили эти выплаты — по 50 и 100 тысяч рублей. 

Или другой пример: человек живет в Благовещенске, а в Черняеве у него дом, который он использует под дачу, приезжая туда летом отдыхать. Этот домик пострадал от наводнения, но в компенсации гражданину отказано, потому что он там постоянно не проживает.

— Просушка и дезинфекция подтопленных домов уже завершены?

— К началу сентября мы закончили все ремонтно-восстановительные работы. Всего просушено около 1 500 домов. Убрано почти 15 тысяч кубометров мусора: наносной мусор, поваленные заборы, испорченная водой мебель. Проведена дезинфекция водоисточников — колодцев, скважин. Например, в Сергеевке буквально только три недели назад скважину, которая снабжала село, привели в нормативное состояние. До этого 6—7 раз проводились работы по ее дезинфекции. Просушкой и дезинфекцией занимались спасатели и пожарные Амурского центра гражданской защиты и пожарной безопасности, хорошо помогали нам и военные — армейское спецподразделение РХБЗ.

— Подтопленцы к зиме успели отремонтировать печки?

— За счет средств резервного фонда Амурской области проводились ремонтные работы печей. Те, которые подлежали восстановлению — около 100 печей, уже отремонтированы.  

Как подготовились к большой воде   

— Помните историю с селом Верхнеблаговещенским, где разлился ручей и подмыл опоры моста, который стал разрушаться. Тогда и встал вопрос о том, что необходимо закупить высокопроизводительные мотопомпы, которые были бы в состоянии перекачивать целые озера воды. Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности, которое является одним из координаторов резерва материальных ресурсов правительства Амурской области, закупило пять дизельных насосных станций.

Во время паводка в Амурской области не был травмирован ни один человек. Хотя примерно такое же наводнение в одной из стран Евросоюза привело к масштабным человеческим жертвам.

Могу с полной уверенностью сказать, что в результате работы таких мощных мотопомп, которые в пик прохождения паводка по Амуру были задействованы на благовещенском водозаборе, город остался с водой. Да, было снижено давление, но тотального отключения Благовещенска от воды не было. Там работало одновременно три дизельных станции, каждая из которых перекачивала 1 200 кубометров воды в час. В рукав такой мотопомпы свободно может поместиться взрослый человек, а для его перемещения нужно уже три человека.

Эти станции — мобильные, их можно перевозить в любое место. Нынешним летом они уже качали воду в Шимановске, Владимировке, Белогорске и Новобурейском.

Сейчас принято решение о закупке еще 10 таких насосных станций для региона. Каждая стоит около 5 миллионов рублей. Они будут находиться в резерве материальных ресурсов правительства Амурской области и по распоряжению губернатора направляться туда, где они необходимы.

Также в 2022 году у нас в области появится еще 5 гусеничных плавающих транспортеров (ПТС), которые могут передвигаться во воде и по суше. На паводке в этом году в Амурской области работали три ПТС, два из которых прибыли из Хабаровского края. Они хорошо себя зарекомендовали: с их помощью мы организовали через размытые дороги, озера и реки эвакуацию людей, переправу скота, кормов. Поэтому губернатор Василий Орлов обратился в Министерство обороны РФ с просьбой безвозмездно выделить в собственность региона такую технику. Мы уже ездили в Хабаровск, выбрали пять плавающих транспортеров, которые после необходимого техобслуживания поступят в область.

Замечу еще, что та работа, которая проведена с матрезервом правительства, позволила в первые сутки наводнения полностью закрыть всю потребность в кроватях, постельном белье, масках, теплопушках, дизельных генераторах, малых мотопомпах и многом другом. В период паводка из этого резерва было выделено материальных средств на сумму 120 миллионов рублей.

Девять месяцев на подбор нового жилья

— Ликвидация паводка-2021 уже завершена?

—  Такие виды работы, как аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы и выплаты населению за пострадавшее имущество, практически завершены. Сейчас идет работа по компенсации гражданам урожая, который пострадал во время паводка. С муниципалитетами плотно работает министерство сельского хозяйства. Помощь предоставляется в натуральном виде — овощами.

Вода приходила стремительно: за одну ночь она затапливала дома в селах под самую крышу.

В начале пути находится работа по предоставлению жилья пострадавшим гражданам и капитальный ремонт поврежденных водой домов. На эти цели нужно выплатить 2,2 миллиарда рублей. Не дожидаясь федеральных средств, мы уже из областного бюджета выделили около 717 миллионов рублей, чтобы люди уже сейчас могли покупать жилье. В расчет берется 86,5 тысячи рублей за квадратный метр. На подбор недвижимости у граждан есть 9 месяцев со дня поступления денежных средств на эскроу-счет. Эту работу мы планируем завершить к сентябрю 2022 года. Почему так долго? Потому что человек, который потерял жилье, не может купить себе новое на подтопляемых территориях.

Возрастная категория материалов: 18+