Из-за парты в космос: амурские школьники добывали руду из астероидов и изучали инопланетные бактерии
Чем удивил Всероссийский «Космофест Восточный — 2021»
Общество«Одному ракету построить, конечно, сложновато. А вдвоем — запросто. Нужно только правильно все рассчитать» — благовещенский школьник Данил Харитонов знает, о чем говорит. Ученик детского технопарка «Кванториум-28» конструирует ракеты-носители и планирует участвовать в профильных соревнованиях. Всероссийский «Космофест Восточный — 2021» прошел на прошлой неделе в Благовещенске: мероприятие организовали в регионе в седьмой раз. Участники смогли встретиться и пообщаться с космонавтом Сергеем Ревиным, узнать о работе космодрома Восточный и оценить космические перспективы Приамурья. А еще — увидеть, как осваивают сегодня космос школьники: с помощью виртуальной реальности, разработки учебных зондов и ракет-носителей и даже компьютерных игр. Репортаж с космического фестиваля — в материале «Амурской правды».
Встреча с космонавтом
Программа фестиваля заняла два дня. Первый прошел в Общественно-культурном центре Благовещенска. Открыл мероприятие в большом зале губернатор Амурской области Василий Орлов. Он рассказал о ключевых федеральных проектах, одним из которых и является космодром Восточный. С большого экрана участников встречи поприветствовал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин. В тот момент он находился на Байконуре: «Мои коллеги уже отправились в аэропорт, возвращаются Москву, а я задержался, чтобы поздравить вас с этим уникальным мероприятием». Также на Космофесте выступили директор филиала «ЦЭНКИ» — КЦ «Восточный» Валинур Агишев и финалист всероссийского конкурса «Лидеры России» Юрий Зобов.
Больше всего зал оживился при выступлении российского летчика-космонавта, Героя России Сергея Ревина. Он рассказал о своей детской мечте, которая стала реальностью, и спросил у молодежи, кто из них сегодня хочет стать космонавтом. Руки подняли немногие, и тогда спикер пожелал участникам «не бояться мечтать». После этого ребята смогли задать вопросы известному космонавту. Молодежь интересовало, как организован быт тех, кто долгие недели живет в космосе. «Я хотела спросить, как относится его семья к таким космическим командировкам, но постеснялась», — признается одиннадцатиклассница Черновской школы Свободненского района Марина Ситникова. По словам девушки, раньше она училась в космическом классе Углегорска и не раз встречалась с космонавтами на форумах и фестивалях: «Каждый раз волнуешься, как будто в первый: у каждого космонавта — своя история, и слушать ее безумно интересно».
Видеоролики о космических перспективах региона и работе Восточного сменяли танцевальные номера творческих коллективов города. В это же время в холле ОКЦ на втором этаже расположились экспозиции образовательных учреждений, которые так или иначе связаны с ракетостроением.
В космос — со школьной скамьи
Первым внимание посетителей притягивает костюм космонавта: АмГУ не в первый раз демонстрирует этот экспонат, и он продолжает оставаться одним из самых популярных объектов для селфи. Кроме того, университет предложил посетителям познакомиться с малым космическим аппаратом CubeSat. «Это прототип реального аппарата связи. Такой же сейчас все еще летает по орбите Земли и выполняет свою программу связи: собирает и передает информацию», — рассказал АП третьекурсник Александр Хватков.
Различные летательные аппараты, собранные учениками, показала и школа № 16 Благовещенска: несколько лет назад здесь открыли профильные аэрокосмические классы. Школьники занимаются ракетостроением после уроков, в профильных секциях, и регулярно участвуют в городских и региональных соревнованиях.
«Собрать можно любую ракету — и большую, и маленькую. Но иногда приходится «заморочиться» с программированием».
Центр цифрового образования детей «IT-куб» предложил посетителям сыграть в компьютерную игру, которую разработали их ученики с помощью языка программирования Scratch. «Цель игры — сбить с помощью ракеты 10 астероидов, — объяснила педагог центра Юлия Баченина. — Scratch — базовый язык, освоив который дети могут переходить на языки более высокого уровня».
Школьные проекты для большого космоса
Самая большая экспозиция — у детского технопарка «Кванториум-28». Организаторы представили сразу три направления своей работы. Так, «VR-лаборатория» предложила прогулку по Солнечной системе: шлемы виртуальной реальности и контроллеры для рук отправляли человека в открытый космос. Путешественник мог приблизиться к планетам, «обойти» их со всех сторон, узнать интересные факты об этих космических телах.
Тех, кто мечтал стать космонавтом, технологии виртуальной реальности переносили на Международную космическую станцию: снятый на камеру с обзором 360 градусов видеоролик позволял «изнутри» увидеть, как живут космонавты.
3D-принтеры прямо на Космофесте печатали космические сувениры.
«Хайтек-цех» технопарка — направление, где ребята воплощают в жизнь свои идеи с помощью 3D-принтеров, лазерных станков и другого оборудования. Так, сразу несколько принтеров печатали во время фестиваля сувениры в виде космонавтов и ракет — для этого кванторианцы заранее разработали макеты и запрограммировали аппараты. Однако это далеко не все возможности квантума.
— Вы видите перед собой манипулятор (клешня из пластика размером с альбомный лист — Прим. авт.). Это — часть проекта «Нейронная система управления на расстоянии», который разрабатывают наши ребята, — рассказывает наставник «Кванториума-28» из Свободного Антон Кулигин. — Управление манипулятором будет дистанционным. Человек находится в комнате, где установлены камеры, которые считывают движение руки. Нейронная сеть анализирует движение, а манипулятор — повторяет. Если человек изображает рукой захват — манипулятор делает то же самое. Эта технология может быть востребована в том числе и в космосе.
Космоквантум — профильное направление для Космофеста. Здесь на занятиях ученики изучают ракетостроение, разрабатывают ракеты-носители, программируют для них полезную нагрузку, а затем учатся считывать и анализировать полученные данные телеметрии. Более того, на соревнованиях ракеты запускают «на высоту и на время»: аппарат должен как можно выше взлететь и пролететь как можно дольше. Кванторианцы регулярно участвуют в федеральных состязаниях по ракетостроению и спутникостроению. Так, в октябре команда детского технопарка завоевала второе место на всероссийском чемпионате «Военно-воздушной школы».
«Собрать можно любую ракету — и большую, и маленькую. Иногда приходится «заморочиться» с программированием, но это тоже решаемо, — делится подробностями благовещенец Данил Харитонов из Космоквантума. — Я, конечно, понимаю, что настоящую ракету собрать на порядок сложнее. Но если ты уже в школе запускаешь в небо первые ракеты, то и конструирование настоящей не кажется чем‑то запредельным».
МИССИЯ — СПАСТИ ЛУНОХОД
После торжественной части участники фестиваля разделились. Часть отправилась с школу № 5 Благовещенска. Здесь представители совета молодых ученых Роскосмоса прочитали лекции о космосе. Также школьники смогли побывать на мастер-классах детского технопарка, посвященных космической теме.
Роботы проваливались в кратер
Так, на «Промробоквантуме» в детском технопарке ребята собирали спасательный аппарат, который должен был вытащить из кратера застрявший луноход и добыть руду из метеоритов. Для этого педагоги заранее подготовили площадку: на столе с изображением космоса и планет расположили космическую станцию, спутники, звездолеты.
— Ребятам необходимо собрать робота и запрограммировать его на выполнение миссии: спасти луноход и добыть породу из астероида. Для этого нужно рассчитать траекторию и скорость его движения, а также сделать для робота специальный захват, которым он вытащит луноход из ловушки, — рассказывает наставник технопарка Анна Будник.
Задача оказалась не из простых: у некоторых в первый раз роботы сбивались с маршрута, промахивались захватом, проваливались в кратер. Наставник терпеливо подсказывала, что нужно доработать. В итоге через час луноход был спасен в первый раз. Затем его по очереди вытащили все участники мастер-класса. После этого роботы отправились на добычу полезных пород: затаскивали на космическую станцию метеориты с рудой.
Многоразовая ракета
В соседней аудитории в это же время участники Космофеста осваивали основы ракетостроения.
— За два часа каждый из вас сможет собрать ракету и запустить ее в небо. Важно, чтобы ее траектория была ровной, а не как у выпущенного из рук воздушного шарика, — рассказывает на своем мастер-классе наставник Космоквантума Андрей Пономарев. — Одно из главных правил ракетостроения: сделать изделие стабильным. Стабилизация ракеты-носителя достигается различными способами. Основной — обеспечение нужного расстояния между центром масс и центром давления. Сделаем все правильно — ракета взлетит и приземлится на парашюте и сможет еще не раз подняться в небо.
После небольшого теоретического блока участники мастер-класса переходят к практике. На столах у ребят трубы (будущее тело ракеты), фольга (парашют), пленка, пластик и даже потолочная плитка. Из нее вырезают стабилизаторы — «крылья» ракеты.
Любители виртуальной реальности создавали Солнечную систему с планетами, на еще одном мастер-классе «строили» космический корабль «Буран».
— Я в первый раз создаю ракету, — признается одиннадцатиклассница из Шимановска Арина Шептунова. — В будущем планирую стать инженером. Но не космических летательных аппаратов — мне кажется, это слишком ответственная профессия.
Тем не менее девушка одной из первых справляется с заданием и получает заслуженную похвалу от наставника. «Важно правильно установить двигательный отсек и затем туда вставить поршень. Парашют — обязательная часть, потому что наша ракета — не одноразовая. Это было бы не экологично, вся космическая отрасль сегодня развивается, учитывая принципы сохранения окружающей среды, — говорит Андрей Пономарев. — И мы уже здесь, с первых занятий, доносим эти принципы до детей».
В поисках инопланетных «бактерий»
Биоквантум предложил школьникам исследовать бактерии. «Безбилетные пассажиры» —серьезная проблема космических экспедиций. Занесенные с других планет бактерии могут серьезно навредить экосистеме Земли. Чтобы не допустить этого, сегодня юные микробиологи будут изучать клетки бактерий и учиться определять их морфологическую структуру: шаровидные они или палочковидные», — рассказала педагог Биоквантума Наталья Карпова.
Чтобы выполнить задание, школьники на специальное обезжиренное спиртом стекло помещали каплю воды, а затем с помощью бактериологической петли (палочки с петлей на конце) клали туда материал: наставник заранее вырастила в чашках Петри колонии бактерий на специальном питательном субстрате. Потом мазок окрашивали, сушили и фиксировали с помощью зажженной горелки, после чего рассматривали в микроскоп. В итоге опыт был признан успешным: каждый смог увидеть палочковидные и шаровидные бактерии.
На второй день участники Космофеста отправились на экскурсию на космодром Восточный: побывали на стартовом комплексе, возложили цветы к памятнику Гагарина, услышали историю развития отечественной космонавтики. В Циолковском в это же время прошел еще один мастер-класс по созданию модели «Бурана» и встреча молодежи с космонавтом Сергеем Ревиным.
Любители виртуальной реальности вместе с руководителем мобильного кванториума Денисом Хрущевым в «VR-лаборатории» создавали Солнечную систему с планетами. Более того, программу потом можно было скачать на флеш-карту и воспроизводить на любом компьютере. Еще один мастер-класс был посвящен созданию космического корабля «Буран»: ребята узнали о его роли в освоении космоса и сделали собственную многоразовую модель. «Смотрите, его можно зарядить обычной зарядкой от телефона, — удивила участница мастер-класса Марина Новикова. — И нам сказали, их можно забрать домой. Здорово, будем запускать с братом».
«Не бойтесь мечтать»
Сергей Ревин, российский летчик-космонавт, Герой России:
Самый частый вопрос, который задают космонавтам: «Видели ли вы НЛО или инопланетян?» — признается Герой России Сергей Ревин. Он замечает: хотя встречи с молодежью на «космических» фестивалях и форумах — часть его работы и на счету у него десятки подобных мероприятий, в Приамурье он побывал впервые.
— У вас отличные, интересные ребята. Было видно, что вопросы задавать стесняются. Вообще молодежь в основном интересует жизнь на космической станции, быт космонавтов в невесомости, — отметил Сергей Ревин. — Я сегодня задал вопрос — кто хочет стать космонавтом? Руки подняли единицы. И такая ситуация не только в вашем регионе. Мне кажется, современная молодежь больше боится мечтать, чем предыдущие поколения. Я мечтал о космосе еще со школы, и мечта стала реальностью. Не бойтесь, мечтайте — это первый этап при выборе цели. Невозможного вообще не существует.
На вопрос, как выглядит Земля из космоса, Сергей Ревин ответил: «Прекрасной и очень одинокой. Сверху это видно особенно отчетливо».
КОММЕНТАРИЙ
Василий Орлов, губернатор Амурской области:
— В Амурской области сегодня реализуются три проекта федерального значения. Первый — это газовый кластер, который строится в Свободном. Второй проект — это расширение БАМа и Транссиба: вторая ветка БАМа. Старт этому проекту был дан в этом году. Третий проект и, наверное, самый главный по значимости — это возведение космодрома Восточный. Сейчас строится вторая очередь космодрома, прорабатываются планы по переносу сюда пилотируемой космонавтики. Это все очень важно. Это шаг в будущее не только для нашего региона, но и для всей страны, а возможно, и для всего человечества. Сегодня есть очень много современных технологий с очень большим потенциалом, который может повлиять на нашу с вами жизнь в ближайшем будущем. Многие профессии, как это всегда бывает при промышленных революциях, становятся ненужными, но все ученые сходятся в том, что космос — это технология будущего и люди, задействованные в этой отрасли, будут востребованы всегда.
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 16.12.2021
Добавить комментарий
Комментарии