Провинция в головах
— Роман Сергеевич, в прошлом театре, где вы служили (Кинешемский драматический театр имени А. Н. Островского), всегда начинали сезон именно с пьес Островского. На амурской земле вы не стали изменять традиции и начали с «Женитьбы Бальзаминова».
— Здесь дело не в традициях. Я репертуарный режиссер, меня «затачивали» под то, чтобы я работал на постоянной основе в театре. Вы понимаете, чем отличается приглашенный режиссер от постоянного? У меня есть, кроме талантливых мечт, еще и обязанности. Поэтому вместе с директором Татьяной Федоровной Бединой мы должны заботиться и о репертуарной политике театра. Учитывать и интересы молодежи — обладателей «Пушкинской карты», и представителей старшего поколения не хочется обижать. Много факторов должно сложиться: от экономических до чисто амбициозных. И почему бы не с Островского начать? Замечательный автор, время подходящее, вопросы, которые поднимаются в его пьесах, современны. И еще одна важная составляющая для успеха — талантливый коллектив Амурского театра драмы. В общем, все складывается!
— В чем проблема провинциальных театров? В Амурском театре драмы есть кадровый голод?
— Самая большая проблема провинциальных театров — они думают, что они провинциальные. Провинция — она не в местоположении, а в головах. На мой взгляд, совершенно неважно, где находится театр: в европейской части России или на Дальнем Востоке. Финансирование, может, отличается. И что теперь, театром не заниматься? Кадры? Сколько у нас провинциальных артистов хороших! Вопрос в таланте и профессионализме. Перед артистами стоят профессиональные задачи, которые они должны выполнять. Кадровый голод во всех театрах есть, неважно — амурский он или нет. Конечно, всегда есть что покритиковать. Хотелось бы большей образованности среди молодежи в театре, чтобы она была чуть-чуть поученее, что ли. Меня учили, что есть три составляющих актерского мастерства — образование, темперамент (актер не может быть вялым) и жизненный опыт. И последний должен копиться, актер должен пребывать в изучающем состоянии. Ехать в автобусе, покупать в магазине и наблюдать — это его работа. И это без выходных! Так нас учили.
Елена Войтенко, заведующая литературно-драматургической частью драмтеатра:
«Репертуар Амурского драматического театра за последние годы очень изменился. Из 18 спектаклей в январе всего две комедии положений — «Номер с фруктами» и «Смешные деньги». Зато есть классика — Достоевский, Пушкин, Гоголь, скоро будет Островский, есть постановки по современным пьесам и даже спектакль с элементами балета».
— Несколько лет назад в репертуаре Амурского театра существовал небольшой перекос в сторону комедий.
— Это беда приглашенных режиссеров. Они приезжают, а так как есть определенные сроки, идут по пути наименьшего сопротивления. Чаще всего выбирают комедию. Это меньше времени, меньше затрат. У приезжего режиссера нет времени посидеть-подумать. Для примера — наше сериальное кино для домохозяек. Вы думаете, хоть один режиссер или оператор хочет снять плохо? Нет. Они мечтают снять хорошо, но есть заказчик-канал с продюсером. И продюсер говорит, что этот фильм будет смотреть домохозяйка, которая в это время будет приглядывать за ребенком или борщ варить. Так вот она должна отвернуться от телевизора – помешать суп или подгузник поменять, потом повернуться и понять, что ничего в сериале не пропустила. И в театре то же самое. Мы просто заложники ситуаций.
И то, что в Благовещенске один театр драмы — это не повод расслабляться. Этот театр должен выполнять функцию и музыкального театра, и балета, и отбирать хлеб у театра кукол. Артисты должны и плясать, и петь, раз уж мы здесь одни. Иначе нам будет просто перед зрителем стыдно.
Пошлость на сцене — от недостатка образования
— Как вы относитесь к пошлости в театре? Когда шутят «ниже плинтуса», раздевают артистов догола.
— Недостаток образования рождает пошлость в театре. Я откровенно против. Пошлость — она не на сцене, а в голове того, кто творит. Можно и шутку «ниже пояса» рассказать так, что она не будет пошлой. Весь вопрос в образовании и интеллигентности человека, стоящего перед вами. Раздеваться на сцене, может быть, и нужно, но если можно, то лучше этого избежать. Если бы я разделся на сцене, то вы точно бы в этот театр никогда не пришли. Стоит ли ругаться матом? По-моему, нет. Что я как режиссер выиграю, если у меня артист начнет со сцены ругаться матом? Ничего. Артист — тоже ничего, а 50 процентов негатива от зала я услышу. Больше всего я боюсь, когда театр начинает учить.
«Кричу ли я на артистов? Вряд ли. Я на них обижаюсь. Делаю бровки домиком, пускаю слезу. В 80 процентах случаев работает».
— Как вы относитесь к тому, что порой зритель диктует что хочет видеть на сцене?
— Отвратительно. Отвечу на этот вопрос историческим случаем. Париж. Премьера спектакля по пьесе Гюго «Отверженные». Половина зрителей была за спектакль, другая половина — против. К антракту завязалась драка, но спектакль продолжили. К концу представления драка переместилась на сцену — артистов пришлось спасать. Закрытие занавеса не помогло — вызвали полицию. Драка медленно переросла в дебош на улице, и случилась третья французская революция! Поэтому на поводу у зрителя идти не стоит. Нельзя заигрывать режиссеру как со зрителем, так и с артистом. Хотя режиссер – единственный в театре, кто представляет интересы зрителей. Спектакль вы смотрите моими глазами. И стоит ли мне заигрывать со зрителем? Вы же не идиоты и сразу поймете, что режиссер лукавит. Похлопаете для приличия, но в этот театр больше не пойдете. Давайте так: я честно делаю, вы честно хлопаете. По классику: в Большом пусть поют, а я буду резать кроликов — и никакой разрухи!
Мода на театр
— Что нужно сделать, чтобы зритель пошел в театр?
— Чтобы появилась мода на театр, достаточно в каком-нибудь топовом фильме показать, как главные герои пошли в театр. После прекрасного фильма с Джулией Робертс «Красотка» все пошли в оперные театры. А если честно, то посещаемости театра в Благовещенске можно позавидовать. Зрители идут!
— Какая книга лежит на прикроватной тумбочке у главного режиссера?
— Сейчас одна «книга» лежит и очень мешает мне спать ночами. Это шестимесячный Константин Романович. Эту книгу мне еще много лет читать. Я бы с удовольствием уехал в тундру на пару месяцев и засел бы с настоящей книжкой — и нет меня, но…
Досье АП
Роман Сергеевич Зареев приехал в Благовещенск из Кинешмы, где почти 20 лет прослужил в Драматическом театре имени А. Н. Островского. В качестве режиссера он принял участие в постановке многих спектаклей, среди которых «Мой бедный Марат», рок-опера «Юнона и Авось», «Ромео и Джульетта», «Двенадцать/17», «Афинские вечера», «Человек в пальто».
В качестве руководителя труппы выезжал на успешные международные фестивали в Бахрейн, Молдову, на Кипр. Во время пандемии организовал международный патриотический проект по прочтению легендарного произведения Александра Твардовского «Василий Теркин», в котором приняли участие актеры из разных стран.
В 2021 году сотрудничал с кинокомпанией «Феникс-фильм», снимающей два четырехсерийных сериала для телеканала «Домашний» — «Тени старого шкафа» и «Игра в дочки-матери». На съемочной площадке он трудился ассистентом художника. В кино Роман Зареев не новичок. Опыт работы в качестве художника-постановщика и декоратора у него внушительный. Вот лишь некоторые проекты, в съемках которых он принимал участие: телесериалы «Солдаты» (2014), «Бандит» (2014), «Бессонница» (2017), «Перевозчик» (2017), «Степные волки» (2017), «Беглец» (2018).
В 2021 году Роман Зареев окончил режиссерский факультет театрального института имени Бориса Щукина при Академическом театре имени Вахтангова (курс Юрия Еремина).
Премьерные показы «Женить бы Бальзаминова» пройдут в Амурском театре драмы 18, 19, 20 и 26 февраля.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии