Фото из личного архиваФото из личного архива

Мечта — покорить Уду и пройти весь Амур

Каждый раз в новогоднюю ночь перед боем курантов Зифа Щербакова записывает в тетрадку, что бы она хотела осуществить в наступающем году.

— Планировала в этом году покорить горную речку Уду, которая берет начало на северном склоне хребта Джагды в Хабаровском крае. Хочу пройти ее от левого притока Удыхына, — поделилась намеченным Зифа Константиновна. — А еще моя давняя мечта — пройти Амур от верховьев до Николаевска-на-Амуре. Я 43 года отработала радистом, а потом диспетчером в речном пароходстве. И всего раз доехала на «Заре» от Благовещенска до Пояркова и обратно, хотя всегда зачитывалась книгами про Невельского, Муравьева-Амурского. Мечта остается со мной до сих пор.

Работа — сплошные тренировки

Пять лет назад на речном транспорте прошли кадровые сокращения. Оставшись без работы, Зифа Константиновна узнала о вакансии уборщицы в гостинице «Дружба». Позвонила по поводу трудоустройства. Ей тогда уже за шестьдесят было. «Ой, нам помоложе надо! Вы не сможете здесь работать», — ответили и трубку положили.

— Возраст вообще‑то вещь относительная — можно и в 20 лет быть слабой как старушка. На следующий день сама пошла в отдел кадров. Приняли. Поначалу казалось тяжело, потом втянулась. Из всех сотрудников гостиницы я самая старшая. И на всех участках, где нужно подниматься по лестницам, работаю именно я, — улыбается пенсионерка. —Помню, собираемся в поход на Саяны к вершине Мунку-Сардык. Владимир Гуторов, руководитель туристического центра «Горизонт-Экстрим», спрашивает: «Зифа, а ты хоть тренируешься?» Мне даже смешно стало. У меня работа — сплошные тренировки. И еще заплывы ежедневные.

Заплыв и шесть километров пешком

Уже много лет каждое утро Зифа Константиновна вместе со своей подружкой Галиной Павловной, которой под восемьдесят, сначала совершают марш-бросок — от перекрестка Ленина — Лазо до пограничной вышки, что стоит на набережной в районе улицы Мухина. Потом — заплыв. Причем в любую погоду: как только лед с реки сходит и до самой осени, пока Амур льдом не покроется. И назад до дома также пешком — почти три километра.

— Окунешься в прорубь и бодро так себя чувствуешь. Как‑то возвращаемся с Павловной после купания, навстречу женщина идет — вся закутанная, капюшон натянут по самые глаза. На нас посмотрела: «Ой, какие вы молодцы!» Всем говорю: не надо по жизни залазить в «капюшоны», закрываться от всего. Болеешь — займись собой, начинай закаляться и духом не падай. Шевелиться надо! Сейчас с этой травмой, — собеседница приподняла загипсованную по локоть руку, — дома сижу как связанная. На прорубь не могу сходить. И спелеологическая экспедиция сорвалась. В конце февраля планировали в пещеры отправиться. Я прям ревела от безысходности, что не могу с группой пойти.

«А мне слабо?!»

В свой первый сплав, организованный туркомпанией «Горизонт-Экстрим», она отправилась уже выйдя на пенсию. Сплавлялись по реке Бурее на трех катамаранах.

— Все шло по плану, только не учли одного — спуска воды на ГЭС возле Талакана, — вспоминает благовещенка. — Разбили лагерь для ночевки на небольшом островке. Вечером я организовала «День речника» с песнями у костра. Это же мой профессиональный праздник, который ежегодно отмечается в первое воскресенье июля. В 12 ночи спать укладываемся и слышим — что‑то журчит: вода к палаткам подступает. Практически всю косу затопило. Еле-еле дождались рассвета. К четырем утра стояли уже по колено в воде. Гребем и любуемся: море разливанное золотится в первых лучах солнца. Красота…

«В походах я всегда встаю раньше всех. Разжигаю костер, купаюсь в реке — какая бы ледяная вода ни была. Всегда беру с собой складное ведро — на случай, если речка бурная и купаться опасно. Тогда обливаюсь. И потом чашечка горячего кофе у костра. Обязательно в одиночестве. Пока все еще спят. Это своего рода ритуал», — делится своими секретами Зифа Щербакова.

Глаза Зифы Константиновны светились от счастья, когда она это вспоминала. Сколько впереди было еще интересных путешествий. Однажды спросив себя: «А мне слабо?!», она смело окунулась в туристический экстрим. Не побоялась пройти по зимней стене скалы, возвышающейся теперь уже над Нижне-Бурейским морем. Отправилась покорять хребты и перевалы в истоках Буреи, от прекраснейшего озера Медвежье. Каково это: в 66 лет топать с группой несколько дней через тайгу, болота, отпугивая медведя, зашедшего в лагерь? Она — смогла.

Таежная диета: на Селемдже пришлось пять дней поголодать

Зифа Щербакова вспомнила один из самых экстремальных своих походов, когда ей с двумя другими туристами пришлось почти неделю голодать. Вертолетом группу забросили к истокам Селемджи. Обосновали лагерь, а потом зарядил дождь и лил всю ночь. К утру был потоп страшный. Вода поднялась так, что до катамаранов, привязанных к упавшему дереву на небольшом ручье, добирались почти вплавь. Но самые тяжелые испытания были впереди.

Стремительный поток бил о скалы, ломал катамараны, сбрасывал туристов в ледяную воду… Первый грузовой катамаран попал в завал. Выбираясь, экипаж не смог вытащить рюкзаки с тушенкой и радиостанцией — пришлось их срезать. Второй катамаран, на котором сплавлялась Зифа Щербакова, через час затормозил на косе.

— Посмотрели: на обшивке днища огромная дыра. Пока штопались, первый катамаран бурным потоком унесло вперед. Наступил вечер, и тут выяснилось, что у нас только палатка да котелок со специями — весь провиант остался на другом катамаране. И мой рюкзак с одеждой — тоже. Словом, два мужчины, два весла и никакой еды, — смеется амурчанка. — Кто‑то нашел небольшую пачку орешков. Хотели съесть сразу, но решили экономить.

И как в воду глядели. Ближайшие пять дней экипажу пришлось провести впроголодь. Мужчины пытались охотиться, утку подстрелили, но найти ее не смогли — видимо, дичь течением унесло. Как и весло Зифы. Поэтому остальную часть пути она помогала грести большой палкой.

Первые два дня, по словам рассказчицы, было особенно тяжко: сильно хотелось есть. Чувство голода пытались заглушить чаем, заваренным из листьев брусники, дикой смородины или шиповника, кустики которых встречались по берегам проток.

— Такая вот таежная диета. Потом на косе нашли подосиновики. Их было немного. Ребята говорят: «Зифа, вари все! Ничего не выкидывай, даже если с червями». Похлебали грибного бульона, на другой день опять нам попались на острове белые маслята. Ура! Мы с ужином! А утром мне поплохело. Ушла на другой конец косы, искупалась нагишом в ледяной воде — не помогло. Снова легла в палатку. Ребята стали меня подбадривать: «Зифа, раскисать нельзя. Надо ехать, а то время теряем». Мы заправили термосы травяным чаем — и вперед. Так шли еще дня два. Попьем и дальше гребем, — продолжила свой рассказ заядлая туристка. — Чувство голода у нас уже притупилось — видимо, организм приспособился. А на пятый день заметили на берегу зимовье. Появилась надежда: там должно быть что‑то съестное!

В избушке туристы нашли немного рожек, заварку, сахар и даже малиновое варенье. И главное — в зимовье была печка. Подкрепились, согрелись, просушили одежду и с новыми силами продолжили сплав.

— Катамаран так и кидало из стороны в сторону. Мы только успевали отворачиваться от огромных коряг, несущихся рядом в шумном потоке. От напряжения даже не сразу услышали, как над головой застрекотал вертолет. Я говорю: «Нас, наверное, ищут». Пустили ракетницу, а она: тюк… и затухла. Отсырела. Дальше гребем и видим: с берега нам машут. Это была середина шестого дня нашего похода. Вместе с катамараном нас доставили в Экимчан. В аэропорту наши уже встречают: «Ребята, идите скорее, покормим вас». Я к Саше поворачиваюсь: «Слушай, а я что‑то есть не хочу», — смеется Зифа Щербакова.

И после всех этих приключений тем же летом пенсионерка отправилась в очередной сплав на Салокачи, после этого сплавлялась по Шилке и затем еще покорила Куэнгу, исток которой теряется где‑то в Нерчинских горах Забайкальского края. Всего было пять походов за один год! Я не переставала удивляться: откуда столько энергии в уже столь немолодом возрасте? «Детдомовская закалка», — спокойно ответила Зифа Константиновна, подливая мне в чашку горячего чая.

От воспоминаний о сиротском детстве и о том, что ей пришлось пережить в детском доме, мы умылись слезами. Но это уже совсем другая история. Меня поразило одно: как после всего этого удалось сохранить любовь к жизни и оптимизм, которому могут позавидовать молодые.

— Я всегда была отчаянная. Рано поняла истину: в жизни всегда надо надеяться только на себя. Люди помогут или не помогут. Сама начинай, делай — и вперед! Никогда не останавливайся. Иногда бывает плохо на душе. Тогда я открываю альбом с фотографиями из туристических походов. Слышу рокот горной реки, окунаюсь в терпкий запах тайги… Получаю такой заряд позитива и думаю: «Да мы еще что‑то можем!»

Подписывайтесь на наш телеграм канал