• Императора Николая I сыграл Андрей Соколов.
  • «Аманат» рассказывает историю, связанную не только с любовью, но и с политикой.
  • Исполнитель главной роли Амин Хуратов на пресс-конференции перед премьерой фильма.
  • Премьера фильма «Аманат».

Сын-заложник

В этот вечер все гости были отправлены в прошлое. Ведь действие фильма разворачивается на фоне военной истории России середины XIX века. В основе сюжета — реальная история любви сына имама Дагестана Шамиля Джамалутдина и русской девушки, дочери генерал-майора в отставке, Елизаветы Олениной.

— «Аманат» переводится как залог, как нечто ценное, отданное на сохранение, — поясняет нам необычное название генеральный продюсер и автор идеи Шамиль Джафаров. — Наш фильм — это история людей, вся жизнь которых является залогом чести, любви, долга и выбранного ими пути.

Судьба молодого Джамалутдина — не самая известная глава российской истории. В 1839 году старший сын имама Дагестана и Чечни Шамиля в девятилетнем возрасте был выдан своим отцом в качестве аманата (заложника) русскому правительству. Этот жест ознаменовал залог преданности имама России и должен был привести к примирению между Российской империей и Дагестаном. Джамалутдин под личным опекунством императора Николая I получал в Санкт-Петербурге образование в кадетском корпусе, по окончании был отправлен в Торжок в уланский полк, где был произведен в поручики. А там познакомился с дочерью отставного генерала Елизаветой Олениной. Красивый, блестяще образованный горец (достаточно сказать, что Джамалутдин, кроме родного языка и русского, прекрасно владел французским и немецким) очаровал девушку, чувства были взаимны. Сам Николай I пообещал быть посажённым на свадьбе. Но ей не суждено было состояться.

Андрей Соколов:

 

— Такие картины должна смотреть наша молодёжь, учиться на них и понимать, что есть истина.

В это время Шамиль продолжал вооружённые нападения на русские войска на Кавказе с целью взять заложника настолько ценного, чтобы обменять его на своего сына. В 1855 году план удаётся осуществить.

Поручик русской армии Джамалутдин возвращается на родину в статусе наследника. И неожиданно для отца, имама Шамиля, — в статусе миротворца. Образованный молодой человек мечтал, чтобы оба народа, ставших для него родными, прекратили воевать — и сделал для этого всё возможное. А с Елизаветой Олениной они обменивались подробными и нежными письмами, которые позже будут опубликованы.

Свой среди чужих

На главные роли в фильме было решено найти не просто молодых, а не «засветившихся» в кино артистов. В результате долгого кастинга были найдены исполнители главных ролей: Джамалутдина сыграл петербургский актер Амин Хуратов, а роль Елизаветы Олениной досталась Варваре Комаровой.

 — Это история о парне, у которого и внутреннее состояние, и внешнее положение разделены, — рассказывает Амин. — Мне это понятно. Я вырос на Кавказе, моя мама русская, а мой отец — адыг, и вот эта ситуация, данная при рождении, не давала мне возможности где-то утвердиться: я был своим среди чужих, чужим среди своих. Это постоянная внутренняя борьба. Мне захотелось прожить её через другие обстоятельства — это была главная причина, почему я решился сыграть Джамалутдина. И для меня это больше не является болевой ситуацией — я, наоборот, благодарен судьбе, что мои мама и папа такие, и что были обстоятельства, которые сильно повлияли на мою жизнь. У меня благодарность вызывают даже те люди, которые не принимают меня. Мир так устроен: несмотря на разговоры о лояльности, люди любят своё и не любят чужое. Когда есть пограничное состояние, они тоже находятся в пограничном состоянии. И вот это было интересно сыграть.

Что касается Варвары Комаровой, то она признаётся, что тщательно и долго готовилась к своей роли. Хотя до того как прочитала сценарий, не была знакома с этой историей.  

— Я просто начала читать литературу, письма, нашла писательницу во Франции с русскими корнями — она написала целую книгу про Джамалутдина, — говорит нам Варвара. — Но, впрочем, в сценарии было много интересных деталей, образов. Так что у меня не было сомнений, кого и что играть.

Сыграть государя

Роль императора Николая I, который и определил судьбу главного героя, досталась Андрею Соколову.

— Людей такого масштаба в истории достаточно, но всё-таки они значимы и соприкосновения с их личностями очень интересны не только в человеческом смысле, но и в актёрском, — признаётся нам Андрей Соколов. — Николай Первый принимал участие в судьбе этого молодого человека — можно сказать, что он направил его. Интересно, что в этой ситуации, этих встречах император проявляется не только как государь, но и как человек. Это огромное удовольствие — соприкоснуться с этой историей. Это было так давно — и одновременно так недавно. Что такое для истории 150 лет? Не так много по большому счёту. Если допустить, что я — такая царственная особа, человек, который стоит надо всем этим, то я вам могу сказать, что был очень всем этим горд: что я, пусть на экране, всем этим командую. В исторических памятниках есть особая атмосфера, особый шарм, особый дух. И то, что мы снимали на «намоленных» местах, давало определённый заряд. Когда знаешь, что по этой аллее ходил государь, что здесь он мог так же на карете проезжать или на лошади гарцевать, то улетаешь далеко. Конечно, от таких предложений не отказываются: эти подарки судьбы не так часто бывают.

Больше всего Андрею Соколову запомнилась на съёмках сцена, где он едет в открытой коляске на присягу к будущим русским офицерам, среди которых будет и Джамалутдин, рассуждает о политическом будущем этого молодого человека — и тут же жалуется на нездоровье суставов. Ну как жалуется — подшучивает…

— Как раз в тот момент я получил очередную травму в хоккее, это было очень созвучно мне, — вспоминает актёр. — Всегда интересно то, что стоит по ту сторону экрана, души человека, который много себе может позволить. Ну а здесь как раз показано то, что ничто человеческое ему не чуждо. Это дорогого стоит!

Исторические места

Съёмки проекта начались ещё в 2018 году. Масштабное историческое кино с натурными декорациями, батальными сценами и развитием истории длиною в десяток лет требовало серьёзной подготовки, кропотливой работы костюмерного цеха и правильных локаций. Часть съёмок проходила в Санкт-Петербурге, а вторая — в Дагестане, в Гунибском районе. Там «Аманат» стал национальной гордостью, и все хотели принять участие, как-то помочь группе воплотить известную легендарную историю в кино.

Местные жители не только приняли участие в съёмках как актёры массовых сцен, но и открыли свои… сундуки. Несмотря на тщательную подготовку, художники по костюмам воспользовались этим предложением местных жителей, чтобы горцы в кадре выглядели ещё убедительнее. Тем более что в горах мода не менялась так кардинально и стремительно, как это происходило в других местах, некоторые элементы костюмов не пришлось даже «фактурить» (состаривать). Но, пожалуй, самой большой драгоценностью стал национальный свадебный наряд невесты Джамалутдина (отец парня, вопреки всему, женил его на дочери своего полководца). Его вместе с серебряными украшениями привезли из краеведческого музея.

Связь времен

Вечер премьеры открыло выступление Театра танца Анны Кузнецовой и Московского хореографического ансамбля народного танца «Адат». На этом сюрпризы не закончились. Некоторые члены съёмочной группы получили важные награды. Почётные звания «Заслуженный артист Республики Дагестан» получили Андрей Соколов, Фархад Махмудов, Амин Хуратов. А Екатерина Гусева была награждена медалью имени Амет-Хана Султана «За вклад в патриотическое воспитание молодёжи».

– Такие картины должна смотреть наша молодёжь, учиться на них и понимать, что есть истина, — сказал на премьере со сцены Андрей Соколов. — Понимать, где белое, а где — чёрное. Надо знать историю, знать своих предков. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.

Фото Геннадия Авраменко и пресс-службы фильма

Возрастная категория материалов: 18+