Церковь в честь избавления Благовещенска от военной угрозы
Пророко-Ильинская церковь в Забурхановской слободе была построена в 1901 году. Деревянная, на каменном фундаменте церковь-школа во имя святого пророка Ильи и в память избавления Благовещенска от военной угрозы со стороны Китая в 1900 году возводилась на средства купца Павла Мордина. Располагалась она на Первой Забурхановской улице между Садовой и Благовещенской. Сейчас это — район улицы Ломоносова между Пионерской и 50-летия Октября.
О посещении новой церкви епископом Приамурским и Благовещенским Никодимом в одном из номеров за 1901 год сообщала газета «Благовещенские епархиальные ведомости»: «Проследовавши в церковь-школу и осмотрев алтарь, церковную утварь и классные комнаты, вместимостью на 100 учащихся, Владыка нашел все в должном порядке и похвалил строителя за его усердие к св. делу».
Сегодня, 22 марта, в Приамурье отмечается праздник чудотворной Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть», главной дальневосточной святыни
«По окончании внутреннего осмотра Владыка поднялся по лестнице, ведущей на колокольню, где осмотрел колокола. На колокольне помещено 7 колоколов, из коих самый большой весом 7 пудов 30 фунтов. Выйдя из церкви-школы Владыка осмотрел домик, построенный вблизи церкви-школы, предназначенный для законоучителя или учителя. Затем Владыка осматривал местность, на которой была построена церковь-школа, и выразил желание, чтобы вокруг церкви-школы была построена приличная ограда». Торжественное освящение Ильинской церкви состоялось утром 11 (24) октября 1901 года.
Население слободы постепенно увеличивалось, и со временем классных комнат в одноклассной Ильинской церковно-приходской школе учащимся стало не хватать. Ходить на занятия в другие учебные заведения, особенно в зимнее время, для местной детворы было не по силам. В итоге среди забурхановцев оказалось довольно много тех, кто успел выйти из школьного возраста, так и не обучившись грамоте.
А потому спустя семь лет, точнее 13 января 1908 года, при Градо-Благовещенской Пророко-Ильинской школе была открыта воскресная школа для всех желающих, как грамотных, так и неграмотных жителей слободы, и для детей, и для взрослых. Закон Божий, русский язык, арифметика, отечественная история и география, уроки пения здесь проводились по воскресеньям с 12 до 2:30 дня. Первые получасовые занятия состоялись уже в день открытия воскресной школы, сразу после церковной службы.
«Благовещенские епархиальные ведомости» сообщили, что «народ с большим интересом слушал уроки, в особенности по географии». В 1910 году воскресную школу посещал 81 житель слободы, 39 из которых были «безграмотные» и еще 28 «малограмотные». Учительский персонал воскресной школы составляли ученицы восьмого педагогического класса Алексеевской женской гимназии.
Моей прабабушке Евдокии довелось родиться в Российской империи, застать ее крушение, большую часть жизни прожить в СССР и увидеть распад Советского Союза.
Лекции о гигиене от доктора Маншера
Как писала пресса того времени, Забурхановская слобода была местом, «где царят непроглядная тьма и чрезмерное пьянство». Низменная, болотистая местность, грязь на улицах весной и осенью, неблагоустроенное жилье — все это способствовало тому, что население как взрослое, так и детвора страдали от различных болезней.
Помочь страждущим согласился врач Вячеслав Маншер, который в 1909–1910 годах по воскресеньям вел бесплатный прием больных в амбулатории при Забурхановской воскресной школе. За 24 воскресенья он безвозмездно принял 490 местных жителей, снабдив их бесплатными лекарствами за счет Братства Пресвятой Богородицы. По воскресеньям Вячеслав Иосифович также читал доступные для понимания простого народа статьи о гигиене.
В архивах сохранились данные о том, что у доктора Маншера в Благовещенске был урологический кабинет, где он вел ежедневный прием. Кабинет располагался в доме № 14 на улице Благовещенской между Большой и Зейской, в здании одной из лучших городских усадеб, увы, не сохранившихся до наших дней.
Судьбы забурхановцев — в церковном архиве
Семья Васевых, прихожан церкви в Забурхановской слободе. Фото: Архив автора
Вот уже 110 лет в нашем семейном архиве хранится «выпись из метрической книги Градо-Благовещенской Пророко-Ильинской церкви Благовещенской епархии за 1913 год». В этот год в семье прихожан храма в Забурхановской слободе, Федота и Матрены Васевых, живущих через две улицы от церкви и воспитывавших старших сыновей, родилась двойня — мальчик и девочка.
Малыши появились на свет 24 февраля. Спустя два дня новорожденных крестил священник Никита Бицуля, настоятель Пророко-Ильинской церкви, заведующий церковно-приходской школой. При крещении дети получили имена — Евдокия и Федор.
Именно Евдокии суждено было стать последней жительницей Благовещенска, носившей фамилию, вписанную в первые страницы истории города. Родной дед Евдокии Федотовны, унтер-офицер Василий Васев, служил в линейном батальоне Восточной Сибири № 2, именуемом прежде 14-м Сибирским линейным батальоном, который участвовал в одном из первых сплавов по Амуру и в строительстве Усть-Зейского военного поста.
22
марта в Приамурье отмечается праздник чудотворной Албазинской иконы Божией Матери «Слово плоть бысть», главной дальневосточной святыни
В декабре 1858-го военные второго Восточно-Сибирского линейного батальона были расквартированы в Благовещенске. Унтер-офицер Васев упомянут в метрической книге первой в городе Благовещенской Николаевской церкви за 1860 год как крестный отец мальчика, родившегося в семье рядового того же батальона. Крестил младенца, нареченного Стефаном, первый амурский священник Александр Сизой. Население единственного в нашей области города насчитывало тогда лишь 1469 человек, большая часть которых были военными.
Сегодня в амурской столице живет уже шестое поколение потомков Василия Васева. Его внучке Евдокии довелось родиться в Российской империи, застать ее крушение, большую часть жизни прожить в СССР и увидеть распад Советского Союза.
Евдокия Васева (в замужестве Зелова) (в центре) с мужем и детьми в 1952 году. Фото: Архив автора
Именно от Евдокии Федотовны я впервые услышала непривычные названия городских улиц — Большая, Графская, Никольская, которые для моей прабабушки Дуси, всю жизнь прожившей в Благовещенске, так и не стали Ленина, Калинина, Комсомольской. Узнала о том, что когда-то не все маленькие горожане имели возможность получить образование (бабушка окончила всего три класса). Свой день рождения 24 февраля коренная амурчанка никогда не отмечала. Почти 80 лет по многовековой народной традиции она принимала поздравления в день именин.
Деревянная Ильинская церковь, в которой февральским днем 1913-го крестили маленькую Дусю и ее брата Федора, не сохранилась. До наших дней дошел лишь эскизный проект здания в Забурхановской слободе, который опубликован в книге «Архитектурное наследие Благовещенска».
Эскизный проект Ильинской церкви в Забурхановской слободе (из книги Холкиной Т. А., Чаюн Л. А. «Архитектурное наследие Благовещенска», 2006 г.)
Фотографий церкви современные исследователи обнаружить пока не смогли. Церковный архив за 37 лет существования храма уцелел тоже в неполном объеме. Первые метрические записи, хранящиеся в Амурском областном архиве, разрознены и начинаются с февраля 1908 года, то есть через семь лет после постройки здания Ильинской церкви.
Первые записи представляют дополнительную тетрадь, выданную к метрической книге Градо-Благовещенской Кладбищенской церкви для записи актов о рождении и крещении в Ильинской Забурхановской церкви. Согласно этим записям, в 1908 году в слободе родилось 238 человек. Метрические книги Пророко-Ильинской церкви с информацией о рождении, крещении, браках и смертях горожан, приписанных к приходу, сохранились начиная с 1913-го по 1922-й. Эти книги — история судеб, семейных радостей и трагедий, история забурхановцев, история Благовещенска.
Рождаемость превышала смертность
«Выпись из метрической книги Градо-Благовещенской Пророко-Ильинской церкви Благовещенской епархии за 1913 год» в семейном архиве автора хранится вот уже от уже 110 лет. Фото: Архив автора
Из метрических записей можно почерпнуть информацию не только о прихожанах храма, но и любопытные сведения о жизни городской окраины того времени. Так, например, в книге за 1913 год упоминается, что в слободе родились 255 мальчиков и 258 девочек, заключено 65 браков.
Смертность при этом, несмотря на все тяготы жизни населения небогатого района, была ниже, чем рождаемость. За год в слободе умерли 238 человек. Причем среди умерших есть и приезжие из других населенных пунктов. В 1914 году родившихся было чуть больше — 524 ребенка. Но больше зарегистрировано и умерших — 312 человек. Количество же заключенных брачных союзов выросло за год почти наполовину. В метрических записях встречаются также упоминания и тех, кто принял православие, вступая в брак или пожелал крестить своего ребенка. Среди обращенных в новую веру — корейские подданные, язычники, подданные Цинской империи, молокане.
Довольно часто встречаются записи о смерти детей и младенцев. За 1913 год таких записей более ста. За 1914-й статистика и вовсе шокирующая: более половины умерших за год — малыши в возрасте до года, примерно каждый пятый скончавшийся — ребенок от года до 10 лет. Среди наиболее распространённых причин детских и младенческих смертей указаны: «недоносок», «врожденная слабость», дизентерия, инфлюэнца, воспаление легких, корь, брюшной тиф.
Так, 16 мая от одного из детских недугов, характерных для того времени, умер маленький Федор Васев, которому на момент кончины не исполнилось и трех месяцев. Судя по записям в церковных книгах, умерших хоронили на следующий день по полицейскому медицинскому разрешению на городском кладбище, которое современным благовещенцам больше известно как Вознесенское. Отпевал младенца Федора тот же священник Никита Бицуля, который крестил его в конце февраля в один день с сестрой.
Подкидыш. Родители неизвестны
Около 40 записей о скончавшихся в 1913 году — это имена детей, чье происхождение и семьи неизвестны. В 1915-м таких записей в книге Ильинской церкви более ста. Некоторым из несчастных на момент гибели было несколько месяцев, а кому-то и вовсе лишь несколько дней от роду. Кроме имени, полученного при крещении, и причины смерти про таких детей писали: «Подкидыш. Родители неизвестны».
В течение 1913 года в Пророко-Ильинской церкви крестили 75 детей-подкидышей, 29 девочек и 46 мальчиков. Скорее всего, далеко не все эти малыши родились у жительниц Забурхановской слободы. Дело в том, что неподалеку от церкви располагался приют подкидышей. В «Памятной книжке. Адрес-календаре Амурской области за 1914 год» указано, что здание приюта стояло на улице Соборной (теперь — Октябрьская) между Садовой и Чигиринской (теперь — 50-летия Октября и Островского). При приюте имелись «Ясли», куда принимались малыши до шести лет на время рабочего дня родителей.
Среди наиболее распространённых причин детских смертей указаны: «недоносок», «врожденная слабость», дизентерия, инфлюэнца, воспаление легких, корь, брюшной тиф.
Пребывание ребенка в яслях стоило пять копеек в день. При крещении некоторых малышей, от которых отказались родители, в метрических записях Ильинской церкви встречаются пометки: «Подкинут к Благовещенскому приюту «Ясли».
Приют для подкидышей был основан в городе в 1910 году «Обществом попечения о подкинутых детях». Согласно данным «Обзора Амурской области за 1912—1913 год», первое время в приюте было десять кроватей для воспитанников, а затем их число наполовину увеличили. При этом количество детей, попадающих в казенный дом, постоянно росло. Если в первый год существования приюта в нем оказались 47 детей, то в 1911-м уже вдвое больше, а к 1913 году количество приютских ребятишек выросло до 187 человек. Судьба малышей была незавидной. За четыре года лишь каждый шестой ребенок вернулся к матери. Примерно столько же «отдано в дети». Уровень смертности воспитанников приюта составлял больше 55 процентов. Умерших подкидышей, по всей видимости, отпевали в той же, Ильинской церкви.
Иконы и дарохранительница стали экспонатами музея
Фото: Владимир Воропаев
Последняя страница истории дореволюционного православия в Благовещенске закрылась в мае 1938 года вместе с закрытием Пророко-Ильинской церкви. Культовое сооружение на тот момент принадлежало обновленцам — представителям раскольнического движения в Русской православной церкви, инициированного советской властью. Иконы, церковная утварь и другие предметы — всего порядка 70 — были переданы в Амурский областной краеведческий музей.
В том числе и икона Албазинской Божией Матери, которая в Ильинскую церковь попала из сгоревшего Благовещенского кафедрального собора. Акт передачи церковных предметов также сохранился в Амурском областном краеведческом музее. Позже, в 1947-м, большая часть реликвий была передана в единственный на тот момент православный приход в городе, расположенный в здании бывшего католического костела.
Главная же амурская святыня крестным ходом была перенесена в храм на улице Горького лишь в 1991-м. А 11 предметов из церкви в Забурхановской слободе по-прежнему хранятся в музейном фонде. Некоторые из них в настоящее время являются частью постоянной экспозиции.
Фото: Владимир Воропаев
Откуда именно в Ильинскую церковь попала церковная утварь и иконы, оказавшиеся в 1938-м в музейном собрании, и какая часть из них принадлежала приходу в Забурхановской слободе, сегодня сказать уже нельзя. Так из закрытой 85 лет назад последней в городе церкви музею были переданы две поминальные доски, на которых увековечены имена умерших на постройке Средней части Амурской железной дороги инженеров, врача, подрядчиков, фельдшеров, служащих государственного контроля, техников, счетоводов, студентов.
Порядка 70 предметов, среди которых — иконы, церковная утварь и икона Албазинской Божией Матери, были переданы в Амурский областной краеведческий музей после закрытия в 1938 году Пророко-Ильинской церкви. 11 предметов по-прежнему хранятся в музейном фонде.
За пять лет работ в районе постройки Средней части Амурской железной дороги скончались 1763 человека. Поминальные доски в их честь были изготовлены по проекту Сергея Чечулина, который заведовал отделением военнопленных Благовещенского военного лазарета, а также был старшим врачом врачебного отдела управления постройки Средней части Амурской железной дороги.
Врач Чечулин жил в Благовещенске шесть лет и оставил воспоминания о бытовых преступлениях, нередких для города того периода, об эпидемии брюшного тифа 1912 года, сибирской язве. Сергей Дмитриевич «вырезал по дереву», а помогали ему военнопленные австрийцы — столяр Голлоб и художник Лазарь Рапп, который писал масляными красками. Датированы изготовленные Сергеем Дмитриевичем и его помощниками доски 16 марта 1916 года.
Фото: Владимир Воропаев
В музейном фонде хранятся и другие реликвии из Ильинской церкви, среди которых — дарохранительница — священный сосуд, столетие назад стоящий на престоле одного из благовещенских храмов, а также металлический складень. Богородица Иерусалимская под бисерно-стеклярусной ризой ручной работы — сколько глаз смотрели на нее с молитвами. Икона Успения Богородицы, на дереве под бисерной ризой, также ручной работы, в деревянном футляре-киоте, оклеенном внутри красным бархатом, и украшенная цветами и двумя веточками с плодами.
Чьи умелые руки расшивали ризу Богоматери, где и какие мастера работали над созданием этих святынь, история умалчивает. Как и о том, какому храму принадлежал металлический восьмиконечный крест, украшенный белой и синей эмалью или другой, из белого мрамора, закопченный и потемневший, с утраченной фигурой Спасителя. Святые лики, хранящие память о трагедии Ильинской церкви, теперь взирают на посетителей через стекло. Иконы «Георгий Победоносец» и «Мадонна с младенцем», переданные в числе других реликвий из последней в городе православной церкви, сейчас можно увидеть в экспозиции краеведческого музея, посвященной религиозной жизни Приамурья конца XIX — начала XX века.
Службы без священников в 1930-х
По данным современных исследователей, в Амурской области к 1936 году действующими оставались три молитвенных здания — Ильинская церковь и костел в Благовещенске, а также церковь в Мазановском районе. Религиозные обряды в них проводились без церковнослужителей, а службы вели сами прихожане.
Незакрытой осталась также часовня в Зейской области (большая часть которой сегодня относится к территории Амурской). Молитвенный дом действовал в селе Албазино, его посещали 11 верующих. В протоколах первого областного совещания Союза воинствующих безбожников за 1938–1939 годы указано, что в селе Путятино Мазановского района «работает церковь, попа нет, но открывает женщина, некоторые верующие материалы получают из Москвы…»
«В дни религиозных праздников приготовляют в церкви хорошее угощение и конфекты». В селах Любимое и Морозовка Ромненского района «жители собрались из раскулаченных, из не получивших паспорта, и эти люди до сих пор празднуют религиозные праздники и справляют все религиозные обряды».
В другом селе «поповские вытащили разные иконы: богородиц, спасителей и т. д. и повесили в передний угол». А Высоком, в колхозе имени Дзержинского, во время пала верующие женщины организовали крестный ход, чтобы спасти село от пожара.
К началу Великой Отечественной войны на территории Дальнего Востока не осталось ни одного прихода. Верующие Благовещенска с ходатайствами об открытии в городе православной церкви обратились к властям в 1945-м. Спустя два года под церковь было передано здание бывшего католического костёла. Ни одного действующего православного храма в городе к тому времени не осталось.
Благодарим за помощь в подготовке материала Государственный архив Амурской области, Амурский областной краеведческий музей имени Г. С. Новикова-Даурского, Амурскую областную научную библиотеку имени Н. Н. Муравьева-Амурского, Людмилу Чаюн и Татьяну Телюк.
Возрастная категория материалов: 18+
«Последний приют Богородицы: как жила окраина Благовещенска — Забурхановская слобода»
Конечно, заголовок условный — Богородица, она же кровная мать Иисуса Христа, никоим образом здесь последний свой приют не обретала. Речь об Албазинской иконе. Ну, и я, допустим, аккуратнее выбирал бы заголовок. А так — очерк хороший, содержательный.
— Nifashev Sergey