Фото: Архив АПФото: Архив АП

Для многих учеников период подготовки к ЕГЭ связан с большой умственной нагрузкой и переживаниями. Как это может отразиться на их состоянии?

- Подростковый возраст сопровождается гормональными перестройками,

из-за чего эмоциональное состояние детей может быть нестабильным, — говорит медицинский психолог Полина Лончакова, — а когда к этому добавляется еще и ответственность за предстоящий экзамен, оно, конечно, может усугубляться.  У школьника в этот период, как правило, растет уровень тревоги. Тем более когда родители озвучивают, сколько баллов он должен набрать и как они видят его будущее. У ребенка ведь может быть другое представление, как все это должно происходить. Более того, в подростковом возрасте самооценка ребенка претерпевает ряд значительных изменений. Подросток пытается найти себя во взрослом мире. В этот период он наиболее уязвим к оценке своей личности и к давлению со стороны окружающих. Особенно когда родители предъявляют к нему высокие и даже завышенные требования, ждут от него сверхрезультатов.

Уже сама мысль о предстоящей процедуре сдачи экзамена для ребенка способна повышать стресс. Кроме того, школьная среда во время подготовки к ЕГЭ тоже является для него стрессовой, ведь требования со стороны педагогов увеличиваются. То есть в целом ребенок в этот период находится в эмоционально напряженной обстановке. Теперь ему необходимо оправдать ожидания родителей и педагогов.

Иногда взрослые в качестве мотивации пугают детей в стиле «не сдашь экзамены, будешь улицы подметать». Правильно ли это и как может отреагировать ребенок на такой прессинг с разных сторон?

— Подобный способ повышения мотивации достаточно популярен среди родителей подростков. Тем самым они катастрофицируют ситуацию сдачи экзаменов, повышая тревожность ребенка, которая усиливает стресс. У детей также появляются страхи — например, страх совершить ошибку, страх неудач, страх разочаровать родителей.

В ответ на давление взрослых подросток может начать выражать протест: «Я не буду», «Не хочу». Он также может замкнуться в себе или, наоборот, проявлять излишнюю активность. В стрессовой ситуации у него может произойти нарушение сна (например, плохо засыпает, просыпается по несколько раз за ночь) и аппетита (он может быть чрезмерным или вовсе пропасть). Тревога может заполнить все пространство ребенка.

Под воздействием стрессовых факторов снижаются когнитивные функции — внимание, память, мышление, при этом ухудшается способность запоминать изученный материал и понимать новый. В таком состоянии даже самые простые мыслительные операции даются с трудом, а решение когнитивных задач происходит с допущением ошибок.

Как родители могут снизить уровень предэкзаменационного стресса и настроить ребенка на сдачу ЕГЭ?

3 месяца — срок, в течение которого у ребенка с сильным психоэмоциональным напряжением в отношении ситуации сдачи ЕГЭ может развиться невротическая реакция, которая дальше способна привести к неврозу. Поэтому родителям не следует игнорировать проблему, а необходимо обращаться за психологической профессиональной помощью

— Главная задача родителя — это диалог с ребенком. Нужно объяснить, что экзамены — это временный период, который не ставит задачу оценить его как хорошего или плохого, а дает возможность проявить себя в стрессовой обстановке, узнать свои силы, ну и, конечно, реализовать свои планы и мечты. Очень важно ставить реалистичные цели, зависящие от возможностей ребенка. Не стоит требовать от него сверхрезультатов. Нужно выяснить, по каким предметам возникают затруднения, и помочь. Например, разобрать сложную тему. Тем самым родитель оказывает поддержку действием. В такой ситуации у ребенка должно появиться представление о том, что трудная задача решаема, и тогда его самооценка не пострадает. Необходимо поддерживать ребенка эмоционально, объяснить, что переживать — это нормально, и сделать акцент на то, что вы верите, что он справится.

Если родитель наблюдает у ребенка повышенную тревожность, раздражительность, появление страхов перед сдачей экзаменов, ухудшение сна, аппетита и так далее, то можно говорить о том, что подросток испытывает стресс (сильное психоэмоциональное напряжение в отношении ситуации сдачи ЕГЭ). Более подвержены стрессу подростки, испытывающие страх перед неудачей, вызывающей, например, чувство стыда, а также страх наказания. Чтобы помочь ребенку в таком случае, родитель может поговорить с ним о том, что произойдет, если он неудачно сдаст экзамен. Важно акцентировать внимание, что ситуация исправима и ценность ребенка не изменится (то есть мама / папа будут любить так же, гордиться так же). Можно сформулировать совместно с ребенком различные положительные варианты разрешения ситуации экзамена («если.., то…»). Лучше говорить с ребенком с позиции того, какие жизненные планы он сможет осуществить при различных вариантах сдачи экзаменов. То есть главный акцент в диалоге «родитель — ребенок» не на неудаче, а на возможностях, где личность ребенка не подвергается критике. Мотивация должна быть положительной. Таким образом можно значительно снизить уровень тревоги и стресса.

В каких случаях требуется помощь специалиста? И куда обращаться родителям?

К специалисту стоит обратиться тогда, когда ребенок не может самостоятельно справиться со стрессом, то есть тревога/страх не регулируются и качественно ухудшают повседневную жизнь ребенка - отмечает врач высшей категории, детский психиатр, внештатный детский психиатр Амурской области Наталья Иванова. — Родителям нужно быть внимательными к состоянию ребенка.

Если они понимают, что у него на фоне стресса в течение длительного периода — от одного месяца и более — происходят физиологические изменения, о которых сказано выше (замкнутость, нарушение сна, аппетита и так далее), это должно насторожить и стать поводом для консультации. Иногда родителю достаточно беседы со специалистом, чтобы выправить ситуацию в семье. Однако если игнорировать проблему, то уже через три месяца так легко ее решить вряд ли получится, потому что у ребенка за этот срок может развиться невротическая реакция, которая способна привести к неврозу. Не нужно стесняться обращаться за психологической профессиональной помощью.

Есть родители, которые из-за сложившихся стереотипов опасаются обращения в сферу психиатрии, им неловко и страшно открываться перед посторонним человеком. Но существуют телефоны доверия, куда можно обратиться анонимно, пообщаться со специалистом и получить совет. Кстати, на телефон доверия могут позвонить и учителя, и сами школьники.

При школах работают школьные психологи. Это хорошие помощники для родителей в подобных ситуациях. Недавно мы проводили вебинар со школьными психологами и сделали упор как раз на то, что внимание на состояние ребенка может обратить не только родитель, но и классный руководитель и директор школы. Для них мы разработали и разместили на сайте психиатрической больницы (18+) специальные памятки, где объяснили, что происходит с подростком в том или ином случае и что необходимо предпринять. Не нужно замалчивать проблему или думать, что она решится сама, упуская время. Это может привести к серьезным последствиям. В частности, ребенок может провалить сдачу экзамена вовсе не потому, что у него плохие знания, а просто не справившись со стрессом.

«Главная задача родителя — это диалог с ребенком. Нужно объяснить, что экзамены — это временный период, который не ставит задачу оценить его как хорошего или плохого».

Школьные психологи проводят тестирование в старших классах на выявление школьников с повышенной тревожностью и приглашают их на индивидуальные беседы. Такая практика действует уже несколько лет. Также они ставят в известность о результатах тестов родителей, чтобы те обратили внимание на какие-то особенности в поведении ребенка. Потому что часто родители заняты работой, а вечерами видят, что ребенок сидит у себя в комнате с книжками, но не всегда замечают, что он плохо спит и почти не ест и в целом подавленный, нервный, замкнутый.

Нужно ли контролировать при подготовке к ЕГЭ режим дня и отдыха ребенка и что с точки зрения психологической нагрузки важно сделать непосредственно в день перед экзаменом?

— Разумеется, родителям лучше следить за режимом дня ребенка в период подготовки к экзаменам. Важно, чтобы он избегал переутомления, а это значит, что нужно чередовать умственную деятельность и физическую. Не стоит бояться отвлекаться от подготовки к экзаменам, например на любимое хобби или прогулки. В этот период много внимания уделяется процессу запоминания материала. Эффективнее заучивать его с перерывами на отдых. Если повторять его как минимум на следующий день, он должен запомниться лучше. Чем больше нагрузка, тем больше нужно отдыхать. То есть если увеличиваются умственные нагрузки, то стоит увеличить время сна и отдыха.

Накануне экзамена также необходимо выспаться и отдохнуть. Рекомендуется в этот день оставить заучивание и повторение материала. Иначе новая информация может заменить уже выученную ранее. Поэтому важная задача перед экзаменом — отдохнуть и создать положительный настрой.

8-914-538-95-53 — номер горячей линии Амурской психиатрической больницы. Работает круглосуточно, консультируют медицинские психологи.

Реклама, LdtCKXsjE

Возрастная категория материалов: 16+