Игра в куклы – это серьезно
Для работы над спектаклем Софья приехала из Санкт-Петербурга. Впрочем, в Амурском театре кукол ее знают с рождения. И даже считают «дочерью полка». Дело в том, что Соня — дочь артистки Анны Никитиной, которая работает в театре уже 25 лет. Неудивительно, что свое детство Соня провела за кулисами и в гримерных. Как и все девочки, Соня обожала играть в куклы. Но любимыми были вовсе не Барби, а гапитно-тростевые принцессы из кукольных спектаклей. Ей очень нравилось наблюдать, как куклы оживали при помощи актера. В порядке исключения малышке позволяли находиться за ширмой во время спектакля, она вела себя безупречно и ничем не выдавала свое присутствие.
Впрочем, пойти по стопам мамы и пополнить ряды кукловодов Соня особенно не мечтала. Она увлекалась рисованием. И когда встал вопрос о выборе профессии, между художественным талантом и театральной наследственностью нашелся компромисс. Выяснилось, что на факультете театра кукол РГИСИ готовят художников-постановщиков театра кукол.
Одна из самых сложных кукол, над которой работала Софья Никитина, — марионетка-перевертыш, олицетворяющая один из человеческих пороков — интригу. Кукла представляла собой довольно сложный механизм — с открывающейся головой, руками-спицами и длинным языком, из которого она плела интриги.
Свою первую куклу — Аленушку в русском народном стиле — Софья изготовила перед поступлением в институт. Сейчас на счету без пяти минут дипломированного специалиста десятки кукол. Она работала над созданием кукол и декораций для постановки «Невероятная история о гигантской груше» для одного из частных питерских театров. Учась на третьем курсе, девушка приезжала в родное Приамурье ставить сказку «Золотая рыбка» (этот спектакль до сих пор есть в репертуаре театра). Здесь же она решила проходить преддипломную практику.
Фото: Владимир Воропаев
— «Нос» выбрала по нескольким причинам. Во-первых, Гоголь на сцене — это всегда смешно, во-вторых, действие происходит в Санкт-Петербурге и мне давно хотелось создать на сцене декорации полюбившихся за пять лет мест. И в-третьих, «Нос» очень интересен в плане визуализации, — замечает Софья.
К работе над спектаклем в качестве режиссеров девушка пригласила выпускниц РГИСИ прошлого года Анну Трутневу и Наталью Белоусову.
Про носы и носики
Бутафоры работают над созданием ростовой куклы. Фото: Владимир Воропаев
В цехе Амурского театра кукол кипит творческий процесс. Главный нос из папье-маше уже готов, сейчас для него шьется костюм. Дюжина маленьких носиков — из сна главного героя — тоже ждут своего часа. Больше всего времени заняла работа над ростовыми куклами. Предполагалось, что несколько артистов должны играть в масках в виде носов из поролона. Однако у такого костюма был существенный недостаток – поролон затруднял дыхание. Методом проб и ошибок удалось решить проблему: нос разместили выше уровня глаз, а лицо артиста замаскировали частью костюма.
— В ходе работы изменилась и сценография, — раскрывает секреты творческого процесса Софья Никитина. — Изначально планировалось в качестве основной декорации использовать стол-трансформер, который превращался то в мост, то в здание. В результате мозгового штурма от этой затеи отказались, однако атмосфера Питера в спектакле сохранится. Зрители увидят знаковые элементы — и Казанский собор, и канал Грибоедова, и разводные мосты…
Кстати, как отмечает Софья, главное в кукле — вовсе не внешний вид, а надежная конструкция. Без нее любой самый необычный персонаж — не более чем выставочный образец.
На сцену выйдет мама
Анна Никитина примет участие в спектакле, который будет дипломной работой дочери. Фото:Владимир Воропаев
Роли в спектакле пока не распределены, но уже известно, что одна из них достанется маме художника-постановщика — Анне Никитиной.
— Это будет наша первая совместная работа. Я уверена, что всё сложится замечательно. Мне нравятся куклы, созданные дочерью, — они очень характерные, со своей изюминкой. В «Золотой рыбке» я не играла, но с удовольствием смотрела ее из зрительного зала. Конечно, не терпится принять участие в спектакле, который станет дипломным проектом дочери, — поделилась эмоциями Анна.
Премьера «Носа» запланирована на 22 апреля, билеты можно приобрести в кассе или на сайте театра.
Бессмертный фольклор: почему старые добрые сказки популярнее современных
Фото: Владимир Воропаев
В Амурском театре кукол прошла первая премьера этого года — спектакль «Машенька и медведь». Никаких безумных спецэффектов, вольных интерпретаций и неожиданных поворотов: всё так, как было в нашем детстве и даже в детстве наших бабушек. Та же непослушная, но смекалистая Машенька, тот же самолюбивый, но простодушный медведь. Однако спектакль прошел с большим успехом — и это неудивительно: современный зритель, вероятно устав от эпатажных перфомансов, тяготеет к классике.
Фото: Владимир Воропаев
— В этом нет ничего удивительного. Модные постановки обычно имеют разовый и непродолжительный успех. В то время как «Колобок», «Теремок», «Машенька и медведь» актуальны всегда, на них выросло не одно поколение. Казалось бы незамысловатые сюжеты народных сказок задают тон жизни с самого детства, формируют чувство гордости и патриотизма, передают народную мудрость, проверенную веками. Такова «Машенька и медведь», таков «Теремок», который идет на нашей сцене уже много лет и всегда проходит с аншлагом. В прошлом году мы поставили моноспектакль «Колобок», и он пользуется успехом, а в этом восстановили сказку «Лисичка-сестричка», — перечисляет директор Амурского театра кукол Лидия Потемкина. — Мне нравится наблюдать за выражениями лиц взрослых, которые выходят из зрительного зала после спектакля с возрастной пометкой 0+. Их глаза наполнены добротой и светом, им есть о чём поговорить с ребенком. Маленькие зрители тоже довольны: актеры общаются с ними на одном языке, им всё понятно, именно поэтому во время и после спектакля дети с присущей им непосредственностью стараются объяснить взрослым суть происходящего на сцене.
Лаборатория беби-театра и московские гастроли
В сентябре этого года в Амурском театре кукол открывается юбилейный 60-й сезон. Чем режиссеры и актеры удивят зрителей, рассказала директор Лидия Потемкина: «Юбилейный сезон мы начинаем с гастролей Московского театра кукол. Столичная труппа будет работать у нас всего четыре дня, но эти дни будут очень насыщенными. Наши актеры тем временем выступят на столичных подмостках».
Репертуар кукольного театра хоть и рассчитан в первую очередь на детей, ориентируется на родительские предпочтения. Решение о культурном выходе и покупке билетов принимают всё-таки взрослые. В Амурском театре кукол подметили — если миллениалы, рожденные в конце 80-х – начале 90-х, с большой охотой шли на «что-нибудь современное», то поколение Z (конец 90-х — 2000-е) выбирает классические и народные постановки.
А в конце августа — начале сентября в Благовещенске откроется Лаборатория беби-театра. Это относительно новое направление в театральной среде. Обычные постановки для самых маленьких рассчитаны на детей от 3 лет: в более младшем возрасте ребенок не в состоянии понять, почему он должен молча сидеть на одном месте. Беби-спектакли ориентированы на детей от 0 до 3 лет. Это камерное действо, которое происходит не в зале, а более комфортной обстановке. На полу расстилается ковер, по которому можно ползать. Сюжет для постановки выбирают несложный и максимально добрый. В отличие от традиционных спектаклей, от маленьких зрителей не потребуют сохранять тишину и спокойствие — карапузы могут свободно перемещаться, трогать кукол руками, участвовать в играх.
— Так начинается тактильное знакомство с театром. Малыши познают мир, социализируются, учатся взаимодействовать друг с другом и, конечно, активно развиваются, — поясняет Лидия Викторовна.
А к ноябрю в театре планируют поставить еще одно классическое произведение — «Снежную королеву». Одна из самых известных и зрелищных сказок Андерсена требует серьезной подготовки и тщательной работы художников.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии