Фото: архив РИА НовостиФото: архив РИА Новости

Ефим Басин: «Иван Николаевич — это самородок»

Начальник Главного управления по строительству БАМа — «ГлавБАМстрой», заместитель министра транспортного строительства СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный строитель России: 

Фото: ТАСС 

— Иван Николаевич — прекрасный человек, волевой, неординарный. Он — самородок. Он возглавил свою знаменитую укладочную бригаду на БАМе в 1980 году — я как раз прибыл туда в качестве заместителя начальника «ГлавБАМстроя». Так что мы с ним одновременно приступили к этому важному делу, хотя Варшавский на БАМе оказался на пять лет раньше меня. Он постоянно работал и учился — у него хватало силы воли приобрести специальность и достойно нести свою службу. Всегда отличался четкой дисциплиной, ответственностью, крепким словом — и в результате у него все получилось.

Его бригада должна была обеспечить укладку пути с Востока, с Тынды — в сторону Тайшета и Лены. А навстречу им шла бригада во главе с бригадиром Александром Бондарем. Вы можете представить условия, в которых мы работали: вечная мерзлота, суровый климат, непроходимые болота. Но все это было преодолено благодаря порыву молодежи и патриотизму. Это действительно стройка века и школа мужества, которую мы все там прошли. 

Что такое укладка пути? Казалось бы, всё элементарно. Но чтобы обеспечить укладку, надо было прорубить просеку, отсыпать земполотно, уложить водопропускные трубы, построить мосты и тоннели — и только после этого шла укладка. И все должны были работать как часы. А после нее — отбалансировка, строительство электросетей и другое. Колоссальная работа, на которой были завязаны тысячи коллективов. Всего на БАМе работало порядка 100 тысяч человек. 

Варшавский и Бондарь боролись за первенство. Я вам скажу: это были две сильнейших бригады, два отличных бригадира. У нас был график подведения итогов. Например, в 1983 году первое место занял Иван Николаевич — его бригада установила всесоюзный рекорд, уложив 4600 метров пути в сутки. А на следующий год рекорд поставила бригада Бондаря: они уложили 5400 метров за сутки. Такое соревнование было! 

«Целая группа летит от нас из Москвы к нему на юбилей. Иван Николаевич — заслуженный человек! И думаю, в будущем году мы вместе отметим главный наш праздник — 50 лет начала строительства БАМа!» 

Но у Варшавского действительно участки были сложнее. Одной из преград, которая помешала прийти вовремя на назначенную точку стыковки, был знаменитый Кодарский тоннель. Из-за того, что бригаде Варшавского пришлось делать обход, Бондарь и его команда ушли вперед на восток — и стыковка сдвинулась на 20 километров и прошла не на станции Куанда, а на Балбухте. Но тем не менее мы пришли к ней на месяц раньше срока. Трудно описать радость людей во время укладки «золотого звена»: ребята смеялись, плакали, подбрасывали каски, заливали их шампанским. А потом уже к приезду руководства страны устроили официальный праздник на Куанде.   

В октябре был подписан указ о награждении Варшавского и Бондаря званиями героев Соцтруда с вручением «Золотой Звезды» и ордена Ленина.

Иван Николаевич сегодня ведет колоссальную общественную работу. Он достучался даже до председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко! И благодаря его авторитету и настойчивости были выделены деньги на ремонт городской больницы — ее строили еще бамовцы. Он — член попечительского совета Всероссийской общественной организации «БАМовское содружество», президентом которой я являюсь. Мы создали её еще в трудном 1999 году. У нас 50 отделений, в том числе Амурское — его возглавляют Иван Варшавский, Иван Шестак и Руслан Демчук.

Целая группа летит от нас к нему на юбилей. Иван Николаевич — заслуженный человек! И думаю, в будущем году мы вместе отметим главный наш праздник — 50 лет начала строительства БАМа! Организуем три поезда в Тынду: со стороны Нерюнгри, Тайшета, Комсомольска-на-Амуре и 8 июля 2024 года отметим это событие! 

БАМ — это действительно дорога жизни. И главная радость Ивана Николаевича и всех нас: БАМ наконец-то реабилитирован. Когда в 90-х говорили, что это рельсы в никуда, что государственные деньги были потрачены зря, что рельсы ржавеют, — нам было очень и очень больно это слышать. Сегодня мы видим, как БАМ загружен, как всем нужен и что государство выделяет средства для развития магистрали.

Иван Николаевич, желаю тебе здоровья и хорошего настроения! Мы с тобой вместе еще обязательно что-нибудь построим! 

Юрий Вербицкий: «Варшавскому было не до славы — у него были самые тяжелые участки»

Начальник штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе, почетный транспортный строитель:

— Иван Николаевич начинал на линии «БАМ — Тында», а я с ним близко познакомился позже. С укладки по разным причинам ушел Валентин Шпеньков — это был знаменитый бригадир. И нам в штабе ВЛКСМ вместе с начальником «ГлавБАМстроя» Константином Владимировичем Мохортовым предстояло найти надежную замену — опаздывать было нельзя. Много было бригад и желающих. Но выбор пал именно на Варшавского. 

Иван Николаевич отличался от всех. Во-первых, он уже был опытный транспортный строитель, имел колоссальный опыт работы путейцем-укладчиком, прошел все этапы технологического процесса. А во-вторых — это очень серьезный, очень ответственный человек. Знаете, тогда было много так называемых выскочек, которые хотели только славы или еще что-то. А Варшавскому было не до славы — у него были самые тяжелые участки, они работали днем и ночью. Поэтому выбор пал на Ивана Николаевича — и руководство «ГлавБАМстроя» не прогадало, он не подвел.

Александр Бондарь и Иван Варшавский во время укладки «золотого звена» БАМа. 

Я считаю, что именно его личные качества, его трудовые навыки, знания, умения дали результат.

Ну и, кроме этого, это очень дружелюбный, очень ответственный человек, который сплотил коллектив, — он (так же, как и Саша Бондарь) работал и личным примером, личным трудом вдохновлял всех. Варшавский не был каким-то бригадиром, сидящим на бронепоезде и дающим интервью. Этот человек сам шел вперед — и за ним шли люди.

Это был такой единый порыв — это был финал великой стройки, ради которой все приехали. Задача была — открыть рабочее движение поездов. И она была выполнена.

Да, у него характер! Но, поверьте, у нас на БАМе простых людей не было. Каждый, кому были поручены участки, был личностью — я говорю про все направления. И на строительстве, и на укладке, в больницах, в пекарнях — везде были сильные люди!

Работать в минус 50 градусов — сами понимаете, какие условия! Наш путеукладочный кран УК-25, который рельсы укладывал, по регламенту должен был эксплуатироваться при температуре не ниже минус 30 градусов. Но никто же этот регламент не выдерживал. Люди работали при любой погоде и делали все, чтобы стройка не останавливалась.

«Еще одну мечту он претворил: мы развеяли на Балбухте прах Александра Бондаря. Это было трудно сделать, но спасибо РЖД — они помогли».

Иван Николаевич, конечно, отвечал за все: и за технику, и за быт людей, и за их самочувствие — без этого нельзя было создать коллектив. Это же как на фронте: есть коллектив — победа за нами. Он и сейчас, несмотря на все испытания судьбы, не теряет оптимизм! Еще одну мечту он претворил: мы развеяли на Балбухте прах Александра Бондаря. Это было трудно сделать, но спасибо РЖД — помогли.

И сегодня, несмотря на возраст, Иван Николаевич не покоится на лаврах — думает о БАМе, очень много делает для Тынды. Он известен в стране и не дает спать спокойно ни нашей Думе, ни Федеральному собранию, ни областным властям. Это — человек-легенда. И первый командир отряда имени 17-го съезда ВЛКСМ бригадир Володя Лакомов, и Саша Бондарь — тоже легенды. 

Когда с человеком прошел такой большой путь, сейчас понимаешь: иначе и быть не могло. Эта история, которая воплотилась в жизнь. Я очень счастлив, что я знаком с Иваном Николаевичем. Что мы с ним до сих пор в очень тесной связи. И делаем все, чтобы встретить 50-летие с начала строительства БАМа. Он много думает о подрастающем поколении, встречается со школьниками — это тот патриотизм, которого нам в 90-е годы не хватало. 

Бамовцы — это национальность, понимаете? Я ему везу памятную медаль, изготовленную Императорским монетным двором. Она из чистого серебра и золота: там с одной стороны изображен Владимир Ильич Ленин, а с другой — герб СССР. Это символично, потому что Варшавский — дите Советского Союза и воспитан там. Поэтому для него долг и честь — самое главное, что может быть!

«Он железный человек»

Тамара Андреева, собственный корреспондент на БАМе газет «Амурский комсомолец» и «Гудок» (1974–1998 годы), член СЖМ и Союза писателей России:

В Иване Николаевиче я вижу редкое сочетание мудрости и мужицкой силы. Человек он решительный. Примеров тому много. Решил — и сменил теплую Молдавию на холодную Сибирь. Решил — и рванул на БАМ. А потом, когда рухнула страна, в которой все мы родились, не стало работы и денег, он не залег на диван, как некоторые, не ныл, не жаловался. И не кичился, что Герой Труда, ничего ни у кого не просил. Стал таксовать.

Я тогда поинтересовалась у его жены Лидии Ивановны: на бензин хоть выручки хватает? «Ну что он там зарабатывает?! — махнула она рукой. — Он со знакомых денег не берет. А у него вся Тында — знакомые…»

Помню, праздновали 45-летие с начала строительства БАМа. После юбилейных торжеств дома у Варшавского собрались его друзья — герои Социалистического Труда. Была и я с ними. Засиделись до полуночи, заговорились… И вдруг хозяин дома резко встает и говорит: «Все, выметайтесь!» Мы онемели: что это с Варшавским? И тут выяснилось, что в шесть утра за ним придет машина, и он поедет в Благовещенск, а оттуда полетит в Москву. Представьте мое удивление и восхищение им: после такого напряженного дня решиться на дальнее путешествие в 80 лет мог только железный человек!

Оказалось, Героя Социалистического Труда Ивана Варшавского пригласила Валентина Матвиенко выступить на заседании Совета Федерации. И как он выступил! Ярко, резко, не смягчая острых углов. По всем «болевым точкам» прошелся. Сказал, что бывшая столица БАМа при наличии многих путей сообщения стала недоступной. Когда-то из Тынды ежедневно летали самолёты в Благовещенск, Зею и Хабаровск. А теперь только один рейс в областной центр по выходным дням. От Тынды до Благовещенска — 900 км. Как добираться? Как и до БАМа — на перекладных. На поезд надежд мало. Он ходит через день, да и цены на билеты «фирменные», не всем по карману.

«Когда рухнула страна, в которой все мы родились, не стало работы и денег, он не залег на диван, как некоторые, не ныл, не жаловался. И не кичился, что Герой Труда, ничего ни у кого не просил. Стал таксовать».

А если что-то случится и потребуется срочная помощь — откуда ее ждать? В Тынде есть больница, но в ней лет сорок не было ремонта. Деньги, правда, выделили, но в пять раз меньше, чем нужно. И про жилищный вопрос сказал: за последние пять лет в городе построили 100 тысяч квадратных метров жилья, а нужно еще почти столько же. Не забыл и про любимую тайгу: вырубают ее нещадно, вокруг Тынды сопки все уже лысые, но даже простенькой пилорамы не построили, не говоря уже о мебельной фабрике. Разве это по-хозяйски?

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко пообещала тогда помочь с ремонтом больницы — и слово свое сдержала. В декабре 2021 года она по телемосту Москва — Тында открыла обновленный корпус больницы. Вот так Варшавский решил очень важную для города проблему.

Декабрь 2021 года. Телемост с Советом Федерации во время открытия отремонтированного корпуса больницы Тынды. Фото Алексея Сухушина

Себя наш герой никогда не жалел, и сегодня не жалеет. Это чисто мужское качество.  Прошлым летом мы уговаривали его отдохнуть в железнодорожном профилактории. «Нет!» — сказал он, как отрезал. Но почему? «Некогда, — ответил Иван Николаевич, — меня в тайге грибочки, ягодки ждут». 

Я желаю Ивану Николаевичу, чтобы тайга еще много лет радовала его своими дарами! Пусть она дает ему радость жизни и силы как источник живительной энергии!

Иван Шестак: «Варшавский прошел огонь, воду и медные трубы» 

Основатель и первый редактор газеты «БАМ», писатель, почетный житель Тынды:

Фото: Алексей Сухушин

— Хорошенький вопрос, когда мы познакомились! Году в 1975-м. Я интересовался и знал, что Варшавский участвует в строительстве Малого БАМа. Ушел на трассу, стали чаще встречаться — и фамилия бригадира Варшавского стала звучать все чаще, появляться в сводках. Он нам писал информашки: что они сделали, что взорвали в тайге.

Когда Ивана бросили на укладку главного пути Байкало-Амурской железной дороги, тут уже крути не верти — о нем узнали все. Они вместе с Сашей Бондарем частенько собирались то в агитпоезде «Комсомольская правда», то на пресс-конференции в Иркутске, то на трассе — и подводили итоги своей работы. И я стал участвовать в этих мероприятиях. И мы все стали общаться всё ближе и ближе. Строительство, стыковка — это навсегда в нашей памяти и в сердце. Всегда это вспоминаем, отмечаем эту дату.

Варшавский — работяга, который прошел огонь, воду и медные трубы. Он настолько хороший специалист, знает все путейские дела: от любой железки до оборудования.

На БАМе у путейцев был тяжелейший труд. Если водитель автомобиля, бульдозерист — у них все равно есть крыша над головой, они могут укрыться, то только взрывникам-бедолагам со своим буровым станком некуда было деться — и путейцам. Он всегда на трассе: надо 140 километров уложить в этом году — и он прет. Снег, дождь, морозы, жара, комары — никого это не волнует. Жизнь в бронепоезде — тоже испытание! Но все работали на стыковку БАМа. Вся страна этого ждала, и они шли вперед.

Ругались ли мы когда-нибудь? Да, бывает! Он же упертый, бляха-муха! Ему же всегда надо доказать, что он прав, — и его не переломаешь!

Чего я ему желаю? Годы, конечно же, делают свое дело — есть уже места, которые требуют ремонта. Желаю, чтобы мы еще виделись не один год, и чтобы встретили 50-летие БАМа. И добились установки памятника бамовцам!

От автора: «Спасибо, что вы у нас есть!»  

Иван Николаевич, я не знаю, имею ли я честь назвать вас своим другом. Все-таки очень надеюсь, что да. Я помню свою первую командировку в Тынду и наше первое знакомство. Вы так устали от интервью и «щелкоперов» и не хотели со мной встречаться. Но в последний момент вздохнули в телефонную трубку: «Приходи». А спустя час беседы у вас на кухне спросили: «Чай будешь?» И я поняла: я прошла проверку.

Фото: Валентин Мельников

С той поры любая командировка в столицу БАМа — всегда к вам, на вашу уютную кухню. Где мы сидим за рюмкой (уже не чая) под ваши потрясающие рассказы о стройке, анекдоты, стихи, фирменные голубцы и соленые грузди.

Мне стыдно, что мое поколение, выросшее в 90-х, так мало знает про БАМ и про то, какой ценой он дался вам, вашим друзьям и тысячам романтиков, поверивших в эту великую и тяжелую стройку. И горжусь тем, что последние годы «Амурская правда» исправляет эту несправедливость — и пишет, пишет, пишет о нашем БАМе.

Желаю вам крепкого здоровья, бамовского оптимизма и щедрого урожая грибов! Спасибо за то, что вы у нас всех есть: у страны, у области, у БАМа, у родных и друзей. И у меня.   

Возрастная категория материалов: 18+