Батюшка-богатырь
В христианстве есть такое понятие, как Двенадцать Пятниц — именно в пятницу распяли Христа. И в православии эти дни особо почитаемы. А в народных сказаниях Пятницы — это живые существа в виде девиц, причём Десятая Пятница считается самой старшей. Они вместе с Девятой Пятницей стоят ближе всех к Богу, а потому раньше всех приносят ему наши молитвы. Девятая Пятница в православии отмечается перед Днем Козьмы и Демьяна в конце октября.
Очевидно, такое название высокой сопке дали казаки — первые поселенцы. Они сделали ее местом своего паломничества, где возносили молитвы к Богу.
Село Черняево основано казаками, прибывшими на плотах из Забайкалья, в 1858 году. Названо в честь первого командира Амурской конной казачьей бригады Георгия Федоровича Черняева. Он дослужился до звания генера-майора и скончался, будучи якутским губернатором.
Приметил это место в округе и местный священник. Батюшка станичной церкви Александр Александрович Ташлыков был образованным человеком, он прибыл на служение в черняевскую церковь из Санкт-Петербурга. По рассказам стариков, которые они слышали от своих родителей, это был высокий широкоплечий мужчина, обладающий большой силой. Говорят, однажды он на спор вспахал десятину земли, впрягшись в сбрую вместо лошади, а его сын направлял плуг.
Крест и часовня
По всей вероятности, батюшка прекрасно знал народные поверья о Двенадцати Пятницах и поддерживал их. Поэтому приложил много сил, чтобы к сопке через болото выложить гать, а на самой горе воздвигнуть деревянные кресты и часовню. Позднее был сделан каменный стол для возложения и прочтения церковных книг, так как деревянные постройки сгорали от осенних палов.
Во время засухи люди шли на сопку просить у Бога дождя, в дождливое время — хорошей погоды. Но самовольно жители не могли ходить на сопку, только с разрешения священника, который оповещал о времени выхода звоном колоколов. Возможно, у Ташлакова имелся барометр, по которому он определял погоду.
О священнике и богослужениях на сопке старожилы Черняева рассказывали Георгию Шохиреву, основателю музея истории амурского казачества, благодаря которому стали известны факты о Девятой Пятнице. Георгий Николаевич также записал легенду, которая существует среди местного населения.
с. Черняево. Фото: «АмурТаймень»
Легенда
Жила когда-то в станице богатая семья, в которой умирали, не дожив до трех лет, все дети. Жена хозяина была женщиной богопочитаемой и, когда у нее родился девятый ребенок — девочка, она в неистовой молитве стала упрашивать Бога оставить дитя в живых. За это мать поклялась носить камни на вершину сопки для фундамента часовни.
Обещание свое она сдержала и, когда камней было принесено достаточно, наняла мастеров. Они построили обитель, закончив строительство через девять недель со дня закладки первого камня. Этот день совпал с пятницей, а девочке пошёл уже пятый год. Родители посетили часовню, а потом уехали из станицы, и о женщине скоро все забыли. Но это место стало священным: был установлен день — через девять недель от Пасхи, — когда верующие поднимались к часовне и благодарили Бога, принося свои дары.
Трава добра
Сегодня на сопке, высота которой на карте обозначена отметкой «313,1 м», нет никаких следов ни от часовни, ни от старых богослужений. Зато среди густых деревьев можно встретить богородскую траву, знакомую многим как тимьян или чабрец. В богослужении она использовалась в качестве благовония при совершении обрядов. В Древней Руси это растение называли «травой добра».
В народных сказаниях Пятницы — это живые существа в виде девиц, причём Десятая Пятница считается самой старшей. Они вместе с Девятой Пятницей стоят ближе всех к Богу.
Топоним Девятая Пятница более характерен для Забайкалья, чем для Амурской области. Высокие сопки с таким же названием есть возле сел Казаново, Чирон, Усть-Теленгуй, Джида, Аренда. Изредка попадаются Десятая, Третья, Одиннадцатая, Двенадцатая Пятницы. Легенды, которые хранят местные жители, чем-то схожи с легендами черняевцев. Вот что рассказывала одна из старожилов села Аренда Оловяннинского района, где тоже есть гора с названием Девятая Пятница:
— Как правило, в девятую пятницу после Пасхи жители села берут с собой небольшой камень, загадывают желание и относят его на гору. Кто умеет, тот читает молитву. Этот обряд выполняют и старые, и молодые. Рассказывают, что одна молодая женщина долго не могла забеременить и родить, а после восхождения на гору ее проблема разрешилась.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии