Объем работ зависит от заказа
В цехе кипит работа. Сварщики в защитной спецодежде и масках занимаются привычным делом: сначала сваривают воедино мелкие детали, а потом из полученных запчастей «плетут» металлические конструкции. Все это — под звуки электрических разрядов и летящие в стороны искры. Кажется, это космические персонажи с волшебными палочками.
— В нашем цехе делаем опалубки — формы из металла, куда заливают бетон, чтобы изготовить различные строительные материалы, — объясняет Виктор Кролевецкий. — Сначала по чертежам рубится листовая сталь, потом приваривается швеллер — стальной профиль с сечением в виде буквы П, а также уголки. Объем работ зависит от заказа. Допустим, надо сделать форму под плиту — значит, варим поддон. Режем швеллеры, свариваем и перекрываем листом. Чтобы у плиты была баска (скос), привариваем штрабу, потом устанавливаем борта. Вся конструкция закрывается на винтах и шарнирах.
Уже в другом цехе в этой форме натягивают стальную проволокунапряженку, заливают в нее бетон и отправляют в пропарочную камеру. Выдержав нужное время, опалубку разбирают, и на выходе получается плита-перекрытие. Чтобы сварить одну такую форму, у сварщиков уходит около трех недель. Вырезать и выточить часть запчастей для нее в соседнем цехе помогают фрезеровщики и токари.
Кто спешит, тот нередко потом переделывает
Чем объемнее металлическая конструкция, тем больше времени требуется на ее изготовление.
— Производственный процесс простым не назовешь, — говорит Виктор Анатольевич, — металл необходимо поднять, положить на ножницы, отрубить заготовки и подровнять, собрать и сварить. Когда это сделано, нужно взять болгарку и шовчики свои подточить и почистить, чтобы плита была гладенькая — там, где есть сопряжение с бетоном, неровности зачищаются. Далее — красим конструкцию и отдаем коллегам для производства стройматериалов.
«Техника порой дает сбой, а люди трудятся!» — говорят специалисты.
Сварщик отмечает: в его работе очень важно разбираться в чертежах. Ведь без этого ошибок не избежать.
— Конструктор дает нам папку чертежей, все необходимые описания, и мы должны работать в строгом соответствии с ними, — поясняет Виктор Кролевецкий. — Когда заготовка сделана, приходит начальник отдела технического контроля и все до миллиметра проверяет. Отклонений допускать категорически нельзя — максимум 2–4 миллиметра. Чуть больше — и будешь переделывать. Поэтому в нашей работе нужно быть очень внимательным и нельзя торопиться. Кто спешит, тот нередко потом переделывает.
Собрать конструкцию нужно так, чтоб ее не потянуло в сторону — не повело борт и все детали четко встали на свои места. Тонкостей в сварочных делах очень много! А разбираться в чертежах дано не каждому. Бывает, приходит работник, варит вроде неплохо, а в чертежи не лезет — не понимает. Приходится учить и объяснять.
Сварщики строго соблюдают технику безопасности. Каждый год они сдают экзамен, получая допуск к работе у главного инженера предприятия. На вопрос журналиста, правда ли, что на сварку нельзя смотреть без специальной защиты, Виктор Кролевецкий отвечает: «Конечно, нельзя! «Зайцев» наловишься — будут глаза болеть, слезы и рези начнутся. «Зайцы» — это белые блики. По молодости по незнанию мы таких «зайчиков» тоже проходили».
Новый директор выправил ситуацию
Коллега по цеху Виктора Кролевецкого Виктор Прачик трудится на предприятии уже почти 50 лет — помнит разные периоды.
24 метра — длина самой большой опалубки, которую приходилось делать сварщикам завода
— Раньше наш завод сам возводил жилые дома и здания, наши металлоконструкции шли во многие строительные организации, причем не только в Благовещенске, но и в Хабаровске, — говорит Виктор Иванович. — Производство было масштабным. Мы выпускали очень много опалубки на заказ, в то время она в основном была деревянной. Но годы экономического кризиса в стране отразились и на заводе. Помню, придем на работу, посидим-посидим и уходим — заказов не было. Зарплату тогда задерживали до восьми месяцев. В тот период завод возглавил новый директор — Александр Николаевич Канцуров. Он выправил ситуацию: с людьми стали рассчитываться, начались улучшения на производстве. Сегодня цех металлоконструкций изготавливает и ремонтирует опалубку для нужд завода.
Самая большая опалубка, которую приходилось делать сварщикам, была длиной 24 метра. Она предназначалась для изготовления балки для крыши здания, чтобы уложить на нее плиты.
— Это была огромная и очень прочная конструкция, — объясняет Виктор Прачик. — Варили опалубку почти два месяца. Было предусмотрено утепление, трехслойный корпус и паровая рубашка — пар шел внутри конструкции, прогревая изделие. Его же с такими размерами в пропарочную камеру не поставишь. Весила балка столько, что 12-тонный кран ее не мог поднять.
«Не люблю, когда подгоняют»
Иногда за день при большом объеме работ сварщик расходует 3,5 пачки электродов, которые в общей сложности весят пять килограммов. В каждой пачке — 84 электрода. Бывает, такую нагрузку не выдерживают кабели, и отгорают клеммы.
— Техника порой дает сбой, а люди трудятся, — отмечает Виктор Иванович. — Потому что физически крепкие, привыкшие к нагрузкам. Лично мне раньше было тяжелее работать: во-первых, отсутствовала закалка, во-вторых, не было таких современных приборов, которые сегодня облегчают труд: например, болгарок и перфораторов. Мы работали на другой технике. По весу она была тяжелее и мощности не всегда хватало. Сейчас проще.
Что полвека назад, что сейчас, Виктор Прачик уверен: главное в его работе — качество сварки. Много лет он демонстрирует свое мастерство. Говорит, и характер у него именно такой, какой необходим сварщику: спокойный, уравновешенный, терпеливый. «Поспешай не торопясь, — приговаривает собеседник, — очень я не люблю, когда подгоняют: надо, мол, быстрее сделать. Спешка в нашем деле точно ни к чему».
Учиться и работать пошел вслед за односельчанами
Виктор Прачик признается: в молодости вариантов в выборе профессии у него почти не было.
— Я родом из села Новопокровка Ивановского района, — рассказывает Виктор Иванович. — Когда был школьником, мои земляки один за другим уезжали учиться на сварщиков в Благовещенск — в профучилище № 13, которое готовило кадры для работы на судоверфи и в рыбфлоте. Туда поступило 16 моих односельчан. Когда они, приезжая на каникулы, рассказывали, как у них в училище все здорово — вот поэтому и я туда поступил. После армии мои односельчане устроились на завод — и меня позвали за собой. Я пришел после службы сразу в цех металлоконструкций. Коллектив был прекрасный, стабильный — пять бригад, в общей сложности это около 50 человек.
Сейчас, к сожалению, молодежь особо не задерживается — всего в цехе работает семь человек. Из старых работников нас осталось только двое. Скоро у завода юбилей, так вот мое пожелание: чтобы в коллектив приходили хорошие кадры, ответственные и трудолюбивые, и вместе с нами достойно несли трудовую вахту.
Самое интересное в работе — зарплата
Виктор Кролевецкий родился в Благовещенске в знаменательную дату — 9 мая. Его отец работал водителем — перевозил асфальт, мать была швеей, преподавала технологию и моделирование. «Я учился в технологическом техникуме, но понял, что это не мое, — вспоминает Виктор Кролевецкий. Пошел служить в армию, после возвращения сначала поработал асфальтировщиком, а потом устроился крановщиком на наш завод. Здесь меня отправили учиться на специальные курсы. Потом я три года на кране поднимал бадью с бетоном и выливал в формы. Затем начал разбираться в устройстве техники. Когда заводской стаж в трудовой книжке достиг 15 лет, ушел в кооператив, затем опять пригласили на завод — и я вернулся. Сегодня мой стаж здесь составляет 35 лет.
На вопрос, что самое интересное в его работе, Виктор Анатольевич без промедления отвечает: «Зарплата! И она же доставляет от процесса максимальное удовольствие. (Смеется.) Так что заводу в юбилейный год желаю процветания, побольше заказов и роста зарплат!»
Реклама, LDTCK3C1Q
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии