• Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

Совхозный урожай под куполом и снос колокольни: история храма

Чего только не пережил храм Святого Александра Невского за свою долгую, более чем вековую летопись. Изначально он стоял ближе к Амуру, но после наводнения церковь вместе с селом перенесли подальше. И освятили на нынешнем месте в честь благоверного князя в 1902 году. В советское время у православных здание отобрали, снеся колокольню и кресты на куполах. Новый владелец, Чигиринский совхоз, на пару дней сделал в нем Дом культуры: туда привезли патефон и поставили лавочки. Но, как рассказывает отец Андрей, вместо музыки на площадке, где еще вчера крестили детей и венчали супругов, раздался вой.

— Не дал Господь на попрание! — говорит настоятель храма. — Но никакой мистики в произошедшем нет. Возможно, это ветер за окном разбушевался и распугал совхозников. Но в любом случае идею с клубом реализовать не удалось.

Тогда в храме сделали зернохранилище. Порядка 70 лет в помещение сгружали пшеницу и овес.

— А зерно же, когда долго и плотно лежит, согревается и горит, а потом преет, — продолжает отец Андрей. — Поэтому от таких процессов между бревнами в стенах появились щели. В конце 90-х здание все-таки вернули Благовещенской епархии, однако уберечь деревянные конструкции церкви не получилось. Их пришлось полностью разобрать. Но фундамент уцелел.

Купола на один из старейших храмов Дальнего Востока водрузили 21 год назад. Они оказались недолговечны.

На этом историческом основании умельцы и начали возводить нынешний храм Святого Александра Невского. В разгаре стройки, в 2000 году, православный мир потрясло чудо — иконы обновились, стали ярче.

В «Амурской правде» тогда написали: «Когда решено было старый храм раскатать по бревнышку, пошел отец Виталий в алтарь, чтобы забрать иконы и перенести их в вагончик-часовенку, где временно, пока церковь строится, проходят службы. Перекрестившись, снял отец Виталий со стены икону Богородицы «Знамение» и с удивлением отметил про себя, что икона какая-то иная стала: краски проступили резче, вроде как пелена с нее спала. И вторая икона, образ Святой Троицы, тоже показалась ему изменившейся: одеяния ангелов из бледно-голубых стали ярко-синими, да и сама икона как бы посвежела». Кстати, автор икон, народный художник РФ Александр Тихомиров тогда удивлялся вместе с прихожанами: чтобы вот так, наяву, менялись его работы, он никогда не видел!

В 2002 году храм восстановили и освятили во второй раз — ровно через 100 лет после первого освящения. За большой вклад тогда был награжден амурский предприниматель Сергей Новик. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил благодетелю орден Русской православной церкви в честь преподобного Сергия Радонежского второй степени. В обновленном здании начались службы. Купола тогда впервые в своей истории засверкали на всю округу, украшенные дорого и величественно сусальным золотом.

Хочется бить во все колокола: отец Андрей несколько лет пытается объявить сбор

Сбор пожертвований на замену куполов инициировал настоятель храма отец Андрей Букреев, предварительно изучив предложение на рынке храмостроения. Фото: Владимир Воропаев

По проекту, обнаруженному в архиве Владивостока, в начале 2000-х удалось восстановить первоначальный вид храма. Старожилы Игнатьева не узнали только купола.

— Исторически, до революции, купола, как и весь храм, были выкрашены в зеленый цвет. В церковной палитре зеленый — цвет святых, в том числе и святого Александра Невского. Но возрождая здание, меценаты решили покрыть новые купола сусальным золотом. Изготавливали их на Судостроительном заводе, — листает страницы истории отец Андрей, который стал настоятелем храма в 2016 году. — Видимо, тогда опыта особо не было, поэтому купола сделали из тонкого металла. 

Металл на протяжении долгих лет ржавел и играл от перепадов температуры. Золото уже давно рвалось и свисало лоскутами. Маковки храма не раз красили, но и эта краска лопалась на жарком солнце и облетала. Четыре года назад отец Андрей в очередной раз решил придать куполам презентабельный вид и позвал на помощь прихожан.

Те поднялись на крышу церкви и увидели, что менять нужно не только металлические вершины, но и деревянные конструкции под ними — барабаны, которые, как описывали мужчины, было «можно пальцами проткнуть» от ветхости.

— Мы убирали старую краску, очищали деревянные конструкции, — вспоминает прихожанин церкви из Благовещенска Иван Галин. — Я все видел своими глазами, могу подтвердить слова отца Андрея: барабаны уже тогда прогнили, они были высохшие и местами разваливались от простого прикосновения. А металл коробило весь. Все очень старое было уже тогда, в плачевном состоянии.

Купола на храме Святого Александра Невского уже давно требуют замены: они не только невзрачны и обшарпаны снаружи, внутри деревянная часть конструкции рушится. Фото: Владимир Воропаев

Отец Андрей порывался начать сбор еще в 2016 году, но когда узнавал в нескольких компаниях стоимость изготовления куполов, откладывал идею на потом. Сейчас тянуть уже нельзя: и роль играют не только обшарпанные купола, но и пошатнувшиеся кресты на вершине церкви.

— Кресты на куполах накренились, а значит, подгнило основание. Держатся, но не дай бог, отломаются и упадут, — переживает священник. — Не только из эстетических соображений я хочу менять купола, а потому что опасаюсь трагедии. У нас ведь много прихожан здесь собирается. Крест может просто упасть — и все. Ждать беды не хочется.

Купол как крыло самолета

Храм Ильи Пророка в Волгодонске. Купола были установлены в 1992 году, и с тех пор, как уверяет изготовитель, ремонт им не требовался.

Настоятель храма Святого Александра Невского изучал рынок храмостроения несколько лет. Детально рассматривал предложения отечественных заводов из разных регионов, спрашивал совета батюшек из других храмов. Отцу Андрею понравилась компания, которая работает на другом конце страны — в Волгодонске Ростовской области.

Рейтинги ее растут до небес, и в эти дни она готовит отправку храмовых луковиц в Приморский край и на Сахалин. А первые свои купола в своем же городе компания водрузила на церковь еще в 1992 году. И они до сих пор блестят. Повторно не красили ни разу, уверяет представитель компании менеджер Юлия Дронова.

— Купола мы делаем из облегченных конструкций. Основа купола — металлический каркас. Сама формообразующая из стеклопластика — это легкий и прочный материал, из которого делают корпуса самолетов и кораблей. Стеклопластик обладает низкой теплопроводностью, стальной прочностью, стойкостью к коррозии, осадкам и ветрам, — перечисляет все плюсы Юлия Дронова.

Сверху стеклопластик облицовывается нержавейкой с напылением нитридом титана под цвет золота.

— Вакуумно-плазменное напыление в 90-х считалось новой разработкой. Тогда было популярно зубы делать из нержавейки и напылять нитридом титана. При изготовлении купола технология такая же, — продолжает Юлия. — Красить через время не придется. Сусальное золото более подвержено температурным воздействиям и облетает лет через 10, при этом оно дорогое. У нас более дешевая технология, но более долговечная.

На сегодня изготовление и монтаж трех куполов в храме Святого Александра Невского, по расчетам волгодонских специалистов, обойдутся в 1 миллион 800 тысяч. А еще будут затраты, чтобы доставить купола почти за 6 тысяч километров транспортной компанией и оплатить перелет и проживание бригады на месте. Ориентировочно накопить придется порядка 3 миллионов рублей.

— Отец Андрей к нам обращается не первый год, и сумма за это время уже повышалась, — рассказывает представитель завода в Волгодонске Юлия Дронова. — Бывает так, что некоторые собирают годами деньги, привлекая благодетелей, спонсоров, а иногда все финансовые вопросы решаются быстро. И приходят их решать не священники, а благодетели: фермеры, бизнесмены и даже государственные деятели. Мы не всегда знаем, кто они, поскольку речь тут идет о больших деньгах.

Полгода в женском монастыре ради куполов

Отец Андрей нашел и более бюджетный вариант. Предприниматель из Читы Евгений Куржумов изготавливает купола самостоятельно. Металлокаркас обшивает нержавеющей сталью и также покрывает золотым нитридом титана. За изготовление, доставку и монтаж трех куполов он готов взять с прихода 860 тысяч рублей. И уверен, простоят они, не потеряв своего вида, лет 70 точно.

—- Ничего материалу не будет ни от жары, ни от морозов! Вот если гвоздем проведешь — конечно, царапина останется, но гвозди с неба не падают, — заверяет мужчина.

Евгений уже ставил купола на амурские церкви. К примеру, он провел полгода в Святогорском Крестовоздвиженском женском монастыре в Егорьевке, собирая конструкции. Говорит, тогда еще опыта особо не было. А сейчас глаз наметан, рука набита. В Игнатьеве обещает провести месяца два — и тогда прихожане и односельчане получат златоглавую церковь.

 Фото Иоанно-Богословского храма в Ивановке до и после установки куполов по технологии умельца из Читы Евгения Куржумова.

Так в 2021 году преобразился Иоанно-Богословский храм в Ивановке. Ранее там купола были крашенные и постоянно ржавели, вид был неприглядный.

— К тому же, один купол протекал. Там, где крест, зияли отверстия, выпуская наружу согретый воздух из помещения. После ремонта стало теплее в храме. И, конечно, красивее! — рассказывает отец Алексей. — Прихожане радовались обновкам, да и просто жители Ивановки приходили куполами полюбоваться. Хотя, как он сверкает, видно издалека. Люди радуются, слава Богу!

Сбор на купола храма объявляется открытым

— Прошу оказать посильную помощь в замене куполов и барабанов. Не имеет значения сумма, которую вы сможете пожертвовать. Даже 100 рублей будут бесценным вкладом в это благое дело, — обращается ко всем неравнодушным отец Андрей. — Самостоятельно нам не справиться. Все-таки храм — это не только Дом Божий, но еще и наша история. Кстати, первый вклад на новые купола у меня уже есть. Этим летом прихожанка в день своего рождения подарила 5 тысяч рублей.

Отец Андрей понимает, что сбор может длиться долго, но готов тратить на это свои силы. Говорит, пусть будет, как Господь решит. Но хочется, чтобы церковь, которая возвышается надо всем селом Игнатьево, как и прежде, благодатно сияла на всю округу, вселяя веру и надежду, что все будет хорошо.

Средства можно перечислять на счет прихода, также — на личную карту настоятеля храма отца Андрея Букреева, привязанную к номеру +7 962 285-74-28, с пометкой «на купола».

Обо всех переводах батюшка готов отчитываться в церкви перед прихожанами и перед всеми на публичной страничке vk.com/hram_nevskogo_ignatevo . Обо всех жертвователях отец Андрей будет с благодарностью возносить молитвы на Божественной литургии.

Расчетный счет для перечислений от организаций: 

Полное наименование: Местная религиозная организация православный Приход храма «Святого Александра Невского» с. Игнатьево Амурской области Благовещенской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат); юридический адрес/почтовый адрес: 676920, Амурская область, Благовещенский район, село Игнатьево, ул. Советская, дом 3; телефон: 89622857428; ИНН/КПП: 2812006680281201001; ОГРНЮЛ: 1022800002334; дата регистрации: 18.06.1999; ОКПО 48387209; ОКТМО 10611440111; ОКВЭД 94.91; банк получателя: ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК, г. Хабаровск; БИК: 040813608; корреспондентский счет: 30101810600000000608; расчетный счет: 40703810403010100051; настоятель: Букреев Андрей Евгеньевич.

Возрастная категория материалов: 18+