Президентское поручение: строить или нет?
Споры о том, нужны ли противопаводковые ГЭС на Амуре, идут последние 50 лет. Идею массового строительства станций озвучили еще в 1970—1980-х, но пока построены только три — Зейская, Бурейская и Нижне-Бурейская. Вопрос снова встал в 2013-м, а затем в 2021 году — после сильнейших наводнений на Дальнем Востоке.
В августе 2021 года президент Владимир Путин дал поручение Правительству России совместно с правительствами Амурской области и Хабаровского края рассмотреть вопрос о строительстве ГЭС в бассейне Амура «с учетом необходимости развития энергетической системы ДФО и принятия дополнительных мер по снижению риска наводнений».
В апреле 2023-го первый заместитель гендиректора «РусГидро» Роман Бердников заявил:
— Да, мы приняли решение по двум станциям в Амурской области — Нижне-Зейской и Селемджинской — и сейчас запускаем проектирование. Их основная задача — обеспечивать сдерживание рек, чтобы минимизировать последствия паводков.
Министр энергетики РФ Николай Шульгинов сообщил, что строительство может начаться в 2024 году, а станции будут введены в эксплуатацию в 2029—2030 годах.
Если бы не Зейская ГЭС, то не было бы нового квартала Хэйхэ, активно застраивающегося высотками. «Хэйхэ — это остров, который регулярно затапливался до тех пор, пока на реке Зея советские строители не построили гидростанцию», — рассказал Василий Орлов.
О чем договорились Приамурье и «РусГидро»
Подписанное на ВЭФ-2023 соглашение между амурским правительством и крупнейшим электроэнергетическим холдингом России закрепляет алгоритм совместных действий. Так, «РусГидро» планирует разработать и согласовать схемы выдачи мощности, проектную и разрешительную документацию, профинансировать и построить сами гидростанции (кстати, вопрос с финансированием до сих пор не решен. — Прим. АП).
Правительство Приамурья планирует содействовать реализации инвестиционных проектов, в частности: согласовать документацию по планировке территории под строительство ГЭС после их включения в схему территориального планирования России, помочь в проведении общественных обсуждений по оценке воздействия строительства на окружающую среду, организовать работу по созданию, приемке и наполнению водохранилищ.
Благодаря работе Бурейской и Нижне-Бурейской ГЭС, на берегах Буреи о паводках забыли. Фото: Ярослав Коршунов
«РусГидро»: ГЭС защитят от паводков
Ключевая задача новых гидроэлектростанций — борьба с разрушительными паводками в бассейне Амура. «За последние 10 лет в регионе прошло пять сильных паводков, при которых зафиксировано превышение уровня опасных явлений для сотен населенных пунктов и хозяйственных объектов Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев.
Строительство противопаводковых Нижне-Зейской и Селемджинской ГЭС позволит контролировать до 85 процентов стока реки Зеи. Общий объем противопаводковых емкостей проектируемых гидроузлов составит 7,5 кубических километра, что увеличит общий противопаводковый объем водохранилищ в бассейне Зеи более чем на 60%», — говорится в официальном сообщении «РусГидро».
По расчетам проектировщиков, новые станции обеспечат защиту от паводков до одного миллиона человек. На юге и юго-востоке Амурской области, Еврейской автономии и Хабаровского края будут выведены из зоны негативного воздействия наводнений десятки тысяч гектаров земель, пригодных для выращивания сельскохозяйственных культур.
«Если бы весь паводок 2013 года прошел по Зее, не имея накопительной емкости, то смыло бы Благовещенск».
Какими будут станции и какой эффект получит регион
Обе ГЭС включены в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2035 года. В этом году институт «Ленгидропроект», входящий в группу «РусГидро», приступил к их проектированию. Нижне-Зейская ГЭС будет расположена ниже Зейской ГЭС, предварительно ее мощность составит 400 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии – 2130 млн кВт.ч, у Селемджинской ГЭС — 100 МВт и 470 млн кВт.ч. Учитывая ежегодный рост энергопотребления в ОЭС Востока, выработка новых ГЭС будет высоко востребована, уверены энергетики.
Общая численность занятых на строительстве ГЭС в «пиковые» годы составит 8—10 тысяч человек. Налоговый эффект в регионе составит около 2,7 миллиарда рублей в год, а валовый региональный продукт увеличится на 8 миллиардов рублей ежегодно.
Экологи: Норский заповедник под угрозой
Норский заповедник. Фото: «Амурская правда»
Против строительства новых ГЭС традиционно выступили экологи: в июле 2023 года общественное объединение «Экспертный совет по заповедному делу» направил обращение в Правительство России. Эксперты заявили, что в случае строительства ГЭС невосполнимые потери понесет заповедник «Норский», который является местом обитания краснокнижных птиц.
Селемджинское водохранилище сделает недоступными основные места размножения сибирских косуль, а Нижне-Зейское перекроет пути к их зимовкам — в итоге последняя в России крупная мигрирующая популяция сибирской косули окажется под угрозой уничтожения.
Энергетики ответили: при проектировании новых ГЭС они минимизируют влияние на окружающую среду. По сравнению с более ранними проектными проработками, изменено расположение створов станций, а уровень водохранилища ГЭС на Селемдже снижен на 10 метров — это позволило исключить влияние на заказники «Иверский» и «Орловский», памятники природы «Дагмарский утес» и Долина реки Граматухи, а также на объекты БАМа.
Будут сохранены и основные пути миграции сибирской косули. Территорию Норского заповедника строительство не затронет: его специалистов привлекут к проведению экологического мониторинга проекта будущей ГЭС.
Численность занятых на строительстве ГЭС в «пиковые» годы составит 8—10 тысяч человек.
ГЭС спасения: выводы расследования известного тележурналиста
Журналист записал интервью с Василием Орловым прямо на границе с Китаем — на курсирующем по Амуру теплоходе. Фото: amurobl.ru
Накануне старта ВЭФ известный журналист, телеведущий и президент ассоциации «Глобальная энергия» Сергей Брилёв представил свой новый фильм-исследование и расследование «Мировой водораздел». И большая часть была посвящена энергетике на Дальнем Востоке и, в частности, противопаводковой роли ГЭС. Съемочная группа побывала на всех амурских ГЭС. В числе спикеров фильма — министр энергетики Николай Шульгин, гендиректор ПАО «РусГидро» Виктор Хмарин, губернатор Василий Орлов, главный инженер АО «Ленгидропроект» Борис Юркевич и руководители гидроэлектростанций.
По словам Василия Орлова, паводки стали привычным явлением в Амурской области.
— В прошлом году у нас, например, был паводок в Тындинском районе и даже в самой Тынде. А столицу БАМа проектировали в 70-х годах лучшие советские специалисты, — напомнил глава региона. — И уже тогда был достаточно большой набор научных и статистических данных о том, какие зоны подтапливаются, а какие — нет. Но в прошлом году утонуло даже то, что не должно было утонуть в принципе.
Зейская ГЭС регулярно сдерживает разрушительную силу реки. И события 2013 года — яркое тому подтверждение. Крупнейшее за 100 лет наводнение стало испытанием для сооружения. Уровень воды в водохранилище поднялся до исторической отметки 319 метров. Еще три — и вода была бы на гребне плотины.
«При достижении этой отметки по правилам и по проекту должны были быть открыты все затворы и расход в нижний бьеф составил бы 7,5 тысячи кубометров в секунду», — называет разрушительные цифры директор филиала «РусГидро» — Зейская ГЭС Михаил Сухомесов.
Фото: Архив АП
— Если бы весь этот паводок прошел по реке, не имея накопительной емкости, то смыло бы не только эти поселки (а их и не смыло, а подтопило), то смыло бы Благовещенск. Свою защитную функцию выполнила Зейская ГЭС, — уверен главный инженер АО «Ленгидропроект» Борис Юркевич.
При этом на берегах Буреи о паводках забыли — благодаря работе Бурейской и Нижне-Бурейской ГЭС, уверены в «РусГидро». Хотя последние годы притоки воды там тоже на исторических отметках, но об этом знают только энергетики — но не жители сел. «За последнее время паводки участились, а с 2013 года они повторяются практически ежегодно. И по наблюдениям с 1903 года мы вышли на более высокие паводки», — говорит директор филиала «РусГидро» — «Бурейская ГЭС» Андрей Попов.
«На севере горную Зею сдерживает плотина, но ее одной мало: ниже по течению река усиливается за счет крупных притоков: Селемджи, Депа, Большой Перы и других, которые регулярно выходят из берегов. Что делать? Вариант один — строить новую! Нужна Нижне-Зейская ГЭС. Над этим проектом думали давно, но вот сейчас намерены осуществить, — делает вывод тележурналист. — Противопаводковый объем водохранилища Зейской ГЭС — 11 кубических километров. Запланированные Нижне-Зейская (1 кубический километр) и Селемджинская (6,5 кубических километра) — добавят еще 7,5 кубических километра. Таким образом сток Зеи и Селемджи будет под контролем на 85 процентов. Сила паводка по берегам Зеи снизится в 4,7 раза. И даже в далеком Хабаровске — на 20 процентов».
— И поселки, и Благовещенск могут спать спокойно! — резюмировал главный инженер АО «Ленгидропроект» Борис Юркевич.
— Просчитанный экономический ущерб от паводка 2013 года разных уровней — от бюджета конкретного домохозяйства, где условно затопило курятник, до ущерба федерального и региональных бюджетов составил 80 миллиардов рублей. Это сопоставимо с суммой строительства одной гидростанции. Человечество еще не придумало ни одного способа борьбы с паводком, кроме как сохранение этих паводков в ложах водохранилищ, — констатировал генеральный директор «РусГидро» Виктор Хмарин.
Возрастная категория материалов: 18+
Нет Селемджинской и Нижне-Зейской ГЭС. Подождите еще лет 10-20. Власть сменится, а вместе с ней и приоритеты.
— VasyaЯ категорически против строительства ГЭС. Пусть РусГидро строят ГЭС на Москве — реке в столице . Льгот на электричество для населения Амурской области нет, все « братьям» китайцам пойдёт. Руки прочь от Амурской области!Господин губернатор, а как на счёт населения области ? Климат меняется из -за этих ГЭС.
— Федор22Из за 3 море погода в Амурской области изменилась не в лучшую сторону , а при строительстве еще 2 ГЭС совсем поменяется и не в лучшую сторону
— найк