• Фото: Ольга Батурина
  • Фото: Ольга Батурина
  • Фото: Ольга Батурина

Дым, свет и проценты

В драмтеатр на «Два процента» я отправилась с большим интересом. Началось все с театрального дыма и цветастого освещения. 

Женщину, которую называют 60 %, авторы раскрыли больше всех, есть даже кое-какая драма. Всю жизнь пенсионерка трудилась на заводе и лепила пельмени, но ее заменил автомат, который делает это быстрее, дешевле и эффективнее.

Итак, суть… Несколько людей — девушка-инженер 20 %, женщина 60 %, рэпер 7 %, «особенный парень» 0 %, девушка 13 % — живут на Марсе. Им там прохладно, и они ждут, когда им привезут что-то вроде отопительных приборов. Но не привозят. Они звонят на Землю, но там отвечают редко и без охоты. То есть они люди, не очень нужные для Земли. Проценты — показатели их КПД.

Машина лепит пельмени вместо человека: зачем на Красной планете люди?

И вот каждый из них рассказывает свою историю. 60 % — пенсионерка, которая трудилась на заводе и лепила пельмени. Но ее заменил автомат — он делает это быстрее, дешевле и эффективнее. Ее дети не очень-то хотят с ней общаться, хотя она пытается успокоить себя тем, что это их «умные дома» глючат и сбрасывают ее звонки. На Марсе она оказалась потому, что ее дети туда отправили в отпуск.

Эту героиню авторы показали глубже всех остальных, а амурская актриса Ольга Зорина отлично ее сыграла! Стоит подчеркнуть, что актеры областного драмтеатра подготовились к спектаклю всего за 5 дней! Это рекордные сроки, установленные правилами фестиваля, обычно на подготовку и репетиции постановок уходит не менее месяца.

«Маленькие, орущие засранцы»: Марс или дети?

Фото: Ольга Батурина

Теперь о себе рассказывает молодая 13 %. Ее роль исполнила Марина Бурлакова, и тоже неплохо.

— В моей семье все универсальные реципиенты. Люди, которым можно перелить абсолютно любую кровь, даже если она состоит из топливного масла. Когда роботы стали вытеснять людей с производства, мама согласилась на протезирование. Это потом оно стало обычным для людей с четвертой группой крови. У меня двенадцать племянников. Не потому, что сестры хотели большие семьи, а потому что каждый универсальный реципиент должен иметь не менее трех детей, — уточняет она. — Это его миссия, если это можно так назвать. Я с ними не вижусь, конечно. Это выше человеческих сил. Маленькие, орущие засранцы, которые родились для того, чтобы стать роботами. Или потому, что их матери и отцы не хотят на Марс.

Может быть, эту пьесу написал тот самый искусственный интеллект? А зачем все-таки людей на Марс отправили — ясно не стало.

Безумие, или Инструкция к тому, как НЕ раскрыть героя

Следом о себе дает знать 0 %. Актеру Максиму Червякову удалось показать чистое безумие.

— Я очень люблю животных, даже нашу морскую свинку Точку. Она похожа на булку хлеба. А когда она хочет есть, то превращается в сирену. Тогда мой брат дает ей капусту. Когда Точке страшно, она гудит, но капуста не помогает, конечно. Когда появилась робосвинка, Точке она так понравилась, что между ними мгновенно пробежала искра. Утром брат сказал, что робот и свинка больше не могут быть вместе. И Точка… больше не вернется. Когда меня забирали на Марс, я не гудел, хотя мне было очень страшно. Иногда я притворяюсь Точкой. Так можно забыть, кем я был на Земле. Кстати, я люблю почти всех животных. А капусту еще не привезли, — говорит 0 %.

«Я царица рэпа»

Фото: Ольга Батурина

Героя-рэпера 7 % отлично играл актер Ян Демидов. Он пытался показать этакого отвязного, крутого, но обиженного на мир музыканта. 

— Я представляю группу «Дыра», я представляю весь хип-хоп на Земле, я представляю себя. Сейчас, на Марсе. Я царица рэпа. Когда я думал насчет батла робота с человеком, я думал, что человек победит, потому что человек из всех этих двух самый харизматичный, самый эротичный, самый профессиональный. Не в обиду роботу. Понимаете, человек… Это провокатор… Не хочу сравнивать, но — как Бог. Что? Человека нельзя ни с кем сравнивать, человек — это человек. Из выбора делать дичь, прям совсем лютую, прямо грязь-грязь или делать грязь, но не прям совсем, я решил делать грязь, но не прям совсем, но совсем прям грязь — это чересчур. Мне кажется, будет жесть какая-то. Почему я ушел из «Дыры», мое субъективное мнение — не поделили что-то. Почему мне так не везет? Я говно? Ему два миллиона заплатили за участие, мне за батл заплатили пятнадцать тысяч, — жалуется рэпер.

Беседы с роботом Вопросом

Последний человеческий герой здесь девушка-инженер 20 %. У актрисы Екатерины Мартыновой, сыгравшей эту роль, было больше всего реплик. Она то дозванивалась до Земли, то говорила с роботом Вопросом, которого сделала сама. Земле 20 % говорит, что у нее падает мотивация и она не может больше агитировать и мотивировать других марсиан. 

«Тот, кто был 0 %, теперь 0 %»

Фото: Ольга Батурина

В дело вступает робот. 20 % учит его давать мотивацию марсианам. И вот они так сильно мотивируются, что их КПД вырастает в разы.

Как сказано в тексте пьесы, «тот, кто был 20 %, теперь 80 %. Тот, кто был 60 %, теперь 68 %. Тот, кто был 13 %, теперь 20 %. Тот, кто был 7 %, теперь 13 %. Тот, кто был 0 %, теперь 0%. Тепло. Марс. Перед механизмом отопления очередь из желающих работать. 68 % заведует продовольственным отделом, 13 % достраивает сцену на День Марса, 20 % шьет с другими марсианами костюмы для выступлений, 0 % без дела».

Любовь и роботы

Услышав от 80 %, что его любят не только на Марсе, но и на Земле, робот Вопрос интересуется: «А что такое любовь?»

— 80 %: Посмотри в Сети.

— Вопрос: Смотреть любовь онлайн без регистрации в хорошем качестве. (Загружает.) А мне есть 18 лет?

Робот Вопрос со сцены амурского драмтеатра уходил эпично. У него постепенно отказывали конечности и в конце концов он упал без признаков функционирования.

— 80 %: Любовь — это когда люди заботятся друг о друге, помогают, вместе смеются, смотрят старое кино. Фиксиков, например.

— Вопрос: А кто такие фиксики?

— 80 %: Большой-большой секрет.

— Вопрос: То есть любовь — это секрет.

В игру вступает 0 %, который услышал слово «секрет» и решил начать его выпытывать. Тут он уже становится адекватным и рассказывает, что поехал на Марс вместо своего брата. Затем следует диалог робота и 80 % про смысл жизни и любовь. И вдруг робот очеловечивается!

— Рядом с людьми я поняла, что вы больше, чем серийный номер, — говорит Вопрос. — Вы любите тепло, хайповую музыку, создавать вопрос на пустом месте. Вы люди, а не проценты. Если помогаешь человеку, то помогаешь всему человеку, какой он есть, а не каким хочешь, чтобы он был. Нельзя об этом забывать ни на Марсе, ни на Земле. На Марсе другая погода, другой климат, другой рельеф, но люди везде одинаковые. И всем одинаково хочется, чтобы их любили и берегли. Мы все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны. Не воздавайте злом на зло или ругательством на ругательство.

Слезы и боль программиста

Затем робота забирают на Землю. Он плачет. По тексту пьесы 80 % в финале просто сидит с обломками от робота. Но режиссер Михаил Лебедев решил обыграть момент красиво — робот Вопрос со сцены амурского драмтеатра уходил эпично. У него постепенно отказывали конечности, и в конце концов он упал без признаков функционирования.

«Не в обиду»

Фото: Ольга Батурина

После спектакля зрители активно задавали вопросы. Некоторые даже оценили новаторскую идею авторов. Кто-то воспринимал происходящее всерьез, кто-то стыдливо смеялся. Режиссер и актеры внимательно слушали комментарии. Рядом с ними оказались авторы пьесы — драматурги Мария Бакланова и Мария Гладких. «Вышли на амбразуру, не жалея себя», — подумала я. 

Фото: Алексей Сухушин

— Не в обиду. Но это как раз тот случай, когда я сам за эту пьесу не взялся бы. Это больная и интересная тема. Но форма… Не жанр, а сам язык… не совсем мой. Но дальше не мне судить, а вам всем, — мягко высказался Михаил Лебедев.

«Прекрасные артисты, но им там делать нечего»

Фото: Ольга Батурина

К постановке претензий нет — и режиссер, и актеры, и все причастные к реализации отработали на 100 процентов: драмтеатр хорошо позаботился об организации нестандартного мероприятия. А вот почему пьеса называется «Два процента» — этим вопросом задалась, в том числе, и театральный журналист, главный редактор интернет-журнала «Мнение» Лариса Каневская.

Фото: Алексей Сухушин

— Я читала эту пьесу. Никакой слезы там не наблюдается, только удивление. И я очень жалела режиссера и думала: «Как же он справится с этим ужасным текстом?» Вот что такое хорошая режиссура. Спасибо актрисам, Мише Лебедеву. Потому что это сделано было тонко, мастерски. Прекрасная работа со светом. Все сделано из ничего. И соглашусь со всеми ролями. Прекрасные артисты, но им там делать нечего просто. Они не прописаны в пьесе. Совершенно нет персонажей. Они не закончены. Они брошены. А что такое «два процента»? Обсуждать эту вещь как спектакль просто смешно. Ребят, 5 дней работы. Актеры просто бесподобны! Особенно девушка-робот, — высказалась главред «Мнения».

Фото: Ольга Батурина 

Возрастная категория материалов: 18+