Расцвет наливаек
История работы властей с незаконно работающими «наливайками» еще несколько лет назад многим казалась борьбой с ветряными мельницами. В жилые дома пивнушки начали активно заходить с начала 2000-х. Тогда жильцы познали все прелести нового соседства: пьяные драки под окнами, справление нужды в подъездах и филиалы баров на детских площадках и лавочках.
Вообще в нашем регионе (как и во многих других) продажа разливного пива в магазинах, которые находятся в многоквартирных жилых домах (МКД), запрещена. Но находчивые владельцы «наливаек» просто переоформляют свои точки в заведения общепита, убивая таким образом сразу двух зайцев. Во-первых, обходят запрет на продажу алкоголя в домах, во-вторых — продают спиртное после девяти вечера, чего не имеют права делать магазины.
Кроме того, согласно законодательству, для продажи пива, медовухи и слабоалкогольных напитков не нужна лицензия и, как следствие, оформление для работы юридического лица. Поэтому владельцы псевдобаров, как правило, встают на учет в качестве ИП — штрафы здесь ниже, чем для юрлиц. Несуровое наказание и высокая рентабельность бизнеса привели к тому, что «наливайки» начали открываться повсеместно. Проблема вышла на федеральный уровень. И пять лет назад Правительство России передало регионам и муниципалитетам полномочия по контролю за работой алкомагазинов.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал Все самые важные новости короткой строкой
Хронические нарушители
— Последние пять лет мы делим на два периода: 2019 год и 2022–2023. В первые три года, получив полномочия, регион активно начал бороться с нарушителями, — рассказала заместитель министра экономического развития и внешних связей Амурской области Татьяна Величко. — Была проведена большая работа, оформлено почти 200 постановлений с соответствующими штрафными санкциями. Часть владельцев не соглашались и шли в суд: за три года прошло больше 300 судов. В итоге количество псевдобаров сократилось больше чем в полтора раза.
С прошлого года на территории Благовещенска можно торговать алкоголем в жилых домах только в магазинах площадью от 130 «квадратов». Кроме того, Благовещенск, Свободный, Белогорск и Зея увеличили границы прилегающих к образовательным организациям территорий, на которых запрещена розничная продажа алкоголя до 100 метров.
На самом деле любая работающая в многоквартирном доме «наливайка» нарушает закон. Магазину разливной алкоголь без лицензии продавать в МКД запрещено. Общепиту наливать можно, но «наливайки» этому статусу не соответствуют. 171-й федеральный закон прописывает три признака общепита. Первое — в таких объектах алкоголь продается во вскрытой таре. Второе — обязательно при оказании услуг общественного питания, третье — употребляется в месте продажи. В местных «наливайках» не пьют, как в барах — по сути, они являются магазинами. А значит, нарушают закон.
Однако 2022 год и пандемия подарила таким бизнесменам мораторий на проведение проверок. Получив жалобу, специалисты минэкономразвития региона уже не могли, как раньше, выехать на проверку, сделать контрольную закупку алкоголя и возбудить административное дело. Выезд нужно было согласовать с прокуратурой, а она в большинстве случаев в контрольных мероприятиях отказывала. Поэтому в основном регион проводил профилактические мероприятия: профвизиты, объявление предостережений и проведение консультаций. Владельцам бизнеса рассказывали, что является нарушением закона, и советовали работать в рамках правового поля. Однако владельцы пивнушек излишней сознательностью не страдали — в итоге за последние два года количество псевдобаров опять начало расти.
Возвращение проверок
Но возвращаться к эпохе безнаказанной работы «наливаек» никто не даст. Осенью прошлого года правительство упростило процедуру проведения надзорных мероприятий по отношению к организациям, торгующим алкоголем и сигаретами. А еще с прошлого года в регионе действует закон, согласно которому заведения общепита, где продают спиртное, должны иметь зал общей площадью не меньше 60 квадратных метров.
— С этого года федеральное правительство дало регионам возможность формировать планы выездных мероприятий на такие объекты, на которые поступали жалобы, — отмечает Татьяна Величко. — Да, мы не можем оперативно выезжать на объект после того, как на него поступила жалоба. Но собираем в течение квартала все обращения от жителей и все равно в итоге приезжаем с проверкой.
Если контрольная закупка выявляет нарушение, возбуждается административное дело, и как следствие — штраф.
«Мы постоянно находимся в диалоге с владельцами таких точек. Объясняем, что работать, нарушая законодательство, нельзя. Вариант «заплачу пару штрафов и буду торговать спокойно» не сработает, — говорит замминистра. — Мы будем продолжать свою работу, проводить профилактические и контрольные мероприятия, пока предприниматель не перестанет нарушать закон».
Отсидеться не удастся: проверка на законность ждет все псевдобары
2180
предпринимателей и юрлиц продают в регионе алкоголь. Из них только 360 являются лицензиатами, реализующими крепкий алкоголь
У каждого владельца «наливаек» свой ресурс прочности. Кто-то быстро устает платить штрафы, кто-то до последнего не может поверить, что работать так, как хочется, а не так, как разрешено, ему не дадут. Некоторые перепродают свой бизнес, скромно умалчивая о проблемах и наказаниях за такой вид деятельности. Но все больше предпринимателей, осознавая, что перспектив работы с нарушениями нет, перепрофилируют свой бизнес.
— Мы все эти точки знаем наизусть. И когда ты идешь по городу и видишь, как на месте наливайки, на которую неоднократно жаловались жители, появляется офисное помещение, книжный или цветочный магазин, понимаешь, что наш город движется в правильном направлении, — говорит Татьяна Сергеевна.
Есть, конечно, и те, кто упирается до конца (но не победного). Например, известный на всю область своими нарушениями магазин «Север». «На сегодняшний день из четырех магазинов работу продолжает один, в силу судебного решения они сменили вывеску, продолжают работать до 23 часов: реализуют продукты, — рассказала Татьяна Величко. — Их работа находится под контролем, в случае выявления новых нарушений будут приняты соответствующие меры».
Закон для «Аиды»
Скандально известный продуктовый магазин «Аида» в районе КПП закрылся. Фото: economy.amurobl.ru
Хороший пример здесь — известная благовещенцам точка «Аида».
— Жалобы на этот магазин поступали в течение пяти лет. В общей сложности было выписано порядка 9 миллионов штрафов. Сейчас они закрыты, в помещении идет ремонт. Мы держим связь с владельцами, интересуемся, помнят ли они о необходимости вести бизнес в соответствии с законодательством. Недавно узнали, что здесь откроют цветочный магазин. Это прекрасно! — улыбается замминистра экономразвития.
Вариант «заплачу пару штрафов и буду торговать спокойно» уже не сработает — проверки будут продолжаться.
Конечно, сегодня в первую очередь региональные органы власти проверяют работу тех псевдобаров, на которые жалуются жители. Хотя в городе есть точки, которые продают алкоголь до 9 вечера и чьи клиенты не дебоширят на придомовой территории. Однако закон един для всех — и рано или поздно к каждому псевдобару, который работает в обход закона, придут контролирующие органы. Вопрос в том, захотят ли дожидаться этого момента владельцы, или все же решат самостоятельно сменить вид бизнеса на законный.
На карандаше у жителей
Ускорить работу с «наливайками» могут сами жители: минэкономразвития региона напоминает, что принимают жалобы от жителей по телефону, в сообщениях мессенджеров, на личных приемах. Чем больше активности и сознательности проявляют люди, недовольные незаконной работой «наливаек», тем быстрее к владельцам таких точек придут. Несколько проверок — уже повод обратиться в суд с требованием закрыть точку за систематические нарушения законодательства. Так что отмахиваться от жалоб жителей домов у «наливаек» уже не получится: проверки проводятся в обязательном порядке по каждому обращению.
Сообщить о фактах нарушений продажи алкогольной продукции или записаться на профилактический визит в министерство экономического развития и внешних связей области можно по электронной почте departament@economy.amurobl.ru, по телефону горячей линии 8-914-538-39-80
или через «Государственные услуги».
Также еженедельно заместитель министра Татьяна Величко проводит личный прием, на котором можно также сообщить о фактах нарушений.
Выход для псевдобаров
80
процентов алкомагазинов в Амурской области — это псевдобары
Владельцы таких «наливаек» жалуются, что они бы и рады вести бизнес законно — вот только им этой возможности не дают. Некоторые даже обвиняют власти в снисходительном отношении к сетевым алкомаркетам — мол, они же торгуют спиртным в домах. Однако алкомаркеты являются юридическими лицами и получают лицензию на торговлю спиртным, а еще соблюдают ограничение: площадь магазина должна быть не меньше 130 «квадратов» в МКД. Владельцы «наливаек» могут также оформить и юрлицо, и лицензию, и торговать спиртным на законных основаниях. Однако делать этого не хотят: не выгодно. Во-первых, ответственность для юрлиц гораздо выше, лицензия накладывает определенные обязательства. А значительную часть выручки «наливайки» получают как раз благодаря тому, что нарушают закон: продают алкоголь после девяти вечера, когда алкомаркеты законопослушно закрывают двери или торгуют только продуктами.
Регион получил право запретить продавать алкоголь в общепите в домах
Четырнадцатого февраля этого года принят федеральный закон, который дает право субъектам ограничивать время реализации алкогольной продукции в объектах общественного питания (за исключением ресторанов), расположенных в многоквартирных домах. Если регион примет решение о запрете, статус заведений общепита не будет развязывать руки владельцам таких точек. «Мы сейчас изучаем этот вопрос, точно сказать, будет ли в нашем регионе введено данное ограничение, пока не могу», — отметила Татьяна Величко.
Алкомороженое под надзором региона
Алкогольное мороженое убрали из списка исключений. Фото: economy.amurobl.ru
Еще одна проблема, которая появилась буквально полгода назад, — алкогольное мороженое. В самой продукции ничего криминального нет, однако место и время его продажи вызывают серьезные опасения.
— Когда мы поднимали вопрос о необходимости регулирования продажи такой продукции, в Амурской области алкогольное мороженое еще не продавали. Можно сказать, сработали на опережение, так как понимали, что рано или поздно эта волна дойдет и до нас, — рассказала Татьяна Величко. — Так и случилось: осенью первая точка появилась в «Островах». Мы же все понимаем, что там любят проводить время подростки.
«Алкомаркеты строго соблюдают законодательство, в основном нарушители — псевдобары», — подчеркивает Татьяна Величко.
При этом доля алкоголя в таком мороженом растет: если поначалу она была около 8 %, то сегодня можно найти продукцию крепостью 15 %.
— Мы организовали профилактический визит к этому предпринимателю, выдали предостережение, деятельность его не приостанавливали. Но рассказали, что с этого года данная продукция относится к алкогольной и ее можно продавать только имея лицензию. А значит — оформить юридическое лицо. Здесь подключаются соответствующие требования: площадь помещения для продажи не меньше 50 «квадратов» и так далее, — отмечает Татьяна Величко. — На сегодняшний день вопрос не закрыт. Мы же понимаем, что такую продукцию планировалось продавать в общедоступных местах, таких как торговый центр. На сегодня неизвестно, оформит ли предприниматель лицензию, откажется ли от продажи мороженого. Но надеемся, что, если будут нарушения, амурчане, которые беспокоятся о здоровье своих детей, внуков, сообщат нам об этих фактах.
Минздрав России предупреждает: чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью.
Новости Амурской области в телеграм-канале — постоянно в течение дня
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии