• Фото: Архив АП
  • Фото: freepik.com

В поисках чайника

— Мы с семьей переехали в Поярково три года назад. До этого всю жизнь я жила в Благовещенске. Городским не понять «покупательских» проблем людей из села, — уверена Оксана Калинина. — Нашел хороший рецепт торта? Теперь попробуй найди для него сливки нужной жирности. У ребенка концерт? Давай, отыщи колготки необходимого цвета. И так во всём! Я до сих пор «спотыкаюсь» при желании что-то надеть, приготовить, подарить: если тебе нужно купить в магазине что-то определенное, 90 процентов — этого ты не найдешь.

41

процент — на столько выросло количество продавцов из Амурской области на «Вайлдберриз»

При этом Поярково — административный центр, где магазинов, по словам Оксаны, не так мало. Однако ассортимент не радует.

— Например, тебе нужен чайник. У наших предпринимателей ты найдешь две-три модели очень бюджетного сегмента. А я хочу хороший, «Тефаль»! Но его сюда никогда не привезут. Вещи в основном рассчитаны на возрастную категорию покупателей: цветочки, рюши, — делится наболевшим бывшая благовещенка. — Попробуйте одеть ребенка к школе: три фасона платьев, несколько блузок и пара классических юбок, один вид брюк. Вариант съездить за покупками в Благовещенск тоже затратный. Если нет машины — автобус. А это 600 рублей на человека в одну сторону. Маме с двумя детьми это 3,6 тысячи в обе стороны только на дорогу.

«Мы тоже люди»

Небольшой ассортимент в сельских магазинах обусловлен маленьким количеством покупателей. К тому же процент пожилых людей в глубинке выше, чем в городах, что тоже накладывает отпечаток на средний запрос покупателей. Но не стоит забывать и о том, что Амурская область — аграрная, сельхозпредприятий в регионе немало. Причем зарабатывают специалисты в сфере АПК неплохо, интернет и телевидение тоже есть у всех. Соответственно, за свои деньги люди хотят иметь красивую стильную одежду, бытовую технику «как в рекламе», «модную» посуду, одевать детей в марки известных брендов и так далее. Сельские магазины удовлетворить этот спрос не в состоянии.

— С одной стороны, я понимаю предпринимателей, у которых выручка небольшая, а платить налоги, аренду нужно. И они привозят самый ходовой товар. Но ведь мы тоже люди! И хотим иметь такой же выбор, как благовещенцы, — чем мы хуже? И когда к нам пришел «Вайлдберриз» — я была готова танцевать от радости. Теперь там беру всё. И хороший корм для кота, который сюда просто никогда не привезут, и несезонную одежду, и обувь. И гипоаллергенный гель для стирки — да просто всё! С одной стороны, конечно, жалко предпринимателей, которые теряют свой бизнес. Но на другой стороне — все сельские жители. У нас даже бабушки начинают осваивать «Вайлдберриз» — понимают, что это выгоднее. Так что жителям ПВЗ только пользу приносят, — уверена жительница Пояркова.

Черная метка для бизнеса

— Новость об открытии пункта выдачи для нас — как черная метка, он не оставляет шанса на выживание, — говорит предприниматель из Зейского округа, попросивший не указывать его имени (большинство бизнесменов вообще соглашаются говорить на эту тему только на условиях анонимности. — Прим. АП). — Да толку, что мы жалуемся. Это похоже на ситуацию с дочкой и падчерицей из сказок. И вот мы у государства — та самая падчерица.

Дело в том, что работа офлайн-магазинов в России регулируется, и серьезно. Предприниматели платят налоги, работают с программами ЕГАИС и «Честный знак», за соблюдением продажи товара, его хранения, отчетности следят надзорные органы.

— Нас за любой чих штрафуют. А на пунктах выдачи надзорные органы проверяют условия хранения товаров? А за просроченную продукцию несут ответственность? — возмущается еще один предприниматель из Бурейского района. — После того как у нас пункт выдачи открыли, у меня выручка упала раза в два. У моих коллег в других районах, куда заходят маркетплейсы, ситуация примерно такая же. При этом мы платим налоги — в бюджет муниципалитета в том числе, предоставляем рабочие места, у нас есть и социальная функция: ведь не все люди готовы покупать онлайн. И не всё на этих маркетплейсах купить можно. Только нас душат со всех сторон, а ПВЗ работают себе без всяких хлопот.

Битва ценников

Фото: Архив АП

Проигрывают маркетплейсам предприниматели не только в ассортименте, но и в цене.

— Местные магазины не могут выставить цены на уровне «Вайлдберриз», — объясняет предпринимательница из Магдагачей. — На территории области производств немного, большинство товаров едет из западной и центральной части России: доставка сильно влияет на конечную цену товара. Плюс местные предприниматели не могут закупить партию напрямую у производителя — у нас не такие большие объемы. Мы покупаем товары у оптовиков, у которых тоже есть своя наценка. Теперь учтите расходы на все налоги, зарплаты и отчисления за сотрудников — и поймете: мы никогда не сможем конкурировать по цене с маркетплейсами.

«За последние четыре года мы наблюдаем активный — более чем пятикратный — рост числа пунктов выдачи в Амурской области. Сейчас их количество превышает 160, существенная доля из которых — партнерские ПВЗ. И мы планируем только наращивать их число», — сообщила пресс-служба объединенной компании Wildberries & Russ.

По словам предпринимательницы, раньше «бичом» для местного бизнеса были совместные закупки — это система, при которой один человек делает заказ как бы для себя, но по факту предлагает купить товар разным людям. Выгода в том, что такой заказ крупнее обычного розничного, и цена на него тоже оптовая, что выгодно покупателям. Организатор закупок имеет процент за сбор заказов, оформление и раздачу товара.

— Порой наши предприниматели встречают багаж, а рядом — такой вот «организатор совместных закупок», — объясняет она. — И его багаж раза в три больше, чем у тех, кто торгует официально, платит аренду, налоги, оформлен как предприниматель. А совместные закупки — это «серый бизнес»: организатор ни за что не отвечает, он только доставляет товар. Ничего не напоминает? Мы, владельцы магазинов, несем самые большие расходы, а самую большую прибыль имеют те, кто не заботится о соблюдении законодательства.

Но если с «совместными закупками» бизнесмены еще как-то могли бороться — ведь, по сути, такая деятельность является незаконным предпринимательством и здесь легко доказать уход от налогов — то работа пунктов выдачи федеральных маркетплейсов официальная. А значит, шансов на выживание у маленьких магазинов на селе просто не осталось.

Проблемы выживших

Фото: freepik.com

— Сегодня на маркетплейсах люди заказывают всё: от бытовой химии до мелкой мебели, от круп и кофе до одежды, обуви. Практически все категории товаров там представлены, — говорит предприниматель из Бурейского района. — Да, пока есть категория пожилых покупателей, которые не пользуются или практически не пользуются интернетом. Но их, как это ни прискорбно, становится всё меньше.

Что же тогда останется востребованным в магазинах? Как правило, это скоропортящиеся продукты: молочные и мясные товары, фрукты и овощи, хлеб и другая выпечка. Вот только проблема в том, что существенная часть из них — социально значимые товары, наценка на них невелика и окупить аренду, налоги, обязательные платежи (не говоря уже о чистом доходе) с помощью только продуктов нельзя.

Сейчас доля интернет-торговли в Амурской области немного ниже, чем в целом по стране: в России на онлайн-канал приходится около 15 % от всех покупок в рознице, в регионе — пока 12,2 %, по данным всероссийской Ассоциации компаний интернет-торговли.

Тенденция «предприниматель закрыл магазин и пошел работать в найм» последнее время характерна для многих маленьких поселков Приамурья, куда пришли пункты выдачи «Вайлдберриз» или «Озона». Плюс такой тенденции для потребителей понятен, а вот минусы не так очевидны.

Первое — это налоги. В основном индивидуальные предприниматели, которые держат точки в сельской местности, применяют патентную систему налогообложения (ПСН). Налоги с ПСН полностью перечисляются в местный бюджет. А налоги на имущество и землю — в бюджет муниципального образования, рассказали «Амурской правде» представители УФНС России по Амурской области.

Второе — рабочие места. Правда, такие точки, как правило, не имеют больше одного продавца, поэтому существенного влияния на рынок труда этот фактор, конечно, не оказывает. Дистанционные покупки усложняют покупателям и защиту прав. Если в магазине ты купил бракованный товар, ты можешь принести его к продавцу и зачастую решить проблему на месте, то здесь разбираться приходится через электронные письма с крупнейшей федеральной площадкой.

Колбаса под заказ

Фото: Архив АП

Но самое главное — доступность товаров. Да, непродовольственные категории заказывать на маркетплейсах удобно. А вот что же будет с продуктами? Ведь доходы от бытовой химии, игрушек, канцелярии перекрывали небольшую наценку на них. Теперь же местным продавцам оставили только нишу для продуктов, которые требуют особых условий хранения (холодильник, морозильник), скоропортящиеся категории (в основном это овощи и фрукты), а также молоко и хлебобулочные изделия.

23

миллиарда рублей составил объем интернет-торговли в Амурской области за 8 месяцев этого года. Это на 58 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом около 96,6 % от общего объема — это покупки на внутреннем рынке, в российских онлайн-магазинах

Совсем такие магазины, конечно, не исчезнут. Но, вероятно, останутся только в форме маленьких продуктовых отделов с небольшим набором самого необходимого. И, скорее всего, располагаться они будут возле ПВЗ.

Есть и еще один вариант — местные производители могут встроиться в цепочку маркетплейсов или создать свои интернет-магазины. Первый вариант пока что маловероятен — в этом случае федеральным операторам придется выстраивать новые логистические цепочки и обеспечивать режим хранения товаров.

А вот второй вариант уже озвучивал представитель амурской компании «Серышевский» на всероссийском форуме «Дни ретейла», который прошел осенью в Благовещенске. Тогда управляющий партнер компании Дмитрий Рева предложил амурским производителям объединяться и организовывать доставку свежей продукции на дом покупателю: нужную для этого инфраструктуру «Серышевский» сейчас развивает. При таком варианте развития событий офлайн-магазинов в маленьких поселениях действительно может не остаться. В этом случае желание покупать на маркетплейсах обернется для сельских жителей необходимостью ехать за товаром, который нужен здесь и сейчас, в города.

Амурчане покупают на «ВБ» отбеливатели и сварочные аппараты

С начала этого года объем товаров, которые приобрели амурчане на «Вайлдберриз», вырос в полтора раза. Причем речь идет о натуральном выражении, то есть в штуках. Если же говорить о деньгах, которые потратили жители региона на этом маркетплейсе, то с начала года рост составил 76 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого.

Жительница Поярково: «Если в Благовещенске можно купить всё в одном торговом центре, то в селах отделы и магазины раскиданы по всему поселку. И далеко не факт, что ты найдешь нужное. А на маркетплейсе всё можно забрать в одном месте».

— Самыми популярными категориями в регионе являются одежда, товары для красоты, обувь, белье, текстиль для дома, смартфоны и аксессуары, автомобильные товары, посуда и инвентарь, спортивная одежда, — прокомментировали «Амурской правде» в пресс-службе объединенной компании Wildberries&Russ. — Среди конкретных артикулов, которые пользуются особой популярностью у амурчан: кислородный отбеливатель (абсолютный лидер продаж во многих регионах России), фиксирующий гель для бровей, различные маски для лица и патчи для глаз, носки, полотенца и, как ни странно, инверторный сварочный аппарат.

Амурские предприниматели: «Новость об открытии пункта выдачи для нас как черная метка: они не оставляют шанса на выживание».

Как электронная торговля завоевывает область

Фото: freepik.com

«Самый большой показатель за это десятилетие» — так характеризуют аналитики рост развития интернет-торговли в Амурской области. За январь — август 2024-го он составил 58 процентов. При этом на Дальнем Востоке есть и более впечатляющий результат. Так, на Чукотке рост развития интернет-торговли с начала этого года — 90 %, более 70–80 % — в Бурятии, Якутии, Еврейской автономной области и на Камчатке.

— Дальневосточный федеральный округ впервые в 2024 году стал абсолютным рекордсменом в стране по динамике роста рынка e-commerce (электронная торговля. — Прим. АП.), — прокомментировали «Амурской правде» представители Ассоциации компаний интернет-торговли. — Такие показатели связаны с активностью самих компаний интернет-торговли: их инвестициями в развитие логистической инфраструктуры на местах, налаживанием эффективных партнерских связей с региональным бизнесом, в том числе и многочисленных коллабораций. Это позволило сделать более доступной доставку огромного ассортимента товаров для жителей и Амурской области в том числе.  

Амурские предприниматели: «Новость об открытии пункта выдачи для нас как черная метка: они не оставляют шанса на выживание».

Если говорить о популярных товарах, то лидеры по динамике роста продаж — товары для творчества. В два раза выросли суммы покупок в этой категории и почти в два раза (на 189 процентов) — в категории «автозапчасти и автоаксессуары». Более чем на 120 % — продукты питания, подарки и цветы. В полтора раза — аксессуары, инструменты и ювелирные изделия.

— При этом заметный рост среднего чека наблюдается только в категории «зоотовары» — стоимость покупки выросла на 218 %, до 3269 рублей, — отмечают в ассоциации. — В остальных категориях изменения либо в пределах размера инфляции, либо средний чек уменьшился. Так, в категории «продукты питания» этот показатель снизился на 28 % (811 рублей), что при общем росте объемов продаж на 125 % говорит о том, что амурчане стали чаще заказывать продукты в интернете. Сейчас e-commerce в регионах растет динамичнее, чем в столице: как доказательство — показатели Дальневосточного округа и в том числе Амурской области. На наш взгляд, эта тенденция продолжится и в перспективе.

Комментарии

Игорь Радченко, бизнес-омбудсмен Амурской области:

—  Для предпринимателей приход маркетплейсов в маленькие населенные пункты всегда очень болезненный, и это касается не только Амурской области, такая ситуация по всей стране. Но для рядовых жителей открытие пунктов выдачи дает доступ к огромному ассортименту товаров. При этом удержать клиентов такие офлайн-магазины просто не могут — условия работы не равны. По новым стандартам, чтобы организовать рабочее место сотруднику, владельцу магазина нужно потратить десятки тысяч рублей. А еще платить налоги, быть готовым в любой момент к проверке, если тебя заподозрили в недобросовестном ведении бизнеса.

Нельзя сказать, что торговля уходит из сел. Мы наблюдаем сегодня, как одна форма ведения бизнеса сменяет другую. Ведь открывающие пункты выдачи люди — это тоже предприниматели, но работающие в новом, востребованном обществом формате. Однако здесь поднимает голову еще одна важная проблема, о которой предпринимательское сообщество уже больше года говорит на федеральном уровне — необходимость законодательного регулирования действий маркетплейсов. Амурские предприниматели тоже заходят на эту площадку и в качестве продавцов товаров. К нам уже обращались с жалобами на то, что такие площадки могут менять в одностороннем порядке условия работы, причем неограниченное количество раз. Раз интернет-покупки становятся всё более популярны у людей, их необходимо регулировать законодательством на том же уровне, что и офлайн-торговлю.

 

«Это распределение трат на онлайн-покупки, кроме пятой строчки, отличается от общероссийского рейтинга: в целом по России на первом месте продукты питания, далее идут товары для дома и мебель, одежда и обувь, электроника и бытовая техника» — отмечают в Ассоциации компаний интернет-торговли.

 

Возрастная категория материалов: 18+