Фото: Иван СергеевФото: Иван Сергеев

Повышают урожайность томатов

Известный русский ученый и ботаник Тимирязев говорил, что луч света, упавший не на растение, навсегда потерян для человечества. Активность растения — его плодоношение, созревание — напрямую зависит от активности солнца. Чем больше солнечной энергии приходит, больше джоулей, тем выше урожайность.

— Год от года солнце меняет свою активность. Световой энергии доходит меньше. В этом году, наверное, самый низкий показатель за всё время наших наблюдений. У нас стоит огромное количество датчиков — систем, которые всё это определяют. Это один из важнейших показателей при работе в защищенном грунте, — пояснил Андрей Лозовский. — Шмель — еще один неотъемлемый участник процесса выращивания. Они у нас находятся только на томатах. Завозим шмелей в теплицу задолго до появления плодов — когда выставляем рассаду. При появлении первых цветков их надо опылять.

«Россияне» плохо работают: если погода пасмурная, из улья даже не показываются, а «голландцам» всё равно — трудяги», — говорит Андрей Лозовский.

Голландские трудяги

Пчелы — удивительные создания, но шмели — настоящие герои среди перепончатокрылых этого семейства. Они — незаменимые помощники при выращивании культур закрытого грунта. По словам агрономов, использование шмелей для опыления овощей дает прибавку урожая до 50 процентов. При этом они менее агрессивны, чем пчелы. И скорость полета шмеля вдвое выше.

— Шмели — голландского производства, прилетают к нам из Москвы. И они очень дорого стоят. Мы покупаем их за евро, поэтому цена зависит от курса валюты. Растет курс — шмели дорожают. И плюс еще доставка авиатранспортом. А шмели к нам каждые две недели прилетают. Очень дорогое удовольствие, — констатирует гендиректор «Тепличного». — Мы пытались сотрудничать с отечественными производителями, но «россияне» плохо работают: если погода пасмурная, из улья даже не показываются, а «голландцам» всё равно — трудяги.

По словам агрономов, использование шмелей для опыления овощей дает прибавку урожая до 50 процентов. При этом они менее агрессивны, чем пчелы, а скорость полета шмеля вдвое выше.

Их век ограничен порцией

Доставляют шмелей в уликах: внутри есть матка и заложен определенный набор питательных веществ для жизни шмелиной семьи. Его состав держат в секрете. Со временем питательный раствор заканчивается, и насекомые теряют свои рабочие качества. 

Агрономы «Тепличного» пробовали подбирать питательные вещества, но безрезультатно. Так что шмелей ничем не подкармливают. Поэтому их век ограничен порцией питания, заложенной производителем. Этим и живут.

— Поставщикам короткая жизнь шмелей выгодна, это чисто коммерческая история. Отработали — купите у нас еще. Поэтому процесс смены постоянный. Каждый месяц шмелей приходится обновлять, запускать в теплицы новую партию, — объясняет Андрей Викторович. — Количество шмелиных семей зависит не только от площади выращиваемых культур, но и от времени года. Потому что разная активность солнца, цветы на растениях разные осенью и весной. В зависимости от сезона заказываем определенное количество.

Ульи со шмелиными семьями крепятся между рядами томатов на опоры. Они постоянно открыты, но шмели никого не кусают.

— Они воспитанные, — улыбается Андрей Лозовский. — Процесс опыления такой же, как и если бы они были на свободе. Что интересно: мы продлеваем растениям день досветкой, чтобы повысить урожайность, но шмели работают четко определенное время, подчиняясь только своим биологическим часам. Утром проснулись, вылетели, всё опылили — и далее в течение дня живут по своему распорядку. Хотя ночью в теплице горит свет, они отдыхают. Природу не обманешь, на самом деле.

 «У шмелей непростая судьба»

Ульи с семьями крепятся между рядами томатов: они постоянно открыты, но шмели никого не кусают. Фото: Иван Сергеев

Летучий голландский груз проходит обязательный ветконтроль. Если вдруг происходит падеж или случается что‑то еще, компания-поставщик выясняет причины и заменяет партию. Был период, когда из‑за отсутствия санитарных служб благовещенский аэропорт не принимал такие грузы. Шмели прилетали самолетом в Хабаровск, оттуда уже автотранспортом предприятие доставляло ульи в Благовещенск.

— А еще нас очень сильно удивляют доставщики: они то забывают загружать ульи в самолет, и наши шмели остаются в Москве, то уже в благовещенском аэропорту забывают выгрузить ульи из самолета, и шмели улетают обратно. Уже раз шесть такое было, — замечает руководитель комбината. — Удивляемся, как такое может произойти?! Ульи в авиалайнере стоят на специальном поддоне, средний вес которого в пределах тонны. И службы транспортировки при разгрузке самолета как‑то умудряются не заметить этот поддон с бело-желтыми коробками — отправляют груз обратно в Москву. Последний раз сотрудники нашей агрономической службы приезжают в аэропорт: документы есть, а шмелей нет. Перехватили их уже где‑то в Новосибирске, перегрузили на другой лайнер и вернули в Благовещенск. Так что у шмелей непростая судьба.

***

Гендиректор благовещенского «Тепличного» рассказал о вертикальных фермах и новых салатных линиях

Возрастная категория материалов: 18+