Фото: «Амурская правда»Фото: «Амурская правда»

От Айгунского договора до «железного занавеса»

История экономических связей между берегами Амура, как указывает Ольга Залесская, уходит корнями в середину XIX века. Именно Айгунский (1858 год) и Пекинский (1860 год) договоры, определившие границы, открыли эпоху активного сообщения. Население приграничья свободно перемещалось через Амур для решения бытовых и торговых вопросов. Благодаря этому стихийная, но оживленная коммерция стала неотъемлемой частью жизни региона. Даже в годы гражданской войны эти связи не угасли и помогли местным жителям выживать.

Первоначальный культурный обмен в рамках туристических поездок быстро уступил место двухсторонним шоп-турам.

Эпоха взаимодействия сменилась десятилетиями изоляции в 1930-х, когда границы наглухо закрылись. Непродолжительная оттепель после появления Китайской Народной Республики на карте мира вновь сменилась заморозкой. И лишь в 1980-е годы, на фоне общего улучшения отношений между Москвой и Пекином, у приграничного сотрудничества открылось второе дыхание.

От культурного обмена — к шоп-туру

Переломным моментом стало 24 сентября 1988 года, когда произошел первый обмен туристическими группами между Благовещенском и Хэйхэ. Уже в 1989 году масштабы выросли до впечатляющих цифр: 191 группа из Китая (7 858 человек) посетила Россию и 198 групп из России (8 138 человек) побывали в Китае.

Организацией поездок занималось советское предприятие «Амуртурист», заключившее контракт с Хэйхэским отделением «Всекитайского Интуриста» на ежедневный обмен группами. Спрос был так велик, что к 1990 году стороны договорились увеличить количество групп. По данным научной статьи, в 1992 году Правительство России разрешило использовать КПП Благовещенска на въезд и выезд и другим фирмам: «Интуристу», «Спутнику» и «Благовесту».

Но очень скоро туризм показал свое истинное лицо — превратился в масштабные шоп-туры в обе стороны. Особенно активно этой схемой пользовались китайцы. Приезжая под видом любознательных гостей, они на деле оказывались предприимчивыми торговцами. Их достопримечательностями были рынки Благовещенска и области, а сувенирами — чемоданы, набитые дешевым ширпотребом, одеждой и другими товарами, которых так не хватало местным жителям.

Безвизовый режим: билет в бизнес и проблема нелегальной миграции

Соглашение о безвизовых групповых поездках, подписанное в декабре 1992 года, превратило ручеек туристических обменов в мощный торговый поток. По данным китайских исследователей, о которых говорит в своей работе Залесская, с 1987 по 1993 год границу на участке Благовещенск — Хэйхэ в обе стороны пересекли 1,86 миллиона человек.

Этот «туристический» бум создал лавину нелегальной миграции. Ситуация вышла из-под контроля, и власти были вынуждены надеть «наручники» на либеральный пропускной режим. Они запустили масштабные операции «Заслон» и «Иностранец». Только за 1994 год в ходе трех таких рейдов были выявлены 12 тысяч нарушителей.

Визовый режим 1994 года и экономические последствия

Внешняя торговля Амурской области резко сократилась после введения виз: товарооборот через Хэйхэ рухнул с 407 млн $ в 1993 году до 200 млн $ в 1994-м, а объем торговли с Китаем за два года сократился более чем на 80 %.​ Фото 3 сгенерировано ChatGPT

Январь 1994 года поставил под сомнение весь бурный рост приграничного сотрудничества. Грузооборот с провинцией Хэйлунцзян за первый квартал года упал в три раза, пассажиропоток — в 2,5 раза. Прямые финансовые потери оценивались в более чем 10 миллиардов рублей, а пропускные возможности погранпереходов использовались лишь на 12,5 % от уровня 1993 года.

Товарооборот через Хэйхэ, достигший в 1993-м 407 миллионов долларов, к концу 1994 года обвалился до 200 миллионов. Объем внешней торговли области за год сократился на 4/5, а в 1995 году упал еще на треть.

Но здесь начинается самое интересное. Несмотря на формальное ужесточение, главная лазейка — безвизовый обмен тургруппами — продолжала действовать до 2000 года. И эта брешь стала настоящей палочкой-выручалочкой для предприимчивых китайцев. Официальная статистика сообщала о 41,9 тысячи туристов из КНР в 1995-м и 63,2 тысячи — в 1999-м. И скромно говорила о том, что у 40 % китайцев, находящихся в Приамурье, есть разрешение на торговлю. Но реальность была иной. По оценкам экспертов, до 95 % «туристов» на самом деле активно торговали на рынках Благовещенска и всего региона.

В это время в Благовещенске возникла уникальная бизнес-модель: китайские коммерсанты массово нанимали российских пенсионеров и безработных, которые за скромное вознаграждение оформляли статус частных предпринимателей, легализовывали внешнеторговые контракты и выступали формальными владельцами товаров.

«В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа граждан КНР, въезжающих на территорию области в качестве туристов на безвизовой основе. К сожалению, интересы китайских туристов преимущественно сводятся к осуществлению мелкой розничной торговли своим товарам на вещевых рынках Благовещенска и других населенных пунктов области, — говорил начальник аналитического отдела комитета международных связей администрации Амурской области В. И. Ландырев. — При этом подразумевается, что китайцы в качестве физических лиц по туристическому каналу перемещают через границу небольшие партии товаров и самостоятельно реализуют его на наших рынках. За счет массовости достигается экономический эффект, ощутимый даже в масштабах государства».

Фото  сгенерировано ChatGPT

 

 

Введение визового режима с Китаем в январе 1994 года привело к обвальному падению взаимодействия: грузооборот с провинцией Хэйлунцзян упал в 3 раза, пассажиропоток — в 2,5 раза, а мощности погранпереходов использовались лишь на 12,5 %.

Схема была идеальной: с точки зрения закона все чисто, но по сути — фиктивное предпринимательство. Результат не заставил себя долго ждать: доля физических лиц во внешнеторговом обороте области взлетела с 21 % в 1997 году до 41% в 1999-м. За первый квартал 2000 года физлица обеспечили уже более 52 % оборота.

Однако государство оставалось в проигрыше. Все расчеты велись наличными, экспортная выручка оседала за границей, а казна не получала валютные поступления. Так, под видом законного туризма годами на Амуре процветала масштабная серая экономика, определившая лицо приграничной торговли на годы вперед.

Феномен «народной торговли»: спасение и вызов

Это явление, получившее название «народной», или «челночной» торговли, стало спасательным кругом для потребительского рынка в период краха социалистической экономики и «школой предпринимательства» для сотен тысяч людей.

«Эпоха в бауле: десять лет назад в Благовещенске открыли памятник челноку» 

 

Одним из символом столицы Приамурья можно смело назвать памятник челноку, который появился возле Амурской ярмарки в 2008 году.    

Но картину приграничной торговли тогда определяли два типа игроков: многочисленные конторы-однодневки, чья роль сводилась к простому посредничеству, и армия челноков. Это неутомимые частные курьеры, сновавшие между Благовещенском и Хэйхэ с переполненными сумками. Их истинный вклад в экономику был колоссален, но измерить его почти невозможно — их стихийный бизнес просто не укладывался в официальные статистические формы. Известно лишь, что к 2001 году доля частных лиц в товарообороте области выросла до 36,9 %, и это лишь верхушка айсберга.

Любопытно, что китайские аналитики смотрели на эту ситуацию без всякой романтики. Они откровенно признавали, что торговали с Россией в основном ширпотребом, а уровень самих предпринимателей, имевших невысокое образование и слабую деловую хватку, оставлял желать лучшего.

Стихия самоорганизовалась

Феномен «народной торговли» стал прямым порождением эпохи великого перелома, в котором одновременно оказались экономики России и Китая. В начале 90-х российское государство, само находившееся в состоянии глубокой трансформации, сделало стратегический шаг: разрешило беспошлинный ввоз товаров. Это стало реальным спасением для пустующих прилавков и на несколько лет отсрочило товарный голод.

Уже тогда звучали трезвые голоса, предлагавшие не останавливаться на челночной стихии, а вывести сотрудничество на новый уровень. Речь шла о создании совместных производств, реальной кооперации и долгосрочных инвестициях. Однако этим планам не суждено было сбыться. Причины прозаичны: китайских предпринимателей интересовала быстрая прибыль, а не многолетние проекты с неясными перспективами, а российская экономика была слишком слаба и нестабильна, чтобы стать надежным партнером в серьезных начинаниях.

Согласно оценкам китайских исследователей, за период с 1987 по 1993 год границу в пункте пропуска Благовещенск — Хэйхэ пересекли в сумме 1,86 миллиона человек.

Этот бизнес-ренессанс имел глубокие исторические корни. Активность китайских предпринимателей на Дальнем Востоке, берущая начало в середине 19-го века и прерванная в 1930-е, возродилась в новых условиях. Удаленность региона от центра и его богатейший потенциал вновь сделали сотрудничество с Китаем экономически неизбежным.

Любопытно, что стихийная торговля довольно быстро самоорганизовалась. Возникла четкая специализация: одни поставляли товар, другие перевозили, третьи торговали на рынках. За несколько лет выросла целая инфраструктура — турфирмы, карго-компании, гостиницы, склады и кафе, обслуживавшие этот бурный товарооборот.

Так приграничный туризм, оставаясь формально гуманитарным проектом, на деле стал мощным двигателем для предпринимательства с обеих сторон границы.

Материал подготовлен на основе научной работы доктора исторических наук О. В. Залесской «Туризм на российско-китайской границе в 1990-е гг. как начало китайского предпринимательства в Амурской области».

 

Источник фото: sns-journal.ru/ru/nashi-avtory/zalesskaia-ol-ga-vladimirovna

Возрастная категория материалов: 18+