Три миллиона человек услышали выступления участников общества «Трезвость» и приняли твердое решение раз и навсегда расстаться с алкоголем. Амурчанин Николай Дегтярев — активный сторонник борьбы за трезвый образ жизни — сегодня празднует свое шестидесятилетие. Двадцать шесть лет он не берет в рот спиртного. Своим убеждениям не изменит даже в день рождения: на праздничном столе не будет ни капли алкоголя. Друзья и товарищи Николая Трифоновича к этому давно привыкли.

Сразу после знакомства с Дегтяревым возникает вопрос: почему он выбрал путь абсолютной трезвости? Видно, что ему нравится внимание к его персоне, он с огромной охотой отвечает на заданные вопросы, дискутирует, как будто находится на одном из семинаров по излюбленной теме.

— Как только заявляю, что совершенно равнодушен к алкоголю, окружающие недоумевают и с ехидцей вопрошают: «Наверное, уже выпили положенную цистерну? Вероятно, в «завязке», вшили какую-нибудь ампулу, раньше вытрезвитель был для вас родным домом?» А вот и не угадали! Никогда особенно этим делом я не увлекался. Бывало, принимал на грудь с друзьями по праздникам, но всегда знал меру. Однако не раз приходила мысль: «Что, если вообще обойтись без выпивки? Ведь с похмелья ощутимо болит голова, работоспособность резко падает». А сделать хотелось многое...

Можно сказать, с детства Николай выделялся среди подростков активностью. Никогда не прятался за спинами товарищей, был вожаком. С его отцом, боевым офицером, однажды случилась беда: в грозном сорок третьем потребовалось работать в ледяной воде. После чего он заболел туберкулезом и впоследствии стал инвалидом. Однако стремился жить в полную силу, даже работал председателем колхоза. Когда у бывшего фронтовика болезнь переросла в открытую форму, маленького Колю и его брата отправили в Мазановский детский дом. Жизнь там была не сахар: подростки сами выращивали овощи, готовили пищу, стирали белье, топили печь.

Большой жизненный опыт получил Коля Дегтярев за два детдомовских года. К сожалению, приобрел и вредную привычку — стал курить. Впрочем, вскоре с ней легко расстался, как через годы и с рюмкой. Видя отцовские страдания, занялся закаливанием. Случилась удивительная метаморфоза: Колин отец потерял здоровье, искупавшись в ледяной воде, а его пятый ребенок приобрел физическую крепость, ныряя в прорубь. Детский дом прошел через сердце Дегтярева, оставив в нем неизгладимый след. Когда в 1986 году Белогорский горком предложил сорокалетнему Николаю стать директором дома-интерната для престарелых и инвалидов, он согласился. Хотя значительно потерял в зарплате. Резчик и плавильщик металла на заводе «Амурсельмаш» получал ровно в два раза больше...

Упорства Дегтяреву было не занимать с юности. Едва окончив среднюю школу, активный комсомолец, услышав призывы Родины, рванул на комсомольскую стройку в поселок Солнечный. Устроился там каменщиком на строительстве горно-обогатительного комбината. В армии неспокойного паренька приметили и предложили написать заявление в партию. Предлагали остаться на службе, но он заскучал по родному Приамурью и в 1968 году демобилизовался. Чуть-чуть не дотянул до военного конфликта с Китаем. Вспоминает, что на знаменитый Даманский остров незваные гости приходили редко, все больше обожали остров Крестовский, где он и служил. Что запомнилось Дегтяреву, хулиганы почему-то выбирали для провокаций выходные... Тоже удивительный парадокс судьбы: сегодня китайцы — друзья и партнеры российского борца за трезвость.

Большой отпечаток на характер Дегтярева наложили шесть лет работы на Тихоокеанском рыболовном флоте. Штормы не испугали матроса первого класса, со временем ставшего боцманом. В спорах с оппонентами по поводу отказа от спиртного он и поныне проявляет находчивость и отвагу былого моремана. Во всех исканиях и начинаниях Николая всегда поддерживает супруга Зинаида. Когда он отправился на флот за большим рублем, чтобы купить дом, молодая жена смело последовала за ним. Так же, как и он, болталась в море на плавбазе и видела только издалека то пальмы Гавайских островов, то огни далекого Сан-Франциско. На сушу в экзотических странах моряки не выходили...

— Сейчас-то бываете за границей, Николай Трифонович?

— В прошлом году по приглашению Всемирного общества трезвости выезжал на международный семинар в Швейцарию. Перед этим была встреча с единомышленниками в Турции. Сейчас в России, на мой взгляд, мало упертых, несгибаемых пропойцев, постепенно люди приходят к осознанию пагубности увлечения спиртным. По российской статистике, количество трезвого населения среди взрослых — двадцать миллионов человек. По данным ЦРУ, их значительно меньше, не более четырнадцати миллионов. Думаю, что количество прозревших будет неуклонно возрастать с каждым годом. Народ все больше понимает, что водкой или вином счастья в жизни не добавишь, а убавишь — точно.

— При Советах наше общество не знало так называемого «пивного алкоголизма».

— Увлечение слабоалкогольными напитками в России привело к еще большей алкоголизации населения. Помню, как я ужаснулся, впервые услышав лекцию кандидата математических наук профессора из Новосибирского академгородка Владимира Жданова о потреблении алкоголя в СССР. Это было в 1984 году. Мой приятель, писатель из Владивостока, прислал мне магнитофонную кассету с этой лекцией. Жданов приводил жуткие цифры и страшные факты. А ведь в те годы алкоголь был под относительным контролем: продавался в специальных магазинах только с 11 до 19 часов. Сейчас же спиртного — океан. Пей, запейся! Если обнародовать сегодня настоящую картину пьянства в Отчизне — кровь застынет в жилах! Именно под влиянием лекции Жданова тогда я принял решение посвятить себя борьбе за трезвый образ жизни. Через пять лет поехал в Новосибирск, чтобы найти легендарного Жданова, которому весьма попало от КГБ за правду о питии в Советском Союзе. Нашел и с тех пор считаю его близким другом... Обществу чрезвычайно трудно бороться с государством, которое заинтересовано в продаже алкоголя. Только таким путем оно получит верный доход, возвратит себе деньги из народного кармана.

— Я и мои товарищи не можем спокойно смотреть на спаивание населения, — продолжает Николай Трифонович. — Только в Амурской области мы создали восемь клубов общества «Трезвость». Начиная с 1991 года, я на профессиональной основе борюсь за отказ от спиртного — живу только за счет своих лекций и занятий по системе Шичко, лидирую, так сказать, в трезвенническом движении и зимнем плавании в Приамурье. В феврале прошлого года избран членом Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, имею должность доцента. В 1999 году окончил Международную академию психологических наук в Санкт-Петербурге. .

..Дегтярев замолкает, выразительно смотрит на часы, мол, тороплюсь, время расписано по минутам. Он ведь еще и депутат областного Совета. С учетом жизненных интересов работает в комиссии по социальной политике, причем делает это неформально, активно обсуждая законопроекты, направленные на улучшение жизни земляков. Один из последних, в доработке которого участвовал Николай Дегтярева, «О профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма в Амурской области», принят совсем недавно. Теперь надо постараться, чтобы он реально заработал. Одним словом, дел у юбиляра невпроворот — везде надо успеть, многого добиться, а трезвому, считает он, это проще вдвойне.

Возрастная категория материалов: 18+