Из 16 образцов только шесть можно назвать медом.Из 16 образцов только шесть можно назвать медом.

Дорогая панацея

Такому меду только одно название — «липовый», причем именно в кавычках. Так как по баснословной цене в Благовещенске продают не мед, а, как бы мягко выразиться, медосодержащую продукцию. Причем объявляют покупателям целый список полезных ее свойств. Например, «клеверный мед» обладает кровоостанавливающим свойством, мед «царский бархат» используется при невралгиях и головной боли, а «перга с медом» (за 2 тысячи рублей!) улучшает мозговое кровообращение.

На днях на одном из рынков Благовещенска стоим в очереди за ужасно дорогим (надеемся, что вкусным) медом, привезенным из другого региона, и наблюдаем такую картину. Холеная женщина средних лет, достатка явно выше среднего, примеряется к вышеназванной продукции.

— Давно хотела попробовать ваш мед, — признается она продавцу. — Дочка видела рекламу и все уши о нем прожужжала, говорит, хороший.

— Конечно, хороший, — вторит ей продавец. — Мы очень известная марка, наш мед очень полезный. Можете вот от печеночки взять, он собран в горах, или для женщин — варикоз, наверняка знаком, — и накручивает продвигаемый товар как карамель на деревянную лопатку.

Дама под натиском сдается. Берет и того и другого по 150 граммов. Уходит счастливая, сжимая в руках бумажный буклетик, где расписаны полезные свойства остальных двадцати сортов. Ее не насторожил ни ядреный «медовый» дух, несущийся из открытых контейнеров, ни странный перламутровый цвет самого меда, ни его подозрительная консистенция — сплошные пузырьки, как будто долго-долго взбивали миксером. Поистине реклама — двигатель торговли! А ведь амурский мед тут же, рядом, через пару прилавков, и цена его в три-четыре раза ниже. За 300 рублей, отданных за 300 граммов, та благовещенка могла бы купить килограмм амурского ароматного меда.

Накормили пол-России

В общем, что это за чудо-мед и вообще надо ли его есть? Мы с фотокором приобрели этот многообещающий продукт, чтобы отнести его в лабораторию на Центральном благовещенском рынке. Как выяснилось, мед этого производителя там уже проверяли. Причем специалисты заинтересовались им по собственной инициативе, поскольку на контейнерах с продукцией изначально не было никакой распознавательной информации.

— Мы провели лабораторно-химический анализ меда, определили содержание в испытуемых образцах воды, сахаров, оксиметилфурфурола, диастазное число (показатель активности меда) и сравнили полученные результаты с показателями натурального меда, предусмотренными ГОСТом, — говорит ветврач лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы Анна Долгорук. — Так вот, из 16 образцов только 6 (!) можно было считать медом. Остальные 10 даже с натяжкой мы могли назвать медосодержащей продукцией, поскольку в них не нашли ни одного зерна пыльцы. В искусственном меде зерна пыльцы отсутствуют и в малом количестве бывают в фальсифицированном. Единственный показатель, который у всех был в норме, — это влажность, но ее довести до нормы несложно. Мы не можем оспаривать заключение учреждения, которое выдало разрешение на продажу этого меда. Хотя по составу исследуемая продукция — однозначно не мед. Но реклама идет, продавцы разъехались по всей России. И старушки отдают последние деньги за некачественный мед.

По словам специалиста, даже внешне изучаемый мед напоминал взбитую в пену сладкую гомогенизированную массу. В природе таких медов перламутрового оттенка просто не бывает. Как и не пахнет мед какими-то химическими реагентами.

— Мед обладает бактерицидными свойствами, и мы сделали растворы, которые простояли четверо суток, — продолжает ветврач. — В тех образцах, где вообще не было диастазы, а только сахар и добавки, быстро развилась сине-зеленая плесень. Кроме того, продавец заявляет, что в его продукции нет оксиметилфурфурола (искусственного сахара), что сладость природная. Но мы обнаружили его содержание аж 19 единиц. Это означает, что искусственного сахара в якобы натуральном меде очень много.

За липовый выдают мед из серпуха

К сожалению, некоторые амурские производители тоже не отстают от приезжих и впаривают покупателям не липовый мед, а «липу». А под видом гречишного меда продают цветочный, добавляя в него пережженный сахар.

— Гречишного меда как такового сегодня нет, потому что стали сеять канадские сорта гречихи, которые самоопыляемы, и на них пчелы даже не садятся, — замечает владелец большой пасеки Юрий Вайчайтес. — Чтобы гречка выделяла нектар, ей нужна большая влажность и температура не ниже 24 градусов. А в прошлом году все лето лили дожди. Так что за гречку явно выдают жженный сахар.

Липа в прошлом году, по словам пчеловода, вообще не цвела — цвет осыпался. В итоге даже пасечники его по ложке меда не пробовали. Кстати, замечено, что липа дает мед практически один раз в четыре года, ей тоже нужны определенные климатические условия. Поэтому весь липовый мед на рынке сейчас — это серпуховый. Не было в 2010 году и майского меда, поскольку стояла засуха и нектар не выделялся растениями и пчела сидела голодной. А вот таежного и цветочного меда собрали много.

Пчела не садится на подорожник

— С медом, о котором идет речь, я знаком, присутствовал на выставках, требовал документы, — рассказывает пчеловод с 30-летним стажем из села Садового Благовещенского района Юрий Вайчайтес, — и очень удивился: пробы на мед брали в Москве еще в ноябре, сертификат выписан в Красноярске в феврале, а торгуют у нас с апреля. Как такое возможно — даже не могу представить. Далее, у продавца было написано «мед подорожника». Я 30 лет занимаюсь пчелами, пасека из 100 семей, и ни разу за эти годы не видел, чтобы пчела садилась на подорожник. Или указано «мед кедровый», но с кедра пчела может нести только прополис, нектар кедр не выделяет! Мед «бархатный» — ну откуда? У нас есть амурский бархат, уссурийский бархат, никакого другого бархата я ни в природе, ни в литературе не встречал. Короче, там самая настоящая «липа». Я не понимаю, куда смотрят проверяющие службы и минсельхоз, что такое сегодня творится на рынке?! И какой у нас глупый народ, что берет за 900 рублей некачественный продукт?

Главное — порядок в документах

Кто хоть немного разбирается в меде, тот сразу понимает, что медом тут-то и не мазали. По крайней мере, треть редакции АП, попробовав принесенные образцы, сказала: тут что-то не так. Но что именно, журналисты, верстальщики и корректоры понять не смогли. А вот специалисты из надзорных органов в один голос утверждают, что с медом все в порядке. Потому что у продавца ВСЕ В ПОРЯДКЕ С ДОКУМЕНТАМИ! Ставить под сомнение официальные бумаги, если они оформлены надлежащим образом, они не могут. В лаборатории добились, чтобы продавца проверил Россельхознадзор. Проверил, а дальше — все, порог.

— Продавец представил нам документы, которые подтверждают, что мед соответствует качеству, что проведена ветеринарно-санитарная экспертиза, — комментирует государственный инспектор отдела ветеринарного надзора за обеспечением здоровья животных, безопасности продукции животного происхождения и лабораторного контроля управления Росссельхозназдора по Амурской области Алексей Калгин. — Вообще, документы формы № 2 выдаются на период до конца реализации продукции. Пока продавец не закончил реализацию меда, он может показывать их нам и подтверждать тем самым его качество. Поэтому со стороны данного продавца нет никаких нарушений законодательства.

Вот такой получается парадокс: пока кого-то из амурчан не увезут с пищевым отравлением, контролирующие службы бессильны.

Возрастная категория материалов: 18+