Главные клиенты «Востока» — шоферы-дальнобойщики из Сибири, Урала и даже центра страны. Под руководством двух сестер из Кундура Галины Волковой и Натальи Смоляковой кафе существует уже 17 лет. За это время из деревянного сруба, где не было даже электричества, «Восток» превратился в современную столовую с мотелем на 10 мест, которую снабжает мясом собственная ферма. О любимых блюдах российских дальнобойщиков, трудностях ведения сельского хозяйства на трассе и кадровом голоде архаринские бизнесвумен рассказали АП.

Чтобы добраться до «Востока», нужно пройти все круги ада, а именно — ремонтируемый уже не первый год участок федеральной трассы от Архары до Кундура. На преодоление всего 77 километров вытрясающей душу дороги уходит полтора часа. После таких чудес на виражах маячащий на обочине «Восток» кажется настоящим райским оазисом. А его хлебосольные хозяйки — темноглазые брюнетки Галина и Наталья — волшебницами из восточной сказки. Правда, бизнес их был построен совсем не по сказочным законам, а по правилам, которые диктовала стихийная экономика 90-х.

«А что про нас писать?!» — наперебой удивляются хозяйки «Востока», который сейчас включает в себя круглосуточное кафе с залом на 60 мест и мотель на пять двухместных номеров. Здесь есть своя скважина, электричество, местные повара пекут хлеб и даже варят сыр. А с 2010 года мясо для нужд кафе стала поставлять собственная ферма. Все это — дело рук двух неугомонных сестер из Кундура. Сложно представить, что в середине 90-х на этом самом месте стояла избушка с той же вывеской — «Восток».

 — Когда мы выкупили кафе у прежнего владельца в 1996 году, здесь стоял сруб с русской печкой, электричества не было — только керосиновая лампа. Готовили сами, на газе — персонала тогда не было. Сажали огороды по 12 соток, работали на них  с мужьями и детьми, чтобы обеспечить кафе овощами, — вспоминает владелица «Востока» Галина Волкова. — Нынешнее здание кафе — уже третье по счету. 

Но к общепиту сестры пришли не сразу. Галина и Наталья, медики по образованию, и подумать не могли, что станут бизнесвумен. В середине 80-х они приехали из Находки поступать в райчихинское медучилище. Вышли замуж за местных, да так и остались в Кундуре. А в начале 90-х, когда рассчитывать на зарплату фельдшера в 30 рублей не приходилось, женщины, как и многие тогда, с головой окунулись в бизнес. Перехода жен на рельсы капитализма не выдержали главы семейств, и браки у обеих сестер дали трещину.

Съездив в Москву на курсы косметологов, Галина Викторовна вернулась с идеей начать торговый бизнес в Кундуре. Они с сестрой стали мотаться за вещами в Благовещенск, чтобы продавать их в поселке или на рынке в Облучье. Потом занялись приготовлением обедов — продавали их в пока еще чужом киоске на трассе.

 — Помню, уже после того, как мы выкупили кафе, я еще стеснялась деньги с покупателей брать — посадила девочку, и она рассчитывала, а я полы мыла, — признается Галина Волкова.

Первый капитал, заработанный на торговле одеждой, сестры вложили в «Восток», и не прогадали. В те времена на дороге было много перегонщиков и дальнобойщиков — кафе никогда не пустовало. Со временем на месте сруба появилось новое здание, персонал хозяйки набрали из односельчанок, выучив их в колледже на поваров. Отбоя от клиентов не было, пока в 2008 году правительство не повысило пошлины на ввоз в страну подержанных автомобилей. Это стало началом конца для многих придорожных кафе.

 — Около года мы работали в минус. Это было ужасное время. Мы собрали девчонок и решили, что количество смен уменьшим, но никого сокращать не будем — и все до сих пор работают, — говорит Галина Волкова. — Мы выплыли благодаря тому, что в 2004 году открыли в Архаре кафе «Бриз».

 На восток — за драниками

После того как федеральную трассу «Амур» сдали в эксплуатацию в 2010 году, придорожный бизнес снова пошел в гору. Тогда «Восток» переехал в новое здание, здесь же открыли мотель, и к кафе протянули собственную ЛЭП. Четырехкилометровая линия электропередачи обошлась предпринимательницам в один миллион рублей (около 700 тысяч рублей им потом возместило правительство области в качестве субсидии). Сейчас в кафе в сутки бывает больше 100 клиентов из Урала, Сибири и центральных регионов страны. В день здесь выпекают около 100 булок хлеба. В ежедневном меню 15 вторых блюд (из мяса, птицы и рыбы), пять гарниров, 15 видов салатов. Но особой популярностью у постоянных клиентов продолжают пользоваться драники и жареная картошка.

 — Многие из тех, кто ездил по трассе в 90-е, ездят и сейчас — это наши постоянные клиенты. Зачастую они из других регионов, но наших сотрудниц знают по именам. Звонят нам и говорят: «Девочки, я уже еду, приготовьте пять порций драников». Водители очень любят драники и жареную картошку с мясом, — рассказывает Наталья Смолякова.

Продаем все — от сена до железа

 — У нас никогда не знаешь, когда будут посетители, — делится Галина Волкова. — Бывает, что ночью выручка больше, чем днем. Но обычно летом клиентов больше, а зимой лучше расходятся мясные блюда. В мотеле, наоборот, летом клиентов меньше, а зимой номера почти никогда не пустуют. Сейчас нам уже не хватает имеющихся мест.

В кафе трудятся 25 человек или пять бригад, которые ежедневно заступают на 12-часовую смену. Повара в «Востоке» получают около 12 тысяч рублей, и основной состав коллектива остается неизменным уже много лет. Работой кафе сейчас руководит в основном Наталья, а Галина ведает всем бизнесом в целом, в который входят кафе «Бриз» и недавно приобретенная гостиница в Архаре, цех металлопроката и ферма.

 — Планов много:  построить здесь новое здание побольше, отремонтировать гостиницу в Архаре. Но проблем столько, что иногда руки опускаются. Бизнес на трассе — сложный, и государство постоянно меняет правила игры, — объясняет Галина Викторовна. — У нас есть предписания от Росупрадора, чтобы мы за свой счет оборудовали переходно-скоростные полосы на трассе, осветили их, оформили площадку перед кафе. Эти многомиллионные требования  для нас неподъемны.

Но бизнес на трассе дает и свои преимущества. Здесь легко продается все что угодно — от сена до профилированного железа. Именно поэтому цех из пяти станков по прокату металла, в 2011 году начавший работать на заднем дворе кафе, в горячий сезон — с апреля по октябрь, — никогда не простаивает.

 — Мы делаем железо  на кровлю, на заборы, коньки. Люди звонят и заказывают конкретные размеры. В прошлом году, когда мы заготовили много сена для фермы, излишки продавали — сено расходилось влет, — рассказывает муж Галины Волковой Сергей, занимающийся фермой и металлопрокатом. 

На вахту — в свинарник

Ферму, обеспечивающую «Восток» мясом, построили в 2010 году. Это была уже третья попытка сестер заняться сельским хозяйством. Первое личное подсобное хозяйство, состоявшее из нескольких коров, они завели еще в 90-е. «В 30 лет пришлось научиться коров доить — я до сих пор помню свою первую корову», — смеется Наталья Викторовна. Тогда от хозяйства пришлось отказаться — на него не хватало времени. Спустя несколько лет предпринимательницы завели уже свиней прямо на площадке рядом с кафе, но запах хозяйства убивал всякий аппетит. На нынешней ферме около 150 свиней, более 20 голов КРС, около 20 овец. Хозяйство находится в километре от кафе, в лесу. На ферме работают и живут шесть женщин из соседних сел — найти работников на свиноферму в Кундуре не удалось. Галина Волкова сама
отвозит сотрудниц на 20-дневную вахту и сама привозит домой. Из своего молока в кафе делают сметану, творог, сыр.

1036 километров — протяженность федеральной трассы «Амур» в Амурской области. Общая протяженность дороги 2165 километров

200рублей — столько в среднем стоит комплексный обед в кафе «Восток»

Возрастная категория материалов: 18+