• Шляпы долой!
  • Прыжки на моноциклах — один из элементов программы.
  • По будням на репетицию уходит 2—3 часа, по выходным — 4—5.
  • Цирковой звездой может стать только трудолюбивый.
  • Владимир, основатель цирка «Ап!», отрабатывает с сыном номер.

Но ни дня не отработала по своей прямой специальности, зато уже 22 года вместе с мужем Владимиром Фоминым возглавляет цирк «Ап!» при областной филармонии. 30 ноября артисты «Ап!», среди которых двое детей Фоминых, покажут зрителям новую программу «Позвольте в вашей жизни случиться чуду» по мотивам сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Корреспонденты АП попали на цирковую репетицию и понаблюдали за тем, как девчонки и мальчишки, проявляя чудеса гибкости и трудолюбия, заворачиваются калачиком, жонглируют и зависают в воздушных трюках.

Цирк — это труд

Каждый вечер в филармонию на цирковые репетиции приходят 57 артистов цирка «Ап!». У них самый разный возраст: самым младшим — шесть-семь лет, старшие уже учатся в вузах. Несмотря на такую разницу, работают, как здесь говорят, все одинаково — по 2—3 часа в будни и еще по 2—3 часа репетиций по воскресеньям. Но в это воскресенье ребятам предстоит провести на репетиции 4—5 часов — идет подготовка к премьере. Маленькие артисты проводят с педагогами цирка больше времени, чем с родителями. Здесь же, в специальном лекционном кабинете, они делают уроки.

За окном по-зимнему стремительно темнеет, и на очередную репетицию постепенно подтягиваются 9—12-летние девчонки — разговоры, только что звеневшие в гулких коридорах филармонии, смолкают в гимнастическом зале под внимательным взглядом преподавателя. Для разминки — по 100 прыжков на скакалке, и это только начало. «Я стремлюсь быть умным педагогом. Должен быть баланс: где-то нужно акцентировать внимание ребенка, где-то позволить ему расслабиться. Но у нас теплые дружеские отношения», — говорит Ольга Владимировна. На гастролях цирк бывает по нескольку раз в год — совсем недавно труппа вернулась из турне по югу Китая. В Поднебесной «Ап!» собирает на свои выступления по семь-восемь тысяч восторженных зрителей. В Приамурье нет ни таких площадок, ни такого количества зрителей.

— Цирковые артисты никогда не скажут о себе — «я выступаю», только — «я работаю». Цирковое искусство — это не разовое выступление, это ежедневный труд, — говорит педагог и вот уже 22 года бессменный руководитель цирка.

Этот труд ей знаком не понаслышке. На первом курсе БГПИ ее взял в свою цирковую студию «Юность», работавшую на факультете общественных профессий, ее руководитель Виктор Штамбрейс — просто пришел на урок физкультуры и показал на нее пальцем. Этот выбор стал выбором всей ее жизни — в студии она познакомилась с будущим мужем Владимиром Фоминым. Вместе с ним в 1991 году организовала при Дворце пионеров (сейчас ЦЭВ) первую цирковую студию «Ап!». Их первое выступление состоялось 29 ноября 1991 года.

— У нас занимались дети по 14—15 лет, а нам самим было немного за 20 — разница была всего 6—7 лет, — рассказывает Ольга Владимировна. — Было очень тяжело — нам по полгода не платили зарплату. Я тогда не умела шить — сейчас со смехом вспоминаю, как просто клала ребенка на пол, обводила мелом, выкраивала и потом уже на нем пыталась привести это в приличный вид. Это уже потом я пошла на курсы шитья. Денег на костюмы у нас не было, и я просила у «Ровесников», по соседству с которыми мы занимались, обрезки от их костюмов. Инвентарь Владимир Юрьевич делал сам.

Специальных цирковых фабрик в России до сих пор нет, поэтому часть реквизита цирк заказывает в интернет-магазинах, часть, как и прежде, делает сам Владимир Фомин. 

«Ап!» — и представление начинается

Пока мы разговариваем, репетиция идет своим ходом — перед зеркалами девчонки сгибаются так, что становится страшно, на другом конце зала кто-то на затылке зависает на турниках. Параллельно в другом зале мальчишки под руководством Владимира Фомина постигают искусство стойки на голове и шпагата, отрабатывают воздушные трюки. Ап! — это международный сигнал начала трюка. «Ап!» — говорит один из пары мальчиков, вращающейся на тросах, и отработка воздушного номера начинается.

«Цирковой звездой может стать только трудолюбивый», — уверена Ольга Грибалева-Фомина. Ежегодно в студию набирают по 10—15 первоклашек — зачастую это дети, которые идут в цирк сознательно. Отсева из коллектива за последние три года почти не было. Те, кто попадает к Фоминым, обычно задерживаются у них как минимум на семь лет — таков курс обучения в студии, которая больше напоминает цирковую школу. Здесь преподают актерское мастерство, ритмику, теорию циркового искусства, разные цирковые жанры — жонглирование, акробатику, воздушную гимнастику, барабаны. За 22 года студия выпустила десятки человек, но лишь единицы из них решили связать свою жизнь с цирком — выпускники «Ап!» работают цирковыми артистами в Америке и Москве.

Одна из учениц Ольги Грибалевой-Фоминой теперь ее начальница — директор областной филармонии Ольга Смирнова. Она заглядывает на репетицию с дочерью и рассказывает, что провела в цирке «Ап!» 12 лет — сначала артисткой, а потом и педагогом. Сейчас в роли цирковой артистки осваивается ее дочь Алиса, которой исполнился год и восемь месяцев. «Она уже умеет делать кувырок, — смеется Ольга. — В цирке ей нравится — наверное, гены сказываются».

В свое время именно Ольга обу­чала цирковому искусству дочь Ольги Владимировны Арину Грибалеву. Арина родилась, когда «Ап!» был на гастролях в Южной Корее, и с тех пор у нее безвизовый въезд в эту страну. Сейчас ей 14 лет, и первым, что вошло в ее жизнь, был цирк. По словам мамы, она появилась на репетиции спустя всего неделю после рождения.

— Я родилась на гастролях — после этого моя цирковая жизнь началась. Свое первое выступление я не помню, мне о нем рассказывала мама — я играла дочь цыганки, мне было 12 месяцев и меня выносили на сцену. А первое выступление, которое помню, это роль цыпленка — мне было два-три года, — рассказывает девочка. — Больше всего я люблю воздушные трюки — в новой программе у меня два сольных.

Арина — титулованная цирковая особа, она стипендиат губернатора, мэра и Фонда культуры Никиты Михалкова. Ее брат Егор Фомин пока не успел снискать таких наград — ему сейчас всего девять лет, и он тоже вырос на цирковой площадке. На работе родители строгие педагоги и не делают никаких поблажек, говорят ребята. А дома — обычные мама с папой. Вот только собаку заводить не разрешают — кто будет с ней гулять, когда вся семья в цирке.

13 — счастливое число

У цирковых артистов очень много примет. Например, нельзя класть костюмы поперек кровати — полгода не будет гастролей. Нельзя щелкать семечки на гастролях или в зале — не будет сборов. Нельзя брать чужой реквизит — исчезнет наработанная энергетика. Но, несмотря на все суеверия, счастливое число для цирковых — 13, потому что 13 метров — стандартная длина манежа.

Что касается цирковых травм, то таких у артистов «Ап!» почти не бывает. «Если случилась какая-то травма, я считаю, что это моя профессиональная непригодность», — говорит Ольга Грибалева-Фомина. Самой Ольге Владимировне за ее цирковую карьеру приходилось выступать не то что с температурой — это для артистов дело обычное, но и с воспалением легких и даже с переломом носа. А будучи беременной, она до пятого месяца летала на тросах, а потом продолжала выступать с партерными номерами. «В декретный отпуск я не уходила — оставить студию было не на кого, — вспоминает педагог. — Сейчас мы раз в год в июле уходим в отпуск. Стараемся уехать из города — если не уедешь, то будешь продолжать работать». См. фоторепортаж Сергея Лазовского.

35 лет — возраст, когда цирковые артисты официально выходят на пенсию.