Ароматное производство
Где находится эта пекарня, в Февральске знает любой — каждое утро из синего здания по всему поселку разносится дивный аромат свежей выпечки. Рядом с предприятием — фирменный магазин, торгующий булочками с пылу с жару. На прилавках — 15 видов сдобы и больше 10 сортов хлеба, пирожные и торты — такой ассортимент увидишь не в каждом супермаркете Благовещенска. Но всего этого могло и не быть, если бы шесть лет назад Татьяна Барц на свой страх и риск не выкупила пекарню, которой грозило закрытие.
800
булок высшего сорта и около 200—250 булок малых хлебов (с различными добавками) ежедневно выпекает предприятие
В то время предприятие принадлежало февральскому филиалу тындинского торгово-производственного предприятия — организации, снабжавшей продовольствием вокзалы бамовских станций, таких как Февральск, Иса, Дугда. В 2008 году, когда февральскую структуру решили закрыть как убыточную, Татьяна Барц как раз заведовала этим филиалом. Директор предложила ей сохранить пекарню и торгующий выпечкой магазин за свой счет.
— Посоветовалась с мужем, и мы решили рискнуть — выкупить оборудование и взять в аренду помещение. Другого выбора не было — найти работу в Февральске было сложно, а у меня была маленькая дочь, — вспоминает Татьяна Александровна. — Из кредитов я не вылезала.
Ремонт и перепланировка помещений, покупка новых тестомесов, печей и транспорта — все это требовало вложений. Сейчас на производстве почти не осталось и следа от прежней техники. Лишь одну старую печь пекари попросили оставить — уж больно хорошо в ней получаются булочки.
Пока Татьяна Барц руководит производством, ее муж отвечает за техническую сторону — ремонтирует выходящее из строя оборудование. «Случается, девчонки будят меня и в два, и в три часа ночи. А что поделаешь? Если печь не наладить вовремя, поселок останется без хлеба», — говорит Анатолий Барц.
Одна помеха — ураган
10
тысяч рублей получает пекарь на предприятии Татьяны Барц
Работа на пекарне начинается затемно — в половине первого ночи один из пекарей заводит тесто для хлебов и булочек. В начале пятого утра ему на помощь приходит второй пекарь, и вдвоем они раскладывают тесто по формам. После этого оно еще полтора часа поднимается. В 9.30 из печей вынимают первую партию продукции. А к 14.00 на пекарне не остается ни булки — к этому времени весь хлеб развозят по магазинам, в школу, детский сад и больницу. Над тортами и пирожными коллектив колдует до 17 часов.
Этот распорядок, отточенный годами работы, способно нарушить разве что стихийное бедствие. Как это было летом этого года, когда в поселке в течение получаса хозяйничал ураганный ветер. Пекарня осталась без света, а местные жители чуть было не лишились главного продукта. Предприятие начало работать с 10 утра, так что первые буханки легли на прилавки к 15.00. «Их смели мигом — люди побоялись, что ураган повторится и они останутся без хлеба», — смеется заведующая производством Маргарита Челдаева.
По словам заведующей производством Маргариты Челдаевой, наращивать объемы продукции предприятию незачем, так как количество покупателей не увеличивается. Пекарня развивается за счет расширения ассортимента.
Пончики мечты
Если в пекарне вдруг понадобится подмена, Татьяна Барц и сама может стать к печи. Процесс хлебопечения она знает от и до — в свое время ей пришлось изучить его изнутри, работая пекарем в одной из частных пекарен. А готовить и печь в свое удовольствие она любит чуть ли не с детства — эту страсть унаследовала от мамы. Так что ее выбор специальности — инженер-технолог по общепиту — не случайность.
25
человек трудятся в ИП Барц, 10 из них — сотрудники пекарни. Выпечкой хлеба и изготовлением кондитерских изделий занимаются шесть пекарей
В свое время Татьяна Александровна баловала домочадцев изысканными обедами и ужинами, меню которых вывешивалось в квартире на видное место. Теперь на приготовление деликатесов не остается времени — его «съедает» бизнес. Зато мысли о том, как и чем повкуснее накормить односельчан, постоянно роятся в ее голове.
Еще шесть лет назад предприятие выпекало не только высший и первый сорта хлеба, но и домашний, солодовый, горчичный, картофельный и бородинский. С начала этого года к ним добавились хлеб фитнес, тыквенный и зерновой сорт «Мамма миа». Эти виды хлеба предпринимательница приметила в супермаркетах Благовещенска.
— Эти хлеба замешивают из готовых смесей. Я проучилась на курсах в Благовещенске, а потом обучила своих пекарей, — объясняет наша героиня. — Сейчас есть идея начать производство пончиков. Мы даже уже купили фритюрницу, но жарить их нужно в отдельном помещении — чтобы его оборудовать, нужны время и деньги.
Сама бизнесвумен хлеб ест редко, но признается, что больше всего любит обычный высший сорт — потому что «без всяких добавок». Булочку такого обязательно прихватывает с собой, когда отправляется по делам в областной центр. «Не могу есть городской хлеб — совсем не тот вкус! — смеется она. — Знаю, что тындинцы, бывая у нас проездом, всегда увозят с собой несколько булок нашего хлеба. То же самое и жители соседних поселков. Случается, что мы кормим даже райцентр. Весной, когда в Экимчане сгорела пекарня, мы по заказу выпекали дополнительно 100 булок хлеба для жителей поселка».
Мучительная дорога к муке
Трудная, но благородная работа — называет пекарское дело владелица предприятия и старается сделать все, чтобы облегчить своим сотрудникам жизнь: вовремя платит небольшую, но стабильно растущую зарплату и отправляет в отпуск на 50 дней. Для коллектива в здании оборудованы комната отдыха и душевая.
— Главная моя проблема — это кадры, — вздыхает хозяйка пекарни. — Сейчас в людях нет недостатка, но я думаю на перспективу — двое пекарей у нас пенсионного возраста. Молодежь не спешит устраиваться пекарями или кондитерами. Да и вообще молодые не хотят работать — даже грузчиков трудно найти.
28,5
рубля стоит 550‑граммовая булка хлеба высшего сорта
Еще одна проблема для северных хлебопеков — далекий и трудный путь к сырью. Эти почти 500 километров бездорожья делают муку, закупаемую в Благовещенске и доставляемую своими фурами, «золотой». Отсюда и высокая цена на хлеб, не сопоставимая с его стоимостью в центральных районах области. Цена хлеба — для северян острый вопрос. Настолько, что, когда прошлой осенью мука резко подорожала, а вслед за ней на полтора рубля стала дороже и булка высшего сорта, жители Февральска едва не устроили хлебный бунт.
«За шесть лет работы мы всего дважды поднимали цену на хлеб, и оба раза — из‑за резких скачков стоимости муки, — говорит Татьяна Барц. — Этот бизнес — низкорентабельный. Первый год мы работали в убыток, потом стали постепенно выравниваться, а стабильная прибыль появилась лишь на третий-четвертый год работы. Но до сих пор нам иногда приходится покрывать убытки от работы пекарни прибылью от розничной торговли».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии