• Фото: Андрей Ильинский
  • Лора Тихонова, заместитель главного врача областного противотуберкулезного диспансера

Когда друзья узнали, что девушка больна туберкулезом, от нее все отвернулись. Был это несчастный случай или намеренное решение, неизвестно: выпавшую из окна с тяжелыми травмами позвоночника и конечностей обнаружили на улице. Оперировать девушку с туберкулезом в других клиниках области отказались. Выбора не было. И хирурги тубдиспансера сделали чудо, собрав ее, можно сказать, по кусочкам. Это было для Ани второе рождение. После длительного лечения она окончила вуз, обрела новых друзей — новую жизнь.

Диагноз — не приговор

Туберкулез в сознании людей — это страшная, неизлечимая болезнь. На самом деле — это не совсем так: страшной и неизлечимой она становится в том числе и от невежества, говорят фтизиатры.

— Да, сегодня все чаще встречаются больные с множественной лекарственной устойчивостью, — констатирует Лора Тихонова. — Те привычные препараты первого ряда против туберкулеза, которые всегда были эффективны, в данном случае не помогают. Когда больному надо принимать 5—6 препаратов, а у него чувствительность только к одному, это затрудняет процесс лечения. Но это все равно не приговор. Выход всегда есть. Удлиняется курс химиотерапии — это во‑первых. Второе: сейчас разработаны новые стандарты лечения, которые позволяют даже при такой широкой лекарственной устойчивости лечить больных. И третье: появляются и новые препараты.

40

— на столько процентов снизилась смертность от туберкулеза в Амурской области за прошлый год, а в этом снижение составило еще 10 процентов

Одну из импортных противотуберкулезных фармновинок амурские фтизиатры применили на практике первыми в России. Это дорогостоящий американский препарат сертура, которым с мая этого года пролечили уже 11 пациентов. Это молодые люди с тяжелой формой заболевания и широкой лекарственной устойчивостью. У всех было прогрессирующее течение болезни, несмотря на все попытки врачей. Новый препарат дал хороший эффект. Две пациентки уже вышли на работу, третья продолжила учебу в университете. Остальные больные в декабре завершают курс лечения.

— Но для того чтобы проводить такой курс химиотерапии, нужна высокая приверженность к лечению, — констатирует Лора Юрьевна. — Если больной не хочет лечиться, убегает от нас, зачем мы будет назначать ему такие дорогостоящие препараты? Если действительно человек хочет вылечиться — тогда да.

Высокая скорость диагностики

Три года назад в областном тубдиспансере запустили бактериологическую лабораторию, которая с 2007 года была на капитальном ремонте. В последнее время ее пополнили новым оборудованием по последнему слову науки и техники. К примеру, появился аппарат ускоренной диагностики бактек. В отличие от ранее проводимых, эта новая методика позволяет в четыре раза быстрее не только получить результаты выделения микобактерий из лабораторного материала, но и определить их чувствительность к противотуберкулезным препаратам.

— Буквально месяц назад мы приобрели оборудование ПЦР-диагностики. Эта методика дает возможность в течение всего одно-двух часов подтвердить диагноз. ПЦР-диагностика основана на принципе обнаружения ДНК туберкулеза с помощью полимеразной цепной реакции. Даже нескольких микобактерий достаточно для того, чтобы обнаружить в образце их ДНК. Кроме качественной диагностики, данный метод исследования дает возможность выразить количественно микобактерии заболевания, — пояснили специалисты лаборатории.

Появился свой томограф

Сбылась и давняя мечта амурских фтизиатров о собственном компьютерном томографе. Раньше практически каждого четвертого из первичных больных приходилось отправлять для дообследования на КТ в другие клиники. Понятно, что с распростертыми руками пациентов областного тубдиспансера никто не встречал. Многим больным приходилось ждать очереди и к тому же еще платить за томографию. Теперь пациенты рады, что все исследования они проходят на месте и бесплатно, при этом рентгенологическая нагрузка меньше, чем на обычных пленочных рентгеноаппаратах. А фтизиатры довольны тем, что качество диагностики повысилось в разы!

— Этот КТ нам, как котятам, глаза открыл, — с улыбкой заметила Вера Былина, заведующая рентгенологическим отделением тубдиспансера. — Мы можем посмотреть любые области тела человеческого — голову, шею, позвоночник, легкие, внутренние органы с контрастированием или без. Находим такие мелочи, которые раньше на обычных рентгеновских снимках не видели. Выявляем аномалии развития, которые тоже очень трудно было увидеть даже на цифровом аппарате. База данных вся у нас сохраняется. Теперь, если пациента обследуем несколько раз, сопоставить область поражения можно, не доставая снимков: посмотрел в компьютер — все видно.

120 миллионов на туберкулезный ремонт 

Застать руководство и многих врачей тубдиспансера в их рабочих кабинетах не получилось — в трехэтажной поликлинике пахнет цементом, идут ремонтные работы.

— И не только здесь, — подчеркнул главврач Валерий Ильин. — У нас также продолжается капитальный ремонт хирургического корпуса, диспансерного отделения для взрослых, близится к завершению ремонт детского отделения. Уже обновили первое терапевтическое. Параллельно мы капитально ремонтируем здания наших филиалов — в Юхте, Райчихинске и Пояркове. В этом году должны освоить порядка 120 миллионов рублей.

Каждый третий заключенный уклоняется от лечения 

В плане снижения заболеваемости и смертности от туберкулеза в Приамурье всегда большое значение имела система исполнения наказаний. По статистике, каждый третий заключенный, больной туберкулезом, после освобождения из мест лишения свободы не встает на учет в областной диспансер. Сейчас фтизиатры областного тубдиспансера и УФСИН по Амурской области совместно думают, как решить эту проблему.

30

процентов туберкулезников, освободившихся из мест лишения свободы, уклоняются от лечения

— Мы готовим механизм взаимодействия, который в первую очередь касается влияния на весь лечебный процесс в системе ФСИН: как там улучшить лечение, — отметил главврач Амурского областного противотуберкулезного диспансера Валерий Ильин. — Например, мы можем предоставлять им для диагностики наш компьютерный томограф — они будут привозить сюда больных заключенных под охраной. Можно на базе нашей баклаборатории исследования проводить. Еще очень важен механизм взаимодействия на стадии освобождения заключенных с туберкулезом из колоний. Принудительного лечения у нас нет. Будем думать, как заинтересовать людей, чтобы они имели четкую цель после освобождения встать на учет в тубдиспансер.

МНЕНИЕ

Лора Тихонова, заместитель главного врача областного противотуберкулезного диспансера:

Туберкулез — не грипп, приходит незаметно

— Туберкулез — не грипп, за час не заразишься! Но проблема туберкулеза в том, что он «немой»: не дает яркой клинической картины. Больной сам обращается к нам в очень и очень редких случаях, когда, как правило, у него уже запущенная форма заболевания. На начальной стадии человек ничего не чувствует. Он может не почувствовать потерю веса и даже обрадоваться потере аппетита. А повышенную утомляемость часто списывают на стрессы или нехватку витаминов. Понаблюдайте за собой. Есть еще один предвестник туберкулеза — это субфебрильная температура. Когда микобактерии попадают в ваш организм, обычно уходит месяц, пока болезнь начнет развиваться. Еще месяц проходит, пока инфекция размножается и начинаются локальные изменения в органах. На третий месяц палочка Коха уже освоилась, воспаление в организме идет, и у человека начинает подниматься температура. Но, как показывает практика, никто из наших больных никогда температуру не измеряет. Если вас в вечернее время слегка знобит, измерьте температуру. Она может быть повышена, но незначительно: 37,1—37, 3. Если это происходит в течение нескольких дней подряд — повод для тревоги. Как и частое легкое покашливание даже у тех людей, кто не курит. Если вы заметили у себя эти признаки — сразу обращайтесь к врачу. И обязательно не менее раза в год проходите флюорографию. При своевременном выявлении туберкулез — это управляемая инфекция, которая поддается лечению и не возвращается вновь.