Касса — путь к карьере
Быть кассиром в банке я никогда не хотела, несмотря на то что получила экономическое образование. Ведь кассиру приходится работать с людьми, а я, хоть по натуре человек общительный, на работе предпочитаю иметь дело с бумажками. Но восхождение по карьерной лестнице многих банковских работников начинается именно с кассы. Здесь можно получить очень хорошую школу: как профессиональную, так и жизненную.
Касса — это то место, где время от времени неминуемо скапливается очередь. Стоять в очереди психологически тяжело. Но намного тяжелее понимать, что очередь стоит к тебе. Ты знаешь, что есть определенные люди, из-за которых эта очередь образуется. А другие этого не знают. И во всем всегда винят «нерасторопного» кассира.
Наш маленький офис находится в спальном районе Благовещенска. Большинство своих клиентов мы знаем в лицо, а некоторых даже по именам. Через наш банк жильцы нескольких домов оплачивают коммуналку. Какая-нибудь сердобольная старшая подъезда соберет у всех соседей квитанции за ЖКУ и подает на оплату сразу 12 штук. Каждую надо проверить, на каждой расписаться, каждую отдельно посчитать и дать сдачи. Времени уходит столько же, сколько потребовалось бы на обслуживание 12 человек. А звереющая очередь думает, что я битый час вожусь с одной-единственной бабулей.
Вместо «спасибо» — костылем по спине
Вообще, пожилые клиенты — самый непредсказуемый наш контингент. Они часто не понимают, где отверстие в бронированном стекле, куда надо говорить, и не слышат наших ответов. Поэтому, чтобы упростить себе жизнь и ускорить процесс, я частенько выхожу из своей комнаты к клиенту. Объясняю, разъясняю, помогаю заполнить платежные документы. Мне это не в тягость, в конце концов все мы когда-то будем старенькими и будем нуждаться в помощи. Но иногда за отзывчивость нас могут наградить… тумаком!
Как-то раз пришла бабушка заплатить за стационарный телефон, который ей отключили за неуплату. Через некоторое время возвращается с квитанцией разъяренная. Она инвалид, ждала звонка врача из поликлиники, а врач не смог дозвониться, потому что телефон ей так и не включили, и она решила, что это я что-то напутала и не туда отправила ее деньги. Я вышла из комнаты, чтобы просмотреть вместе с ней квитанцию. Сумма, дата и время проведения платежа в ней были указаны верно. В программе было указано, что платеж прошел. Я пыталась объяснить бабушке, что разбираться надо с телефонной компанией, но она распалялась еще больше. Тогда на крик прибежала начальница, и, выяснив, в чем дело, отправила меня работать. Я развернулась, а бабуля огрела меня по спине костылем. Было не очень больно, но очень обидно. Ведь я получила ни за что, я искренне пыталась помочь человеку.
Фрукты от гастарбайтеров
Но не всегда общение с клиентами причиняет нам страдания. Есть много позитивных людей, которые понимают, что нельзя просто так взять и испортить человеку настроение. Так, в наш офис почти каждый день приходят парни из Средней Азии, которые работают в близлежащих овощных киосках. У них есть правило: сколько бы ни заработал, сразу переводи домой семье. И они отсылают по 40—50 долларов или по 100, если день был удачный. Конечно, все уже знаем друг друга, и они с нами очень добры и дружелюбны. Комплиментов наговорят, фруктами накормят. Корпоративные клиенты тоже цивилизованно себя ведут.
Я развернулась, а бабуля огрела меня по спине костылем. Было не очень больно, но очень обидно.
На свидание с клиентом
Я на рабочем месте даже познакомилась с парнем. Отношения у нас, правда, не сложились, но это была очень романтичная история. Он был представителем юридического лица, регулярно переводил деньги через мою кассу и однажды вместе с купюрами передал мне бумажку с номером своего телефона. Он мне нравился, но позвонить первая я не могла, поэтому мы просто улыбались друг другу почти полгода, а потом он встретил меня на улице и пригласил на свидание.
«Военкомат забрал карточку»
Случаются и курьезы. Однажды пришла пожилая женщина и пожаловалась, что у ее внука военкомат забрал пластиковую карточку. Я удивилась, возмутилась. Мы стали обсуждать с ней эту ситуацию. Я спрашиваю: «А как они объяснили это?» На что женщина мне ответила: «Да как объяснили? Он же сунул карточку в военкомат, а тот ее забрал. И все». Оказывается, она военкомат с банкоматом перепутала.
Деньги не любят эмоции
Вот так, один похвалит, другой отругает. Много эмоций приходится испытывать в течение рабочего дня. А ведь мы не должны поддаваться эмоциям. Мы же с деньгами работаем. Расслабился — мысли тут же улетели. Иной раз я ловлю себя на том, что выполняю операции на автомате, а сама думаю о чем-то своем. Это непозволительно для кассира, и однажды я поплатилась за свою невнимательность.
Один клиент обменивал валюту. Я должна была ему дать сдачу — 500 юаней. А отсчитала 5000. Мужчина забрал деньги и уехал. Через час подсознание вдруг выдало мне, что я сделала что-то не так. Я проверила документы, прокрутила картинку в голове — и похолодела от ужаса. За такую ошибку пришлось бы платить из своего кармана, а у меня не было столько денег — даже за месяц их не заработать. Я нашла его телефон, стала звонить и умолять вернуть мне лишние юани. Но он был на таможне, садился на теплоход и не мог мне помочь. Правда, вечером пришла его жена и все-таки принесла мне эти деньги. Вообще, недостачи в конце рабочего дня у нас иногда случаются. Тогда мы остаемся после работы и начинаем перепроверять полностью историю платежей за день. Деньги находим всегда. Обычно это просто ошибка кассира — дважды пробитый документ на один и тот же платеж, неверно указанная сумма. Такого, чтобы кто-то украл или потерял, не было никогда.
Селфи с миллионами
Однажды перед новым годом клиент решил сделать перевод на сумму 19 миллионов рублей. Причем принес эти деньги в нескольких видах валюты. Принимая деньги, мы пересчитывали их два часа. А потом закрыли кассу и занялись контрольным пересчетом и упаковкой. Возились до глубокой ночи. Пели новогодние песни, чтобы не уснуть. В тот день мы даже сделали запрещенные селфи на рабочем месте с этими миллионами. Правда, в соцсети их выкладывать не стали. Один из вопросов, который нам задают при приеме на работу: «Боитесь ли вы денег?» Действительно, на протяжении периода работы в кассе отношение к деньгам может изменяться несколько раз. То ты воспринимаешь их как фантики, то начинаешь благоговеть перед кучей банкнот. Здесь самое главное — не впадать в крайности. Если каждый раз трястись над ними и тем более бояться, что что-то пойдет не так, — ошибка гарантирована. Деньги — это деньги. Их надо уважать, а бояться не надо.
О чем мечтают кассиры
Кстати, кассир банка — совсем не высокооплачиваемая профессия. А люди думают по-другому. Часто приходится слышать в свой адрес: «Как это ты сюда устроилась? Кто тебя протолкнул?» Когда мне такое говорят, становится смешно. Зарплата от 20 до 30 тысяч давно уже не считается высокой. И знали бы вы, сколько приходится вытерпеть нам, прежде чем мы начинаем получать даже эти деньги. Три месяца испытательного срока, в течение которых ты являешься полноценным работником с полноценной нагрузкой, а получаешь ученические 5 тысяч рублей.
Всегда удивлялась, почему при такой напряженной работе в нашем офисе не предусмотрена комната психологической разгрузки или хотя бы диванчик в бытовке. Я, например, всегда прихожу домой с болью в ногах и спине. Кассир же не может принимать клиентов, развалившись в своем кресле. Я сижу на краешке, стараюсь держать осанку. Попробуй просиди так 8 часов!
Чтобы хоть как-то расслабиться, я в свой обеденный перерыв стараюсь поспать. Прихожу на нашу кухоньку, сажусь за стол, укладываюсь на руки, согнутые в локтях, и сплю. Даже не обедаю иногда. Отдых, пусть и неполноценный, дороже.
Военкомат — это смешно. Наши белогорские клиенты поначалу овердрафт с джекпотом путали.)))))))))))))))))))
— Эльза (гость)