• Фото: Андрей Оглезнев (архив)
  • Вывоз продуктов гражданами КНР
  • Экспорт из Приамурья
  • Фото: Сергей Лазовский

Китай входит во вкус

С января по апрель объем экспорта в Приамурье вырос на четверть по сравнению с тем же периодом прошлого года и составил 112 миллионов долларов. Стоимость экспортных поставок впервые превысила импорт — в 2,7 раза. При этом, как сообщает Благовещенская таможня, 36,7 % стоимости экспорта пришлось на вывоз сельхозсырья и продуктов. Доля этих товаров по сравнению с тем же периодом прошлого года колоссально выросла — в 2014-м они занимали в структуре экспорта меньше процента. Продукты в КНР вывозят не только грузовиками, но и на собственных спинах — ежедневно граждане Поднебесной для «личных нужд» везут в Хэйхэ сотни килограммов хлеба, кондитерских изделий, сигарет, сотни литров алкоголя.

Основная причина буйного роста экспортных поставок — резкое ослабление курса рубля. Но это временная тенденция, уверены эксперты.

— В последнее время курс юаня около 8 рублей, и он уже не такой выгодный, как это было в январе — феврале, когда китайская валюта стоила 9—12 рублей. Но сейчас экспортные поставки идут по контрактам, заключенным как раз в начале года по старому курсу. Исходя из этого, к концу лета соотношение экспорта и импорта войдет в привычное русло — возможно, они уравняются в денежном выражении, — считает декан экономического факультета АмГУ Олег Цепелев. — Сейчас китайцы скупают нашу продукцию, но это временное явление.

Амурские производители, чью продукцию перекупщики активно экспортируют в Поднебесную, считают, что рост спроса вызван не только скачком валютного курса.

— Наш пломбир в стаканчике стоит в Харбине 10—20 юаней. Это в несколько раз выше закупочной цены. Получается, наша продукция не стала дешевле для китайских покупателей, но спрос на нее все равно вырос, — отмечают в ОАО «Хладокомбинат». — В этом году свыше 10 тонн нашего мороженого, преимущественно пломбира, ушли в Китай через посредников. Сейчас интерес у перекупщиков есть, но такого ажиотажа, как перед китайским Новым годом, нет. Вероятно, тогда его везли как деликатес к празднику. Будут ли продолжаться закупки на Китай — трудно спрогнозировать, так как летом нашу продукцию перевозить через границу сложнее, для этого необходимы специальные машины и оборудование.

85,3

тонны сухого молока вывезли в Китай «для собственных нужд» граждане КНР через пассажирское отделение пунктов пропуска начиная с января. Таким же образом в Поднебесную направили 50,8 тонны растительного масла, 39 тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 127,5 тонны муки, 58,3 тонны алкогольной продукции, 53 тонны детского питания и почти 4 тонны сигарет

С тем, что есть и другие причины для роста экспорта в Китай, согласен бизнес-консультант Андрей Конюшок. По его мнению, интерес к российским продуктам, и амурским в частности, в Поднебесной может вырасти и безотносительно изменений курсов валют.

— Важно разделить ситуацию в торговле с Китаем в целом по России и в приграничных зонах. В целом по стране сальдо отрицательное — импорт из КНР превышает экспорт. У нас в области ситуация противоположная — со стороны Китая появился большой спрос на продукцию переработки: кондитерскую, ювелирную, парфюмерную, продовольственную. Это спрос жителей Северного и Центрального Китая — с учетом пониженной стоимости рубля они стали покупать то, о чем раньше и не мечтали, — делится мнением Андрей Алексеевич. — Но, кроме того, что продукция стала доступнее, есть еще как минимум две причины. В течение последних лет вкусы китайской нации изменились. Раньше трудно было представить, что они полюбят пшеничный хлеб и йогурты. Сейчас идет европеизация образа жизни, растет благосостояние населения. И доверие к российской продукции у них выше, чем к своей, так как у нас выше стандарты производства.

Победители и проигравшие

В среде финансовых экспертов есть мнение, что весной рубль стоил столько, сколько заслуживает. «Думаю, недавнее укрепление рубля было временным, и к началу лета юань снова подорожает», — предполагает Андрей Конюшок. Если курс укрепится на позиции 8—9 рублей за юань (сейчас около 7,9), у экспорта в Приамурье появятся долгосрочные перспективы.

Китайский спрос играет на руку аграриям области. Благодаря ему в регионе установилась высокая цена на сою. Но есть и те, кто проигрывает в этой экономической ситуации.

— За фермеров можно только порадоваться. Кроме того, у некоторых наших компаний появился дополнительный рынок сбыта, что тоже хорошо. Но вот производители, например, мяса птицы могут испытывать недостаток сои, которая в больших объемах уходит в Китай, — объясняет Олег Цепелев.

На благовещенском хладокомбинате признаются, что экспорт продукции в Китай служит подспорьем в кризисные времена.

— В производстве мы пока не увеличиваем объемы с учетом этого спроса. В условиях кризиса поставки в КНР частично компенсируют падение покупательской активности в Приамурье, — говорит начальник отдела маркетинга ОАО «Хладокомбинат» Наталья Казимирова.

Налаживать прямые поставки предприятие не планирует — на китайской таможне могут возникнуть сложности с оформлением товара. Также не решен вопрос открытия в Хэйхэ магазина кондитерской фабрики «Зея». Переговоры с китайской стороной прошли, но ответа нет. Хотя амурская «птичка» и печенье за рекой пользуются спросом.

Эксперты: «Амурская продукция нравится китайцам, пока она им по карману».

— Амурским производителям трудно выйти на китайский рынок, в том числе и потому, что там в приоритете мелкий бизнес, который власти не хотят ущемлять. И спрос со стороны крупных торговых сетей пока не такой высокий, — поясняет Андрей Конюшок. — Но жители Северного Китая хотят покупать более качественную продукцию, и у них нет возможности купить дорогие американские или канадские продукты, как это делают на юге страны. Поэтому они сейчас выбирают российские продукты и со временем привыкнут к ним. А тогда и у крупных сетей возникнет спрос, и они начнут заключать с производителями прямые контракты или даже выкупят производство, как это случилось в США и Канаде, где китайские фирмы выкупили крупные мясоперерабатывающие комбинаты.

По словам гендиректора ООО «Амурский бройлер» Олега Туркова, в этом году нехватки сои не было, но вот цена на нее выросла в полтора раза.

— Сегодня в Китай массово вывозят сою, кукурузу, пшеницу. Для нас это не очень хорошо, так как на внутреннем рынке цена на нее сильно выросла. Осенью прошлого года соя стоила 15 тысяч рублей за тонну, весной уже доходила до 25—27 тысяч, — приводит данные Олег Александрович. — И наши партнеры, с которыми у нас были договоренности, все равно поднимали цены. Мы покупаем сою, перерабатываем и пускаем на корм птице. И более высокая цена на эту культуру, конечно, утяжеляет нашу себестоимость.

Купить духов на миллионы

И китайцы, и амурчане активно пользуются выгодной для экспорта экономической ситуацией.

— Я знаю несколько примеров того, как люди успешно используют эту ситуацию для своей выгоды. Слышал про жителя Приамурья, который в прошлом году купил два старых японских 40‑тонных грузовика-рефрижератора и начал поставлять в Китай амурское мороженое — поставки идут примерно раз в месяц, — рассказал директор Института Конфуция БГПУ Николай Кухаренко. — Один из наших преподавателей скупил духов и косметики уже на два миллиона рублей. Он их здесь покупает, а его жена через китайские соцсети рекламирует духи и кремы и успешно продает их.

Экспорт из Приамурья и какие продукты и сырье экспортируют из области*– см. инфографику № 1

* – за 4 месяца, по информации Благовещенской таможни

Вывоз продуктов гражданами КНР**  – см. инфографику № 2

** –  через пассажирское направление пункта пропуска Благовещенск — Хэйхэ, по информации Благовещенской таможни

Возрастная категория материалов: 18+