• Анна Тимофеева
  • Ирина Тотмина

 «План-минимум — накопить денег»

Первые дни молодой учительнице школы поселка Токур пришлось привыкать не только к официальному обращению — Анна Геннадьевна, но и к тишине — ни гудящих машин, ни гула торговых центров. Спустя месяц она уже умело ходила на каблуках по сельским дорогам. Наряды — из интернет-магазинов, вместо кино и театра — книги. Почти год на новом месте пролетел незаметно. В далекий поселок в Селемджинском районе Анна Тимофеева поехала за мужем. Бросила работу журналиста и не побоялась начать все с нуля. 

— Когда мы в один и тот же год окончили университет, я легко нашла работу по специальности в Благовещенске. А Паша, мой муж, с дипломом юриста никуда не мог устроиться, везде требовался стаж не менее 3 лет, — вспоминает Анна. 

После вуза почти на год паре пришлось расстаться: Павел уехал в родной поселок Ерофей Павлович и открыл свое дело. Но даже специалиста уже с опытом работы областной центр принял неприветливо: за два года молодой юрист сменил несколько организаций. 

— С приближением кризиса условия работы стали меняться — премии урезали. Паша уволился. Предложения на рынке труда были унизительными — на зарплаты 13—15 тысяч предлагали места юристов как минимум с 3-летним стажем и опытом руководителя. Даже продавцом-консультантом, куда муж устроился потом, он зарабатывал больше. На жизнь денег не хватало. Притом что у нас есть своя квартира — помогли родители, —  рассказывает Анна.

130

учителей не хватает в общеобразовательных учреждениях области

В студенчестве редко кто мечтает жить в деревне. «Но зачем рестораны и модные бутики в двух шагах, если доход позволяет на них только смотреть», — решили супруги. И принялись штудировать объявления:  в далеком Селемджинском районе юриста на достойные зарплаты искали сразу две организации. Для Анны работа тоже нашлась. 

— Выяснилось, что перед моим приездом из школы ушел учитель. Я пришла к директору на собеседование. И с дипломом филолога меня взяли учителем русского языка и литературы. Я всегда мечтала быть педагогом! 

На новом месте молодой семье предоставили муниципальную двухкомнатную квартиру. За переезд на север специалисты получили компенсацию — около 20 тысяч рублей каждый.

Вчерашние горожане уже без паники переносят 12-часовой путь в центр Приамурья, большую часть которого приходится трястись по бездорожью. Анне, как учителю, возвращают часть затрат за ЖКХ. Нет расходов и на общественный транспорт. На работу девушка ходит пешком. Конечно, среди селемджинских сопок молодежь скучает по скоростному интернету, ассортименту супермаркетов, стиральной машинке и уюту их городской однушки. Зато сейчас семейный бюджет вырос в два раза. 

— Мы ни разу не пожалели, что переехали. Наш план-минимум: прожить здесь пять лет и накопить денег. Вернемся и построим свой дом! — мечтает Анна. 

«Деревня — это свое жилье и возможность ежегодного отпуска» 

В учительской ее называют Ирочкой. Хотя она давно на равных с коллегами-педагогами, которые в прошлом были ее учителями. В родной поселок спустя пять студенческих лет, проведенных в городе, возвращаться не хотелось. Но работы переводчиком немецкого или английского языка в Благовещенске не нашлось.

 — Я прошла собеседование на должность администратора в студию красоты. Предложили зарплату 10 тысяч рублей. Потом я стажировалась на флориста в цветочном салоне. Одного дня мне хватило, чтобы понять: обрезать листочки — это не мое, — вспоминает Ирина Тотмина. 

В этот же день выпускница АмГУ нашла номер сотового директора школы, в которой училась. Еще через пару дней уже ехала домой — трудоустраиваться. Сначала к молодой учительнице английского в поселке относились настороженно. 

— Первые месяцы в школе я рыдала: дети не слушались, бесконечные планы… — вспоминает учитель. 

А через год, когда педагог засобиралась в декрет, ученики уже просили Ирину Васильевну остаться. Когда сыну Роме не было и полугода, молодая мама стала заниматься репетиторством. Едва малышу исполнился год, руководство школы попросило вернуться к работе.

— Директор написала заявление в районный центр, чтобы нам пораньше дали путевку в детсад. Рома был в группе самый маленький — всего год и 2 месяца, воспитательницу мамой называл, — со слезами вспоминает Ирина. 

10

медицинских работников примут на работу в Сковородинскую ЦРБ, 9 — в Мазановскую больницу

Сейчас она не жалеет, что домой ее вернула любовь — в поселке ждал будущий муж. А ведь когда-то, как и большинство сокурсников, говорила: «В деревню — ни ногой!» 

— Никто не хочет возвращаться из города в деревню. Конечно, не хватает кафе китайской кухни. Хочется ходить в хороший спортзал, в кино. Но зато мы не знаем нужды: захотели — накопили на отпуск, — считает Ирина. — У меня сестра живет и работает в Благовещенске: своей квартиры нет, зарплаты у нее и ее парня немногим больше 20 тысяч. Отдали половину за съемное жилье — и тянут до конца месяца. 

Одногруппники разъехались по стране, а оставшиеся в столице региона разошлись по салонам сотовой связи и магазинам продавцами-консультантами. Сегодня Ирина одна из немногих сокурсников, которая не забыла иностранный язык и может похвастаться поездками по Европе. Жизнь в селе она не считает скучной. И уже нашла массу плюсов своей малой родины: детсад ребенка — в двух шагах от работы, родные всегда рядом.

Молодой семье не приходится просить помощи у родителей. После свадьбы Тотмины взяли в ипотеку трехкомнатную квартиру. 

— Теперь мы хотим второго малыша, — раскрывает секрет Ирина. — В Благовещенске бы вряд ли получилось содержать большую семью, поэтому молодые долго не решаются рожать. 

А еще село дало ей возможность карьерного роста. В прошлом году Ирина  стала победителем районного конкурса «Учитель года» и теперь готовится подтвердить квалификацию педагога первой категории. 

Молодых специалистов привлекают льготами и доплатами к зарплате 

Выпускники, заключившие трудовой договор на 5 лет с сельхозтоваропроизводителем или госучреждением ветеринарии, могут рассчитывать на подъемные — 150 тысяч рублей, а также ежемесячные пособия от 3 до 7 тысяч рублей, которые выплачиваются в течение трех лет дополнительно к зарплате. В 22 из 29 муниципалитетов Приамурья молодые работники образовательных учреждений получают единовременные социальные пособия  от 50 до 200 тысяч рублей, а также надбавки к зарплате в течение 1—3 первых лет работы. Молодым специалистам, решившимся поднимать село, помогают решить жилищные проблемы. Работникам сельхозпредприятий предоставляют выплаты на улучшение жилищных условий. А в Константиновском, Михайловском и Свободненском районах молодым педагогам компенсируют затраты даже на аренду жилья. 

МНЕНИЕ

«Молодые специалисты к нам не спешат»

Сергей Капшук, глава Селемджинского района:   

— Сейчас вакантны 8 мест в школах Селемджинского района. Не хватает учителей  иностранного, физики, математики и информатики, истории и обществознания. В ЦРБ требуется 6 врачей. В ФАПе поселка Норск пустует место фельдшера. Врачей общей практики нет в Огодже, Златоустовске и Стойбе. Молодые специалисты не спешат ехать к нам работать даже на хорошие условия: мы предоставляем муниципальное жилье, подъемные в размере 150 тысяч рублей, бесплатный проезд по России раз в два года, высокие зарплаты — от 25 до 32 тысяч рублей. Большого оттока населения из района нет. Но если выпускники школ уезжают учиться в город, назад возвращаются единицы. Большая проблема отдаленных районов в том, что людям некуда сходить: в Селемджинском районе ни одного кинотеатра и бассейна. Поднимаются села, где развивается промышленное производство. Люди, живущие недалеко от Маломырского и Албынского рудников, получают хорошие зарплаты, строятся, покупают машины. Во многих северных селах нет даже сельского хозяйства. Но доход не позволяет людям жить в городе.  Дай жителям субсидии — они бы уехали. 

В селах готовы трудоустроить 

— врачей

— учителей (иностранного языка, русского языка и литературы, начальных классов, математики и физики)

— работников агропрома (агрономов, зоотехников, ветврачей, инженеров-механиков)

Возрастная категория материалов: 18+