Быстровозводимая индустрия
Непрекращающиеся попытки быстро и эффективно помочь отечественному кинематографу иногда напоминают терзания неопытных реаниматологов над телом больного. Время от времени один из них прерывает молчание очередной идеей, которую сначала подвергают вдумчивому обсуждению, а потом, чаще всего, отвергают. Больному от этого, понятное дело, лучше не становится, но зато консилиум все больше уверяется в том, что состоит исключительно из уникальных специалистов.
Примечательно, что спасатели и спасители индустрии единодушны в одном — в таких сложных случаях, как наш, помочь можно только деньгами и за деньги. Урезанный бюджет Фонда кино, которого и так не хватает на всех создателей комедий, боевиков и представителей прочих жанров, постоянно становится объектом чьих-то притязаний. Предприимчивые граждане полагают, что тратить миллиарды рублей на съемки картин, которые никто не хочет смотреть, нецелесообразно. Зато целесообразно вынуждать граждан смотреть преимущественно отечественный продукт. Вот, например, продюсер Олег Тетерин предлагает отдать ему каждый пятый рубль из господдержки, чтобы он на полученные полтора миллиарда построил в регионах быстровозводимые кинотеатры и крутил в них наше кино за 99 рублей.
В Минкультуры пообещали идею рассмотреть. В конце концов, Тетерин ничем не хуже, например, Михалкова и Кончаловского, которые, правда, за государственные деньги хотят дать нам хлеба, а не зрелищ. Сама идея продюсера не сказать чтобы очень оригинальная — шесть лет назад кризис помешал воплотить идею Федора Бондарчука, которая сводилась примерно к тому же — обеспечить кинотеатрами города в регионах. По статистике, возможности посмотреть на движущиеся картинки на белой простыне лишены жители 680 городов России. Тогда планировали построить 122 кинотеатра, в итоге построили немного меньше — а именно четыре. Сейчас у Минкульта просят деньги на 100 кинотеатров, каждый из которых, по расчетам активистов, обойдется в 15 миллионов рублей. Выкладки Тетерина настолько же подробны, насколько и сомнительны: экономить, например, он собирается на аренде, а намерения продавать билеты дешевле 100 рублей вообще непонятно чем обоснованы.
Логика подсказывает, что проще найти в этих самых лишенных важнейшего из искусств городах уже существующие здания и оборудовать их — такая практика уже оправдывала себя. Впрочем, сегодня дела обстоят иначе и чаще бывшие кинотеатры становятся ресторанами китайской кухни. Так или иначе, эти новые залы мало просто построить, надо каким-то образом поддерживать в них жизнь. Сегодняшний российский кинотеатр или является частью торгово-развлекательного комплекса, или неизбежно обрастает его атрибутами, что означает — на одних билетиках далеко не уедешь. А билетики сегодня стоят от 200 рублей и ведут на фильмы, которые несколько популярнее комедий Сарика Андреасяна. Делать бизнес, продавая неприлично дешевые билеты на малоинтересные картины — это либо быстро закрыться, либо сесть на шею местным властям, которые вряд ли проявят большой энтузиазм по такому поводу.
Парадокс заключается в том, что пока сотни городов России лишены кинотеатров как данности, индустрию даже словом «индустрия» называть неловко. Российское кино сегодня не способно по-настоящему зарабатывать за пределами родных границ, но и дома его не имеют возможности посмотреть миллионы людей. Вероятно, участие государства в исправлении ситуации неизбежно. Более того, продюсер Тетерин во многом прав и сегодня Минкульт солидную часть суммы выбрасывает на крайне непредсказуемый ветер. Нередки случаи, когда продюсеры презентуют одно, а на государственные средства снимают совсем другое, да такое, что стыдно становится. Но и борьба с популярностью зарубежного кино по-прежнему напоминает фарс, призванный обеспечить просящему денег благосклонность государства.
Жители регионов, очень может быть, спросят, почему их лишают Майкла Бэя и Питера Джексона, заставляя смотреть фильмы, которые заведомо не оправдывают затрат. Легче всего обвинить во всем Голливуд и добавить еще одну шторку к общему занавесу, однако очевидно другое: быстровозводимой индустрии в России не получится, особенно, если отталкиваться от популистских соображений и делать ставку на мгновенный эффект.
Амурская правда
от 08.08.2015
Вспомнила пару фильмов Сарика... Ббббррр, мурашки по коже((( Представила, будто сижу в быстровозводимом кинотеатре... Связанная, как Алекс из «Заводного апельсина»... А на экране транслируют «Что творят мужчины», а потом «Корпоратив», а потом...
— Злая Мю (гость)