Театр, встающий на рельсы
Очередная инициатива российского министерства культуры не привела к ожесточенным спорам на страницах изданий, в телеэфирах и просто на кухнях. Говорить о законопроекте станут, когда он превратится в закон, а проще говоря — когда будет поздно. Идея о введении единых правил возврата билетов на спектакли и филармонические концерты по сути своей решает проблемы театров и концертных площадок за счет ни в чем не повинных зрителей. Это успешно делается и сегодня, но инициатива культурного ведомства лишает гражданина возможности настоять на своем, пусть даже через бумажные и судебные тернии.
Согласно документу, который предстоит рассмотреть депутатам Госдумы, рассчитывать на возврат полной стоимости приобретенного билета россиянин сможет, обратившись в кассу не менее чем за две недели до мероприятия. Таким образом, театр становится чем-то вроде поезда или самолета: чем меньше времени остается до «отправления», тем сильнее худеет стопка купюр, которые выдадут зрителю.
Неделя — 70 процентов от стоимости, несколько дней — половина, а менее чем за два часа до начала спектакля билет почему-то вернуть можно, а вот денег за него не отдадут ни копейки. В этом крайнем случае страдает еще и зритель, который заранее не озаботился покупкой и пришел в театр или филармонию на удачу: кресло, которое он мог оплатить и занять, преимущественно будет пустовать. Зато у администраций площадок появится дополнительный соблазн подзаработать или просто посадить «своих» на места, оплаченные совершенно посторонними людьми.
До сих пор законодательство защищало интересы потребителя, сохраняя за ним право вернуть билет в любое время и получить назад свои деньги. Убытки, которые несет учреждение, в законе учитываются, но их никто не хочет подсчитывать и документально подтверждать, а потому директора устанавливают собственные правила, по которым вынуждают жить зрителя, не особенно разбирающегося в собственных правах. В столичных театрах, к примеру, часто билет можно вернуть только при отмене самого спектакля.
Проще говоря, если в Большом отключат электричество или его смоет волной наводнения, деньги вы получите. На этом сообщение сосудов заканчивается, и если начальник внезапно придумал для вас командировку, в семье случилось несчастье или вы просто прочитали разгромную рецензию на то, за что уже заплатили — выкручивайтесь сами. Форс-мажор заставляет зрителя делать за культурное учреждение его работу — искать желающих пойти вместо него в социальных сетях и среди знакомых, скидывать цену, куда-то ездить и с кем-то встречаться, чтобы в результате артист не наблюдал пустых кресел в зале.
«Единость» правил никоим образом не предусматривает личных обстоятельств конкретного человека. Все упирается в чьи-то там убытки, подобные тем, что постоянно несут «Российские железные дороги», с готовностью отбирающие деньги у гражданина, который по какой-то причине по ним не поехал.
Сами учреждения оправдывают свое не очень соответствующее законодательству поведение проблемой перекупщиков, которые выкупают билеты пачками, а неликвид сдают обратно в кассы за 15 минут до начала представления. Минкульт говорит о том же, забывая, что в этом двустороннем конфликте рядовой зритель никакого участия принимать не хочет, а потому и страдать не должен.
Инициатива министерства превращает всех желающих прийти на концерт или спектакль в потенциальных спекулянтов, «единость» правил никоим образом не предусматривает личных обстоятельств конкретного человека. Все упирается в чьи-то там убытки, подобные тем, что постоянно несут «Российские железные дороги», с готовностью отбирающие деньги у гражданина, который по какой-то причине по ним не поехал.
Больше всего пострадают, конечно, жители регионов. Аншлаговые представления бывают здесь гораздо реже, чем в центре, и избежать столкновения с новыми правилами, продав билет, будет гораздо сложнее. Активность перекупщиков, что характерно, снижается даже при небольшом удалении от столицы, а потом и вовсе сходит на нет.
Удар по карману зрителя, который не сможет посетить представление, будет очень и очень ощутимым, когда речь пойдет, например, о концертах приезжих музыкантов или цирковых выступлениях, на которые принято ходить целыми семьями. Непонятно, почему человек должен так много платить за то, что не обладает способностями Нострадамуса и не предвидит того, что с ним случится (или не случится), на пару недель вперед.
Впрочем, и в центре страны далеко не все директора театров и филармоний с восторгом восприняли задумку профильного министерства. Многие из них считают, что зрительный зал не стоит равнять с вагоном или салоном самолета. Руководители предчувствуют всплеск конфликтных ситуаций. Он уж точно не пойдет на пользу репутации учреждений, которые, как давно и метко подмечено, начинаются с вешалки. И с кассы.
Амурская правда
от 16.09.2015
Добавить комментарий
Комментарии