Австралийский режиссер Джастин Курзель, впрочем, на эти условности плевать хотел и создал впечатляющую и полную крови (во всех смыслах) постановку, логику которой смогут понять только те, кому удастся перебороть себя и не уснуть в середине двухчасовой ленты.
У австралийцев вообще с «Макбетом» какой-то бзик, как будто они — шотландцы. К примеру, в 2006 году именно на этом континенте сняли непременную современную вариацию этой пьесы, где Дункан стал главой ОПГ, а сам заглавный герой — киллером (Макбета, к слову, сыграл Сэм Уортингтон). Новая постановка допрыгнула до номинации на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. На предстоящих «Золотом глобусе» и «Оскаре» без нее тоже явно не обойдется. При этом собственный бюджет, который, по некоторым данным, составляет 20 миллионов долларов, лента если и отобьет, то с великим трудом, несмотря на восторженные возгласы критиков, уже называющих фильм Курзеля лучшей экранизацией Шекспира в истории.
Несмотря на то что картина носит гордые эпитеты «военная» и «историческая», ничего подобного в ней, конечно же, нет. Это очень дорогая театральная постановка и личный триумф актера Майкла Фассбендера. Ему, к слову, так понравилось работать с австралийским постановщиком, что сверхожидаемое «Кредо убийцы» по знаменитой компьютерной игре они тоже делают вместе.
Джастин Курзель выворачивает абсурдную изнанку патологического стремления к власти — обагривший руки самой разной кровью на пути к престолу главный герой ничем, собственно, не владеет.
Зритель, конечно, увидит немного шотландских просторов, туманов и гор — Курзель даже позволяет видам природы некоторым образом сыграть в сюжете. Шекспировские ведьмы, сбившие с пути истинного верного полководца Макбета, в первоисточнике имеют обыкновение исчезать, в экранизации они уходят в туман, клубящийся над болотами. Он поглощает и выплевывает и других персонажей, но это мало интересует камеру. Оператор Адам Аркпоу, уже работавший с режиссером над «Снежным городом», с тех пор основательно набил руку на первом сезоне «Настоящего детектива», где Фукунага и Пиццолатто показали ему, что значит акцентировать внимание.
Фассбендер, который впервые является нам в аккуратно дописанной к авторской пьесе сцене похорон дочери супругов Макбет, практически не исчезает из кадра до самых титров. На редкие исключения постановщик пошел только потому, что мы все же имеем дело не с театральной сценой. Превращение из героя и солдата в убийцу, безумца и тирана увлекает Курзеля прежде всего. С этой трансформацией актер справляется безупречно — в «Макбете» есть моменты, во время которых становится не по себе, хотя на экране только лицо Фассбендера.
На этот алтарь постановщик кладет многое, например, понятие сюжета как единого целого. Картина представляет собой аккуратно чередующиеся драматические акты, между которыми вообще нет никаких связок — опять же театр. В самом начале он позволяет себе немного побаловаться батальным кинематографом, но сцена битвы быстро надоедает Курзелю. Показав шотландских ребят в боевой раскраске, бегущих друг на друга с обнаженными мечами, камера быстро находит в гуще боя Макбета и уже не отпускает. С войной начинает твориться черт знает что. И без того неспешно развивающееся действие, где каждый поступок обязательно сопровождается многозначительной тирадой, начинает терзаться замедленной съемкой и паузами. Затем кому надо отрубают голову и больше ничего «военного» зритель не увидит. Не считать же таковой сцену злодейского убийства «Банко», выдержанную в духе гибсоновского «Храброго сердца», или финальный поединок Макбета и Макдуфа, где скрещиваются не столько клинки, сколько ненависть и безумие.
В «Макбете» есть моменты, во время которых становится не по себе, хотя на экране только лицо Фассбендера.
Впритык места постановщик оставляет для Марион Котийяр. Актрисе многого не достает для того, чтобы летать на одной высоте с Фассбендером. Впрочем, этого здесь и не требуется, а второй большой монолог леди Макбет получается у нее гораздо убедительнее первого. В роли Макдуфа более чем уверенно выступил англичанин Шон Харрис, которому немногим ранее достался совершенно картонный персонаж-злодей в пятом фильме франшизы «Миссия невыполнима». Даже для Элизабет Дебики, звезды недавних «Агентов А.Н.К.Л.», есть скромная ниша. Ее героине суждено стать материальным доказательством того, что Макбет окончательно свихнулся.
Тем не менее всех этих персонажей зрителю положено знать заранее, уверен Курзель, и во многом прав. Поэтому они кажутся несколько двумерными, как и декорации королевского замка — в тоске и серости совсем не трудно сойти с ума. Время, нравы, ежеминутное ощущение опасности — все это делает героев Шекспира слабыми духом, а режиссеру в данном случае остается только слегка усилить резонанс, чтобы фильм вибрировал в сознании зрителя, повергая его в экзистенциальную печаль, переходящую в ужас.
Не зря к финалу фильма картинка окончательно окрашивается в кровавые оттенки, усиленные протяжными звуками волынки. Макбет Макбетом, говорит нам постановщик, а новая резня не за горами. В картине нет никаких центральных злодеев, но и жалеть никого особенно не приходится — даже доброго и потешного короля Дункана в исполнении Дэвида Тьюлиса, который, впрочем, тоже способен не только целоваться со своими военачальниками. Курзель выворачивает абсурдную изнанку патологического стремления к власти — обагривший руки самой разной кровью на пути к престолу главный герой ничем, собственно, не владеет. Всем понятно, что ничем хорошим эта история не закончится, иначе бы не стать ей трагедией Шекспира. Австралийский постановщик сделал очень много, чтобы она в практически нетронутом виде воплотилась на экране, в очередной раз продемонстрировав свою неподдающуюся векам силу.
Впрочем, драматург устами Макбета охарактеризовал саму жизнь как «повесть, рассказанную дураком, где много и шума и страстей, но смысла нет». Вероятно, этот постулат следует применять и к экранизациям его произведений, чтобы не относиться к ним слишком уж серьезно.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии