Это на самом деле довольно циничная, но смешная шутка: перед нами вариация на тему «Один дома», только без Рождества и потешных падений, зато с куда менее радостными событиями, в совокупности тянущими на рейтинг 16+. Создатели «Гостей» не стали практиковать излишнюю прямолинейность и ставить молодого актера в центр событий. К тому же другой персонаж напрашивался сам собой. Беззащитная, потерявшая всех близких молодая женщина Анна, которая к тому же не может покинуть дом в силу особого психического расстройства, против троих разнокалиберных взломщиков, не желающих ни при каких обстоятельствах оказаться в тюрьме. Может быть, режиссеру Адаму Шиндлеру не достает опыта (к этому сегодня просто-напросто обязывает жанр), зато не занимать чувства юмора, которое многое компенсирует. Из вязкой, даже скучной интермедии он переносит героев в совершенно непредсказуемый и рваный ритм, подчиняющий себе и зрителя, и персонажей: весь сюжет картины построен на непоправимых ошибках, которые раз за разом совершают не плохие и не хорошие — просто не самые обычные люди.
Шиндлер пользуется всем понемножку. В его фильме есть и жутковатый дом на отшибе, и то, что обычно именуется скелетом в шкафу (и к великому разочарованию многих зрителей оттуда так и не выпрыгнет в буквальном смысле), и опасные прятки, и даже локальный психопат, умело орудующий жуткого вида молотком. Не располагая излишком средств, создатели «Гостей» и публике не дают выйти из дома, повышая реалистичность происходящего. После того как Анна реагирует на свое кратковременное пребывание за его пределами, задавать вопросы про «почему ты не убегаешь» уже не хочется. Скоро, впрочем, актуальными становятся совсем другие вещи: действие не стоит на месте, и кинолюбителю предоставляется возможность просто упиваться ассоциациями. Преодолев этап схожести с «Забавными играми», который сам по себе не позволял надеяться на благополучный исход, фильм, не теряя собственной сюжетной линии, то и дело кивает в сторону самых разных предшественников — от «Убей!» до французских слэшеров (поджанр фильмов ужасов). Постановщик при этом старается не халтурить: благодаря этому в ряде сцен ему хочется поаплодировать.
Покойники остаются покойниками, хотя и продолжают производить впечатление на живых. Так что «Незваные гости» — это все-таки скорее психологический триллер, нежели хоррор. Желая во что бы то ни стало продвинуть продукт на широкие экраны, продюсеры основательно запудрили мозги аудитории: на рекламном плакате значатся «Паранормальное явление» и «Астрал», а изображение обещает некий ошеломляющий каскад кровавых пыток. Зрителю не следует обращать на эти ложные ориентиры ни малейшего внимания: фильм хорош совсем другими аспектами, в том числе и неожиданными поворотами. Шиндлер умудряется удивить зрителя, который, в принципе, подозревает о тайных жизнях, двойном дне и секретных комнатах. Для этого ему не приходится перенасыщать сюжет персонажами — их всего семеро — и устраивать потустороннюю возню. Как умелый фокусник, постановщик отвлекает зрителя простыми, но действенными жестами. Ближе к концу, конечно, трюки начинают повторяться, а перед самыми титрами перед глазами смотрящего и вовсе возникает совершенно чистый лист. Но никаких последующих развитий этой истории все равно не хотелось бы.
Не самые известные актеры, занятые в этой картине, нужный уровень выдерживают: может быть, исполнительнице главной роли Бэт Рисграф немного не хватает эмоций, а без Летисии Хименез и вовсе можно было обойтись. Зато очень убедительно работают Джек Кеси и в особенности Мартин Старр. Даже выполняющих примерно одни и те же функции героев сценаристы сделали предельно разными, что еще больше оживляет фильм. Благодаря этому даже не самые логичные поступки героев не выглядят недочетами сюжета. Более того, некоторые из них впоследствии выглядят как абсолютно оправданные в свете вновь открывшихся обстоятельств. Ленте недостает, пожалуй, только жестокости. Впрочем, этого тоже требует логика происходящего: это вообще кино о неуверенности в себе и в правильности своих поступков, на фоне которой может случиться настоящая катастрофа. Об этом прямо говорит один из героев — с осознанием непоправимости совершенного нужно прожить много лет, чтобы позволить себе простить себя. Или, наоборот, казнить.
История, в которой спрятано столько подводных (в том числе сугубо фрейдистских) камней, крайне выгодно смотрится на фоне стандартного сценария сегодняшнего ужастика. В «Незваных гостях» акценты насчет плохих и хороших героев расставляются далеко не сразу, один и тот же персонаж может по-разному восприниматься по ходу развития сюжета, а зло — оно, в общем-то, бывает разное. Вместо того чтобы шляться вслед за оператором по чердакам и подвалам в ожидании, когда из стен полезут разъяренные призраки, аудитории предлагают последить за внутренним миром героев, который неплохо отражен и в окружающей их обстановке. Подвальная лестница — к примеру, очень впечатляющий символ, который к тому же великолепно реализован на экране. Жизнь, которая досталась Анне — прямо скажем, не сахар, но и буквально привязанной к быту домохозяйке Шиндлер оставляет пути отхода: прошлое, которое люди так старательно берегут от постороннего вмешательства, можно, к примеру, самостоятельно сжечь.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии