• Фото: kinouniverse.net
  • Фото: kino-kingdom.com

До премьеры было много слов, которым самое место в песнях. Впрочем, это всегда случается там, где продюсер Никита Михалков. Постановщик «Легенды № 17» Николай Лебедев сто тысяч раз рассказал историю о том, как в детстве был поражен «Экипажем» Александра Митты, потом долго поджигал игрушечные самолетики и дорос, наконец, до личного благословения мэтра. Мэтр, в свою очередь, не только согласился на камео (весомый плюс проекту), но и немного консультировал подмастерье на съемках. Там же присутствовали и настоящие летчики, которые впоследствии поведали миру о том, что старались уговорить режиссера сделать картину как можно более неправдоподобной в техническом смысле. Забегая вперед, скажем, что это им в высшей степени удалось — и если претензии по здравому смыслу возникали даже к двухсерийному детищу Митты, то в данном случае логическое мышление местами лучше просто отключать. Машков и Козловский делились впечатлениями от учебных полетов на тренажерах. И даже актриса Шпица чего-то там воодушевленно рассказывала. Фильму расчистили пространство в репертуаре кинотеатров и приготовились хотя бы отбить потраченное: тем более что Фонд кино деньги разрешил не возвращать.

Последовательный ремейк, конечно, никто делать не собирался. И хотя признаки и призраки эпохи позднего социализма постоянно лезут в кадр и сбивают с толку зрителя, это совсем другая история. В конце 70-х Митта, обманув цензоров тем фактом, что ужасная катастрофа происходит далеко от границ СССР и дружественных ему государств, снял неспешную и нестандартную драму про отцов и детей, которая завершалась вселенским хаосом. Публика, еще не избалованная голливудскими крушениями и извержениями, оценила. Хотя сегодняшний зритель, пожалуй, все эти терзания малоприятного героя Леонида Филатова смотрел бы на перемотке. Лебедев и его товарищи, конечно, столь вдумчивого размазывания известной субстанции по экрану позволить себе не могли. Поэтому сделали не менее затяжную прелюдию, которая бередит сердца не столько драмой, сколько юморком, основанном на уже устоявшихся в нашем кино шаблонах. Козловский — раздолбай и бабник, Машков — настоящий немногословный мужик, чиновник — ублюдок, подросток — за ЗОЖ, жена у плиты, котлеты в холодильнике. Немного выбивается из общего благополучия девушка-пилот, но это ненадолго.

Все это необходимо, чтобы герои стали нам «своими». Если в советском «Экипаже» мы видели, как изрядная сволочь в критических обстоятельствах становится героем, то теперь нам нужны герои с первых же кадров. Козловский-Гущин сбрасывает с многокилометровой высоты чужие джипы и лезет в бутылку при виде малейшей несправедливости, Машков-Зинченко беспощадно гонит из авиации молодых да горячих, с начальством храбр да с подчиненными строг. Все это время гораздо интереснее наблюдать за актрисой Еленой Яковлевой, великолепно отыгравшей свои эпизоды, да за актером Шакуровым, который, впрочем, не особенно старается выйти за привычные рамки. Настоящей любви у Лебедева в фильме не получается, а выходит очередная интрижка в стиле «Духless»: посидели, выпили, переспали, «ты — трус», «а ты — дура». Зритель ерзает в кресле. Ему хочется, чтобы все уже начало гореть ярким пламенем, а постановщик развлекается бесконечными повторами одной и той же сцены, «Ералашем» про школяра и училку и беседами на такие популярные темы, как «Ты же не сможешь без неба», «Мне без тебя плохо», «У него вместо рук — крылья» и «Разворовали страну». По ходу дела фильм нечаянно ставит крест на современной разновидности патриотизма, которую практикуют россияне.

Зинченко ворчит, Гущин скрежещет зубами, актриса Шпица старательно играет блудницу на пути к исправлению. Лебедев тратит еще добрых 20 минут времени на совершенно ненужную сцену с расстрелом африканских беженцев, потом выводит на сцену зажравшегося государственного деятеля с коньяком и, наконец, отправляет трех пилотов на вулканический остров, где все горит, трясется и рушится, а людей надо выручать. Здесь события принимают самый неприятный оборот, и все эти отношения между героями мгновенно вышибает из зрительской головы, хотя постановщик надоедливо старается о них напомнить. Справедливо полагая, что учителя необходимо во всем превзойти (и располагая для этого средствами), создатели «Экипажа» обрушивают на персонажей все возможные несчастья. Не хватает разве что террористов, лангольеров, пожирающих пространство и парочки огнедышащих драконов. Впрочем, огня и так достаточно. Сценарий удачно разводит неразлучных, казалось бы, героев по разным декорациям, раскаленная лава вот-вот зальет последний островок безопасности, и зал зачарованно молчит, не углубляясь в подробности. Скажем, что улететь с острова — это только треть задачи, будут вам и пируэты, и детки в клетке,  и жесткая посадка в Петропавловске-Камчатском. 

Экшен-часть Лебедев снимает с обещанным воодушевлением, навеянным детскими впечатлениями: первым делом содержимое вулкана погребает под собой здравый смысл, но об этом зритель задумается уже после титров. Лампочки мигают, пассажиры вопят (а некоторые даже и гибнут, правда это подано очень слабо, потому что 6+), а среди встревоженных коллег в диспетчерской даже обнаруживается стюардесса Тамара из фильма Митты. В какой-то момент возникает ощущение, что режиссер пытается реализовать все, что десятилетиями являлось ему в мечтах, понимая, что в его дальнейшей карьере фильмов-катастроф не предвидится. Второстепенные персонажи по этой причине беспощадно приносятся в жертву: Бабенко, Пегова, Разбегаев ничего толком не успевают сыграть. Более того, после столь мощной встряски создатели «Экипажа» оставляют зрителя один на один с совершенно беспомощным финалом, в котором герои вместо наград и президентских рукопожатий получают позорное увольнение и устраиваются стажерами в «Аэрофлот». Мы в России, зачем-то напоминают нам с экрана. 

Как и любой масштабный российский кинопроект, «Экипаж» производит весьма двойственное впечатление. На самом деле воспринимать его как какой-то там «ответ» западной индустрии не хочется (хотя бы потому, что как ответ фильм опоздал на пару десятилетий), а полноценной агиткой он, к счастью, так и не стал. Трудный баланс между буднями пилотов и чередой чрезвычайных ситуаций удалось более или менее сохранить. Без лишних персонажей российские кинематографисты обходиться еще не научились, зато стали все больше внимания уделять деталям. Радует и то, что особого желания ставить на одни весы два отечественных «Экипажа» так и не возникает. Заслуженный режиссер Митта совершенно правильно не стал вставать в позу по поводу эксплуатации его идей, а наоборот, поддержал это начинание. Для попытки напомнить о былых достижениях и при этом поиграть мышцами здесь и сейчас — получилось очень даже неплохо. Видимость, конечно, не самая идеальная, но российское кино знает, что такое идти по приборам.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Этот новый «Экипаж» всем увидеть невтерпеж: в Москве прошла премьера фильма

Возрастная категория материалов: 18+