• Актер Александр Ильин-младший на съемках фильма.
  • Главный герой Евпатий Коловрат в исполнении актера Ильи Малакова.
  • Режиссер Иван Шурховецкий (справа) репетирует сцену с актерами.
  • Актриса Ольга Дроздова сыграла роль жены великого князя Рязанского Юрия.

— Мы выбрали свой путь для решения исторической темы, — рассказал нам Джаник Файзиев. — Ведь о том времени мало что известно. Есть просто исторические события, которые вошли в летописи и былины, а никаких подробностей не сохранилось. Мы старались сделать акцент не на деталях, а на переживаниях людей, на том, что делает из обычного человека героя, способного на подвиг.

Режиссером фильма стал Иван Шурховецкий, известный по работе над сериалами «Охотники за головами» и «Туман».

А за камеру встал один из самых известных российских операторов Максим Осадчий, работавший на фильмах «9 рота», «Обитаемый остров», «Сталинград» и многих других.

Древняя Русь

Итак, Русь, XIII век. Русские княжества разрознены — каждый сам за себя — и не могут оказать достойного отпора грабительским набегам монголо-татар. Во время нападения хана Батыя на Рязань и ее разорения местный воевода — боярин Евпатий Коловрат — был в отъезде. Вернувшись в разоренный и поруганный город, Евпатий со своей дружиной бросается в погоню за ордынцами. Несмотря на численное преимущество противника, Коловрату удается разбить их отряд прикрытия. Изумленный мужеством и смелостью русских, Батый отправляет против Евпатия богатыря Хостоврула. Тот обещает хану пленить русского воеводу и привезти его в стан живьем. Но в сражении с Коловратом монгольский богатырь оказывается повержен. Продолжая преследовать неприятеля, Евпатий одерживает одну победу за другой. В конце концов Батый понимает, что не только его войско, но и его собственная жизнь — в большой опасности. И тогда он отправляет против Коловрата отряд осадных и стенобитных орудий, предназначенных для разрушения укреплений и стен. Будучи не в силах противостоять такой мощи, русский воевода все же отказывается сдаться или отступить и ведет бой до последнего — до самой своей смерти. По преданию Батый, покоренный мужеством русского богатыря, отпускает с честью оставшихся в живых дружинников и разрешает им забрать с собой тело Коловрата, чтобы с почестями похоронить героя.

Евпатий Коловрат — не вымышленный персонаж. Упоминание о нем есть в «Повести о разорении Рязани Батыем», она и легла в основу сюжета.

— Это оригинальный сценарий, в основе которого лежит легенда о подвиге Евпатия Коловрата, — рассказали журналистам ИА «Столица» в съемочной группе. — Нам хотелось, чтобы главный персонаж выглядел не только как сказочный герой, но и как живой человек: со своей любовью, страданиями и радостями. К сожалению, о тех временах мало осталось сведений. Подробностей мы не знаем, но мы их можем предполагать исходя из того, что нам известно. Поэтому наш фильм все-таки не столько историческая картина, сколько некая фантазия на тему патриотизма и героизма наших предков, что-то вроде ожившей легенды.

Актеры и роли

Кастинг на роли главных героев занял не один месяц. На роль Евпатия Коловрата пробовались несколько десятков актеров. Как удалось узнать, по замыслу авторов нужно было найти молодого актера — настоящего русского богатыря, который при этом ранее ни в каком кинопроекте не засветился. Выражаясь современным кинематографическим языком, это должно быть не медийное лицо.

В итоге выбрал пал на Илью Малакова — студента ВГИКа, актера Московского Губернского театра. Хана Батыя играет молодой актер Александр Цой. А вот в других ролях заняты популярные, уже давно состоявшиеся артисты. Так, великого князя Рязанского Юрия играет Алексей Серебряков. Роль супруги князя досталась Ольге Дроздовой. Причем вместе им работать не впервой — достаточно вспомнить совместную игру в фильме «Бандитский Петербург». В одном из дружинников можно узнать (правда с трудом) бывшего «интерна» Александра Ильина. В фильме заняты Полина Чернышова (известная по роли Аксиньи в сериале «Тихий Дон» Сергея Урсуляка), Игорь Савочкин, Андрей Бурковский, Виктор Проскурин и другие актеры.

Костюмная история

Поскольку понятно, что реальных костюмов с того времени не сохранилось (а если бы и сохранились, никакой музей их киношникам бы не уступил), все, что носят в фильме герои, отшивалось на актеров индивидуально в специальных костюмерных.

Костюмерам пришлось объездить и различные «барахолки», и антикварные магазины в поисках вещей, которые можно представить как предметы того времени. И в результате кое-какие аутентичные аксессуары все же были подобраны. Какие-то пришлось делать вручную художникам, «подсматривая» в музеях и исторических архивах тех времен, что же носили мужчины и женщины в то время на Руси и в стане ее врага.

Что же касается доспехов и оружия воинов, то все эти предметы изготовлялись вручную — из специально выделанной натуральной кожи, дерева и стали. Текстиль привозили на заказ из Китая, Индии и Турции. А вот за тканью для княжеских одеяний пришлось ездить по странам Ближнего Востока.

Коловрат

Илья Малаков, исполняющий роль Евпатия Коловрата, начал подготовку к съемкам за несколько месяцев до их начала. И первым делом перестал бриться. Так что борода в фильме у героя — настоящая, а не работа гримеров.

— Конечно, я постарался прочесть всю доступную литературу про это время, — рассказывает Илья. — Меня впечатлила книга Михаила Каратеева «Русь и Орда». Сняться в историческом фильме — мечта каждого актера! Конечно, я сразу согласился на участие в этом проекте, несмотря на то что даже физически почти каждый съемочный день — это тяжелый труд, сопряженный еще и с риском.

Герой Ильи много времени проводит в седле. Актеру пришлось брать уроки верховой езды, чтобы уверенней смотреться в кадре. На эту подготовку ушел не один месяц.

— Конечно, полностью ощутить себя в тринадцатом веке нам не удалось, — добавляет Малаков. — Ведь значительная часть фильма снималась на хромакее — в помещении, где стены обтянуты зеленой тканью. Потом на этот зеленый фон будет накладываться компьютерная графика. Но мечом помахать все-таки дали…

Животные и декорации

Значительная часть съемок фильма «Коловрат» проходит в одном из зданий завода ЗИЛ. Рабочая группа на несколько месяцев практически переехала в огромное помещение, в котором были устроены не только съемочные павильоны, но и оборудованы стойла для лошадей, манеж, гримерные и костюмерные комнаты. Так как в фильме предполагается много компьютерной графики, то в специально оборудованных павильонах с зелеными (хромакейными) стенами выстраивались декорации княжеских хором, крепостных стен и городских ворот, стойбища кочевников. Завозилась земля, возводился лес, изготавливались искусственные поля с высокими травами. Надо отметить, что декорации выстраивались не полностью — только часть, остальное будет дорисовано на компьютере.

Здесь же, в помещениях, расставлены тренажеры, мишени и другие приспособления для подготовки к каскадерским трюкам.

В кадре будут присутствовать и реальные живые животные. Если с лошадями и верблюдами (которые по сюжету сопровождали войско Батыя) практически не возникало проблем, то вот с птицами пришлось немного поволноваться. Как удалось узнать, во время съемок одного из эпизодов мнительному страусу что-то не понравилось. Птица принялась кричать, бегать по павильону и хлопать крыльями. Успокоить ее удалось не сразу, но в конце концов необходимый кадр был все же cнят.

Трюковое кино

В «Коловрате» запланировано множество трюков. За них отвечают каскадеры из группы Александра Самохвалова. Его компания работала на таких масштабных картинах, как «Сталинград» и «Экипаж». Актеры с помощью каскадеров изучали различные техники ведения боя, учились управляться с разными видами старинного оружия. Эти тренировки начались за несколько месяцев до начала съемок и продолжаются во время работы над картиной. Тут важно не потерять физическую форму.

Исполнитель главной роли Илья Малаков большинство трюков выполнял сам. Исключение делалось только для тех сцен, в которых нужна особая физическая подготовка, и был риск, что актер может себе что-то повредить. Тогда в кадр входили дублеры.

— У нас Коловрат ведет бой двумя мечами, вращая их вокруг себя, — пояснил Илья. — Так что мне пришлось освоить и эту технику. Признаюсь, что временами бывает по-настоящему тяжело. Но мне кажется, что я справляюсь… Впрочем, судить об этом не мне, а зрителю…

В прокат фильм «Коловрат» планируют выпустить в апреле будущего года.